Надо Знать

добавить знаний



Маруся Чурай


Marusya Churay.jpg

План:


Введение

Маруся Чурай ( 1625 - 1653) - полулегендарная Украинской народная певица и поэтесса времен Хмельницкой что, по преданию, жила в Полтаве. Ей приписывают авторство ряда песен: "Ой не ходи, Грицю", "Катились повозки с горы", "Засвит встали казаки" и другие. Также известна как Маруся Чураивна.


1. Биография

По преданию, Маруся Чурай родилась в 1625 (по другим версиям - в 1628 или 1629) году в семье казацкого сотника Гордея. После смерти отца, который в 1648 году был сожжен как мятежник в Варшаве на костре, осталась жить с матерью в Полтаве. В юности девушка имела много поклонников, среди которых был молодой казак Иван Искра, но свое сердце она отдала Григорию Бобренко (по другим версиям - Григорий Остапенко), сын хорунжего Полтавского полка, с которым впоследствии тайно обручилась. Со вспышкой Хмельницкого в 1648 году Григорий отправился на войну, обещая вернуться. Девушка ждала его 4 года. Однако когда Григорий вернулся в Полтаву, он уже не обращал внимания на Марусю, так полюбил другую, Ганусю из зажиточной полтавской семьи. Преданная девушка не выдержала потери и решила отравить себя зельем, что она тайно взяла в местной старушки-ведьмы, но которое нечаянно выпил Гриша. Летом 1652 года полтавский суд приговорил Марусю к смертной казни, но ее был амнистирован универсалом Богдана Хмельницкого, который принес Искра, где отмечалось дарить ей жизнь "за заслуги его отца и сладкие песни". Для покаяния девушка ходила на богомолье в Киев, но вернувшись в 1653 году в Полтаву умерла в возрасте 28 лет, не перенеся смерти любимого (по другим данным - в 1652 году в Полтаве от чахотки вскоре после амнистии или стала монашкой какого-то из украинских монастырей).


1.1. Песни

2. Историография

В XIX веке фигуру Маруси - талантливой составительницу песен, - что отравила неверного возлюбленного, волновала многих деятелей украинской культуры. Так, тему отравления неверного любовника обыгрывают Левко Боровиковский в балладе "Чародейка" (1834) и Степан Руданский - баллада "Розмай" (1854). Маруси Чурай посвящена оперетте "Ой не ходи, Грицю ..." (1876) харьковского драматурга С. Александрова и драму М. П. Старицкого с таким же названием. Однако, это произведения, в основу которых положены песню Маруси "Ой не ходи, Григорий, и на вечерницы", и поэтому у них велика доля вымысла. Первая же попытка показать подлинные события из жизни Маруси Чурай принадлежит писателю Г. Бораковский, который, используя рассказы старого казака с Полтавщины, создал драму "Маруся Чурай - украинская писнетворка". Через восемь лет В. Самойленко написал стихотворную драму "Маруся Чураивна", в которой, однако, действительные факты щедро пересыпанные авторскими домыслами.

В 1839 году в книге "Сто русских литераторов" напечатана историческая повесть Александра Шаховского Маруся - малороссийская Сафо", в начале которой автор указал, что "содержание повести основан на исторических фактах". А. Шаховской не был фольклористом и сведения о героине получил от Квитки-Основьяненко, который интересовался рассказами о Марусе Чурай и собрал о ней большое количество материалов, к сожалению, потерянных вместе с архивом писателя.

Еще один биографический очерк "Маруся Чурай, малороссийская певица", печатный протяжении 1877-1879 гг петербургским журналом "Пчела", принадлежит А. Шкляревский. Автор отмечает, что песни Маруси Чурай зачастую связаны с ее личной жизнью, и приводит много собранных фольклорных материалов о ней.

Многие справочных и научных трудов XIX века содержат материалы, посвященные Маруси Чурай. Например, в многотомном издании "Русский биографический словарь" есть статья В. Гарский [1] "Маруся Чурай", где указано: "Из песен, безусловно принадлежат Маруси, наиболее известны" веют ветры "," Ой не ходи, Грицю "," Гриша, Гриша, к работе "," Сидит голубь на берегу "," Катились повозки с горы "и др.". В статье М. Голицына о Марусе Чурай сказано, что она была "импровизатором украинских песен и одной из лучших певиц своего времени". Еще стоит упомянуть статью профессора Киевского университета П. Владимирова Участие русской женщины в развитии народной словесности и первые русские писательницы XVIII века", где он отмечает: "Песни Маруси Чурай относятся к первой половине XVII века. Мы не знаем, насколько обоснованно приписываются ему известны малороссийские песни "веют ветры, веют буйные" или "Ой не ходи, Григорий и др.., но бесспорно, Маруся Чурай была импровизатором некоторых малоросийськихписень " [2]. Так, П. Владимиров полностью согласен с мнением, что Маруся Чурай - историческая личность.

Но, например, профессор М. Возняк считает, что "только в фантазии построена песенное творчество Маруси Чураивны, которой поприписувано несколько песен (" Ой не ходи, Грицю "," Зажги встали казаки "," веют ветры, веют буйные "," Гриша, Гриша, к работе и др..). Произошло это, вероятно, с легкой руки неопытного знатока Украина кн. Шаховского, что в повести" Маруся, Малороссийская Сафо "подсунул героини со времен Хмельнитчины совершенно произвольно написания упомянутых песен" [3].

Итак, записи преданий о Марусе Чурай до нас не дошли и, вероятно, потерялись в архивах, но упомянутые художественные, справочные и научные работы свидетельствуют о существовании такого фольклора, а соответственно, и о существовании Маруси Чурай. Еще одним подтверждением этого является такой интересный факт, представленный в "Послесловии" Л. Кауфмана: "Украинский советский поэт Иван Хоменко, собирая материалы для своей драматической поэмы "Марина Чурай", нашел в материалах казацкого законодательства XV-XVII веков текст приговора полтавской писнетворци. Этот интересный и, пока, единственный документ, который доказывает историчность человека Маруси Чурай. Содержание приговора, стиль и языковые особенности дают основание считать его подлинным историческим документом " [4].


3. Образ в культуре

К его образу обращались также Иван Сенченко (Ой не ходи, Григорий, и на вечеринку"), Мария Вольвач (пьеса "Охайнулась, да поздно"), В. Черемша (повесть "Маруся Чурай", 1969), Юзеф Богдан Залеский, Ольга Чюмина (Михайлова) и др. [5] [6].


Примечания

  1. псевдоним Вадима Модзалевского.
  2. Владимиров П. В. Первые русские писательницы XVIII века и участие русской женщины в развитии народной словесности и древнерусской письменности: Критико-исторический очерк. - Киев, 1892. - 38 с.
  3. Возняк М. История украинской литературы: В 2 кн. - М.: Мир, 1994. - Кн. 2. - 560С.
  4. Девушка из легенды. Маруся Чурай: Песни / Л.С. Кауфман (Упоряд., подгот. Текстов и послесловие) М.Стельмах (передм.). - М.: Просвещение, 2005. - 120с.
  5. Воронина Д., Вакулик И.И. Литературная жизнь баллады о Марусе Чурай / / НУБиП Украины [1] - www.rusnauka.com/6_PNI_2011/Philologia/8_80018.doc.htm
  6. Маруся Чурай [2] - www.pisni.org.ua/persons/1322.html

5. Источники и литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам