Надо Знать

добавить знаний



Массовое общество



Массовое общество - теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде урбанизацией, развитием средств массовой коммуникации и массовой культуры, общей образование, демократизацией политики и др.), активно разрабатывалась в 1920-1960-е годы.

Особенностью массового общества является разрыв социальных связей, обособленности отдельных индивидов, отсутствия у них индивидуальности, устойчивых и общезначимых моральных ценностей. Личностный статус человека формируется на уровне социальной группы, общества, ремесленного цеха, аристократического "света", церковного прихода. Но непрерывные вертикальные и горизонтальные перемещения больших групп людей, характерные для индустриального общества, разрушают уровень соседского, профессионального, религиозного общения, общения в "своем кругу" и основным уровнем общения становится семья. Человек начинает воспринимать общество как множество других таких же похожих на него индивидов, которые одеваются в тех же универсальных магазинах, ездят в тех же поездах и трамваях, которые читают те же газеты, и так же, как он, одиноких.

Поэтому потребность в самоутверждении переносится на национально-государственный уровень, на уровень всего общества и политические интересы приобретают личностный, особенно значимый характер. Такое обостренно личное восприятие национальных, государственных нужд делает любой конфликт как в государстве, так и в международных отношениях личным делом миллионов людей и придает ему особенно острый, болезненный характер. Это создает для элит неограниченные возможности манипулирования атомизированным массами. Теория массового общества таким образом объясняет причины революции 1917 г. в России, а также появление фашизма и его приход к власти в Италии и Германии.

Наиболее детально проблема массового общества исследуется в работе Х. Ортега-и-Гассета "Восстание масс" (1930 г.). Он писал, что в отличие от прежних времен, когда массы находились в "задников общественной сцены", сейчас они на авансцене истории, что и вызвало тяжелый кризис в Западной Европе. Ортега-и-Гассет напоминал, что небывалое увеличение спектра человеческих возможностей, расширение пространственных и временных границ его мира произошло внезапно, за одно поколение. Средний человек, который чувствует себя "как все" и зная, что он посредственность, "имеет наглость утверждать везде и всем навязывать свое право на посредственность". Приобщаясь к благам цивилизации очень быстро, он не только не усваивает культуры прошлого, но и отрицает ее.

В двадцатом веке хамство стало очень острой проблемой, и этим оно обязано прогресса. Массы крестьян были вырваны из патриархальных условий, в которых держались патриархальные табу, урбанизированные. Там, где развитие происходило особенно быстро, в странах центральной Европы, поздно вступили на путь прогресса и спешили догнать и перегнать, рост хамства был особенно грозным. Он поставил под вопрос само существование европейской цивилизации.

- Из выступления Г.Померанця "О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива" [1]


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам