Медальерного искусства

Медальерного искусства - искусство изготовления монет и медалей, гравировка штампов (матриц) для отпечатков. Существует и техника литья произведений как маленьких скульптур (техника потери воска). Вид искусства малых форм, близкий к глиптики и прикладных произведений (медальон). В медальерном искусстве широко используют гербы, аллегории, девизы, надписи, год изготовления, портреты, орнаменты, рыб или птиц, изображения животных.

Царь Филипп II Македонский, отец Александра

1. Материалы

Традиционно материалами для медальерного искусства служат металлы и сплавы, сохраняют пластичность в процессе изготовления и долговечность отпечатков. Это золото, серебро, медь и их сплавы. Существуют поодинаки образцы памятных медалей вроде античных, вигитовлених в эпоху Возрождения и барокко из дерева или кости. Распространенного использования эти материалы не имеют. Потребность в дешевых материалах для медальерной дела обратила художников к использованию керамики, фарфора, кожи, пластмасс в 20 веке.


2. Рождения монетного дела

Считают, что первые монеты возникли в Лидиський государстве и Греции между 8 и 7 веками до н. е. медальерного искусства Древней Греции стояло на уровне лучших достижений других пластических искусств. Давньорецьки источники не сохранили имен медальеров древности. Есть только одно исключение - монеты и медали Сицилии, имеющие подписи с именами мастеров. В городе Сиракузы зафиксирована деятельность Кимона и Евайнета в сутки тирании двух Дионисия. В Древней Греции изготовлением монет занимались мастера глиптики-резьба по полудрагоценными камнями, что послужило для печатей. Хотя имен медальеров Греции не сохранилось, известно, что они пользовались большим уважением.

Распространение международных контактов способствовало появлению монет с надписями на двух языках.

Двуязычная серебряная монета царя Менандра на греческом и языке пали.

2.1. Медальерика Древнего Рима

Само слово ?монета? происходит не из Греции, а из Древнего Рима. Мастеров называли "scalptores monetae", почти скульпторы монет. Римляне, надменные и алчные, с презрением относились ко всякому труду. Их богатство основывалось на грабежах и постоянных загарбнцьких войнах. Поэтому на римских монетных дворах работали рабы. Даже председатель двора-praepositus-почти всегда был рабом. Если римлянам требовались образованных мастера, они не получали образование, а покупали рабов с образованием. Римские монеты не имеют имен медальеров, а из источников известно, что к мастерам относились как к ремесленникам невысокого ступени. Особенностью монет и медалей Древнего Рима является высокий рельеф и не всегда правильный круг формы. Монеты, также, были разного диаметра (от 3 мм до 58 мм)



2.2. Медальерного ремесло средневековой Европы

Кризис медальерного искусства началась еще в Греции в начале 3 года до н. е. Бурные годы Древнеримской империи, ее распад на Западную и Восточную, варварские войны, возникновения новых государств-не способствовали медальерном искусству. Находки монет эпохи готики лишь подтверждают наличие кризиса и в новых государствах или ее очень невысокий уровень.

Золотой солид с портретами византийских императора Льва IV и его сына Константина. 8 века н. е.

2.3. Монеты Киивськои Руси

Своих монетных дворов Киивська Русь сначала не было. Поэтому старые монеты князей Владимира Всятославича, Святополка и Ярослава Мудрого были изготовлены мастерами из Византии. А в начале 11 века изготовление монет прервалось. Само же искусство медальерикы упадок.

2.4. Итальянское возрождение медальерного искусства

Монета, йморвирно сделана Аристотелем Фьоравантиы. Между 1475-1483 гг

Италия-страна с тысячелетним развитием культуры разных народов. Именно в Италии не забывали мастерство изготовления скульптур из бронзы и литейное дело. Знания в этих областях (при наличии древнеримских образцов медальерной дела) побудило возродить подзабытое искусство. Для эпохи итальянского Возрождение становится характерной универсальная лицо мастера, сведущего в различных областях. Микеланджело (1475-1564) успешно занимался скульптурой, писал фрески, был способным инженером и выдающимся архитектором. Но универсальность началась не с него, а из мастеров предыдущих суток. Среди них подзабытый инженер, архитектор и медальер Аристотель Фиораванти (ок. 1415-бл.1486). Сохранилась монета с надписью "orristoteles" и всадником - рыцарем. Под копытами коня - условное изображение цветка, вероятно, знака Фиораванти. Фиораванти был приглашен в Москву, где мастер построил Успенский собор, существует до сих пор.


2.5. Благодарность мастеру Пизанелло

Пизанелло. Медаль в честь Цецилии Гонзага. Обратная сторона - дама с единорогом
Медаль Пизанелло в честь пребывания Иоанна VIII Палеолога во Флоренции

Мемориальные медали не были присущи античности и средневековья. Для мемориальных целей использовали монеты денежные. Тем не менее в Италии начали изготавливать медали в знак какого-то владельца или значимого события. Сохранились мемориальные монеты 1390 из Падуи, изготовленные неизвестным мастером для герцогов Каррары. Нашли и медали неизвестных мастеров 1396 и 1417 с Венеции.

Но возрождение медальерного искусства связывают с произведениями живописца и медальера Антонио Антонио Пизанелло (бл.1392-1455). Встреча в 1437-1438 гг с императором Византии Иоанном VIII Палеологом во Флоренции стапи предлогом создания медали в его честь. Делал медали и на другие события.

Признаком большую популярность медальерикы в Италии стало коллекционирование монет и медалей. Они стали предметом купли и продажи, вещами, хранили и гордились. Мемориальная медаль в честь Козимо Медичи в рельефном исполнении включил в портрет юноши и прославленный Сандро Боттичелли (ок. 1475 Флоренция, Уффици). Среди прославленных мастрив мадальерикы 16 века-скульпторы Леоне Леони и Бенвенуто Челлини.

