Массагеты

Массагеты ( дав.-гр. Μασσᾰγέται , лат. Massagetae ) - Собирательное имя, которое использовали античные авторы для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен в описаниях скифов. Культура массагетов тесно связана с саками настолько, что точно идентифицировать принадлежность археологических памятников невозможно - используется термин "культуры Сако-массагетских круга". Предполагается, что массагеты говорили на одном из иранских языков [1] [2] [3] [4]. Основные очаги культур Сако-массагетских круга - зоны Центрального и Восточного Казахстана, Приаралья, Семиречья, Памира.


1. Происхождение названия

Карта расселения

Существует несколько версий происхождения названия. Томашек и Маркварт предполагают, что название связано с авестийским masyo = "рыба" (Страбон характеризовал массагетов как "рыбоеды"). Отсюда происходит masyaka ~ masyaga с осетинским суффиксом множественного числа. Есть объяснение его как составного из слов "масс", "сака" и "и", что означает "большая сакская (скифская) орда". Более вероятно, что этноним означал - "большие геты", что отчасти близко "да (большие) юэчжи" за древнекитайскими летописями.


2. Упоминания массагетов в Геродота

" Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Аракс напротив исседонах. Другие считают их также скифским племенем [5]. "
" ... Массагеты носят одежду, подобный скифскому, и ведут похожий образ жизни. Дерутся они на конях и в пешем строю (и так и сяк). Есть у них обычно также луки, копья и боевые топоры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых топоров они изготавливают из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии. [6] "
" Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыболовством (в реке Аракс чрезвычайно большое количество рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это - солнце. Солнцу они приносят в жертву лошадей, считая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву быструю существо на свете. [7] "

3. Обычаи

По Геродоту, саки жили на правобережье Сырдарьи в Приаралье. Вот как он описывал их: "Саки же

" (Скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими лугами и кинжалами. Кроме того, у них были еще сарагисы - боевые топоры. "

Археологи, исследовавшие курганы и другие памятники скифского времени в Восточном Казахстане и в Приаралье, нашли многочисленные подтверждения существования здесь некогда могущественных и богатых кочевников.

Массагеты расселились с Закаспия к Амударьи. Они кроме скотоводства занимались еще рыбалкой на Амударье. По Геродоту

" Массагеты носят одежду, подобный скифского и ведут сходный с ними образ жизни. Дерутся они на конях и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые топоры. Из золота и меди у них все вещи ... Железа и серебра у них нет в быту, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии. "

По Геродоту, подвержены Томирис сражались пешими и на конях, кони имели на груди латы (Фалары, иногда с изображениями) утварь и оружие они изготовлялись из меди и золота. По Страбону, они поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Так как до массагетов относили и зависимые от них этносы, то под этот этноним попадали жители прикаспийских и Приаральских болот и островов, живших примитивным собирательством и рыбной ловлей, но также некоторые из них знали земледелие (например, хорезмийцы).

Союзные массагетам саки, впоследствии частично перешли на службу Персии, участвовали в походах на Грецию и другие страны.


4. Исторические сведения

По рассказу Геродота, именно на земле массагетов погиб знаменитый полководец, основатель Персидской державы Кир II.

Саки и массагеты обитали на северных границах великих азиатских государств древности - Персии, Согдианы, Парфии. Они воевали с величайшими полководцами - Дарием I, Киром, Александром Македонским. Кочевники Средней Азии в III-I вв. до н. э. участвовали в создании Парфиянського и Кушанского царств, может быть, что их первые царские династии были связаны с саками или массагетами.

Кушанского царства и Парфия использовали мобильность и воинственность кочевников в войнах против Персии и Индии, постоянно расширяя свои владения. Сами же воины постепенно меняли свои привычки, смешивались с другими группами государств и постепенно растворились в них. Когда в III в. н. е. большие среднеазиатские государства распались, то о Саков и массагетов уже никто не слышал.


5. В поздней традиции

Позднеантичные повествования считали, что в память о Томирис город Томы (ныне Констанца, Румыния) - несколько веков столица Малой Скифии [8].

Прокопий Кесарийский в VI веке [9] сравнивал образ жизни славян и массагетов: "Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как и в массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские обычаи. И никогда даже имя в славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племена называли спорами ("рассеянными" (1)), думаю потому, что они жили, занимая страну "Спорады", "рассеянно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много "/> [10]


Примечания

Среди полных сведений источников с массагетами материалы фундаментальной "Археологии СССР", включая монографии:

  • Степь европейской части СССР, скифо-сарматский время. 1989 год.
  • Степная полоса азиатской части СССР, скифо-сарматский время. 1992.
  1. Karasulas, Антоний. Конные лучников степной 600 г. до н. э-AD 1300 (Elite). Osprey Publishing, 2004, ISBN 184176809, р 7.
  2. Уилкокс, Питер. Рима Враги: парфян и Сасанидов. Osprey Publishing, 1986, ISBN 0-85045-688-6, стр. 9.
  3. Gershevitch, Илья. Кембридж История Ирана (том II). Cambridge University Press, 1985, ISBN 0-521-20091-1, стр. 48.
  4. Груссе, Рене. The 'Empire степей. Rutgers University Press, 1989, ISBN 0-8135-1304-9, стр. 547.
  5. Геродот, I, 201
  6. Геродот, I, 215.
  7. Геродот, I, 216.
  8. ВДИ. 1947-1949; указатель 1950 до свода источников В. В. Латышева
  9. [Кесарийский http://www.adfontes.veles.lv/viz_slav/prokopii1.htm Прокопий. С "Готской войны". Публ. по изд. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по в VII. н. э.] / / Вестник древней истории.1941. № 1. С.. 230
  10. Сложность проблемы массагетов и саков близка величине к проблеме этногенеза скифов, которые не укладываются в одну индоиранских тенденцию [[Категория: Википедия: Нет источников с Ошибка: неправильное время]] Ошибка выражения: неожиданный оператор <.