Были медали двусторонние и односторонние. Мастер Кремоны Андреа камбий (бомбарда) изливал односторонние медали. Отсутствие рельефа на обратной стороне компенсировалась утонченностью и ювелирной труда на единой стороне.

Как и все риновиды искусств, медали всосали стилистику суток. Утренние портреты на медалях почти повторяют портреты масляными красками итальянских примитивов начальной суток возрождения. Произведениям 16 века присущи черты царившей тогда маньеризма.

Возрождение медальерного искусства из Италии быстро распространилось странами Западной Европы. В Италии высокий уровень медальерикы продержался 150-180 лет. В начале 17 века искусство упадок пришли ремесленные произведения.

  • Неизвестный из Флоренции, медаль Козимо Медичи-поковитель (аллегория мудрого правления, в 1469 г.)

  • Алессандро Виттория, п-т Николо Вичентино, 1555

  • Неизвестный из Мантуи, Якоба Корреджо, ок. 1500 г

  • Бартоломео Мельйоли, герцог Лодовико ИИ Гонзага, 1475


2.6. Медальер Франции и Германии

Неизвестный, Франция, король Луи XII, ок. 1500

Медальерного искусства Франции расцвело в 16 веке и продержался до конца 17го. Самыми известными мастерами Франции были Варен и Гийом Дюпре (бл.1576-1647). Дюпре был главным медальером Парижского монетного двора. Он создал золотую медаль в честь короля Генриха IV, Марии Медичи и будущего короля Луи ХИИI. ( Эрмитаж, Петербург).

Среди лучших мастрив-медальеров в Германии были Альбрехт Дюрер, Генрих Рейц, Фридрих Хагенауэром. Последний удивил воспроизведением в медалях своих близких и родственников.

Зберилася уникальная модель будущей медали в металле, изготовленная из дерева. Она создана в честь жителя Нюрнберга Иеронима Вааля, 1543 г. (Эрмитаж, Петербург) На первой стороне-портрет Вааля, на обороте-аллегория на тему "помни о смерти" с черепом и Амуром, что заснул.

Немецкие мастера широко использовали религиозные сюжеты. Особую страницу занимают медали на политические темы и медали-Карикатуры. В эпоху Реформации в Германии появились медали-оборотни. На одной стороне был портрет папы римского. Было достаточно перевернуть его вверх дном-и на вас смотрел дьявол. Популярность таких медалей была сумасшедшая.

Принцип оборотня знал Джузеппе Арчимбольдо и использовал его в своих произведениях ("Огородник" и "Повар").

Заметным явлением немецкого медальерного искусства середины 16 века были произведения гравера, скульптора и медальера Йоахима Дешлера (1500-1571).

  • Медаль в честь кардинал Гранвелла, 1548

  • Медаль в честь Луки Сицингера старшего, 1554

  • Медаль в честь Иеронима Паумгартнер, 1553

  • Медаль в честь Никколо Мадруццо, 1550


Папа римский Григорий XIII.
Папа и медаль

Шестнадцатый век - время появления в религиозном и политической жизни Западной Европы протестантизма. Европейская религиозная община раскололась на два лагеря - католицизм и протестантизм. Успехи протестантизма были настолько значительными, что породили религиозную войну на полное уничтожение протестантизма со стороны католиков, известное как Реформация и Контрреформация. В странах, охваченных протестантизмом, покатилась волна спален людей, иконоборчества, далее - массовых убийств протестантов католиками. Среди самых позорных и громких - убийство французских протестантов (гугенотов) Варфоломеевская ночь в Париже 1572 года и убийство 10.000 протестантов-жителей Антверпена воинами-католиками Испании. Но воинственный сопротивление Рима не помешал полностью отойти от католицизма - Великобритании, Швеции, Голландии, Швейцария, отошла от католицизма и ряд немецких княжеств.

Папский Рим праздновал каждую мельчайшую победу над протестантами. Привлеченными к этому были и мастера-медальера. Папа римский Григорий ХИИИ приказал отчеканить медаль в честь убийства трех тысяч протестантов Парижа в Варфоломеевскую ночь. Так медальерного искусства было привлечено к религиозной и политической жизни 16 века.


2.7. Медали 17 века

Феличе Антонио Казони, п-т Лавинии Фонтана, 1611 Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Период барокко дала больше коллекционеров медалей, чем выдающихся мастеров в этой области. Большое распространение имели кабинеты -личные мебель, где хранили драгоценности, письма, пишущие, монеты и медали. Позже кабинетами стали называть и залы, где ставили эту мебель.

Выработка медалей не прекратилось. А на горизонте медальерного искусства возникли новые государства. Известно, что Лжедмитрий Первый после захода в Москву дал приказ в 1605 р.виробиты несколько медалей. Они сохранились. Считают, что их произвели штемпелями мастеров Польши из Кракова или Сандомир.

После баталии под Нюрнбергом в 1632 г. король Швеции Густав-Адольф Васа приказал произвести особые медали для военных, которые носили на золотых цепочках. Они предшественники наград нового времени.

В Москве 1682 царевна Софья наградила медалью генерала А.Шепелева за победу над мятежными стрельцами.

  • Польский король Сигизмунд III Ваза и жена Анна Австрийская, 1598 г.

  • Польский король Сигизмунд III Ваза, 1611 г, Национальный музей (Познань).

  • Медальер Самуэль Аммон, Сигизмунд III Ваза, 1619 г.

  • Пятнадцать дукатов времен Сигизмунда III Вазы, 1617 г., герб Речи Посполитой


2.8. Австрийский талер и доллар, 18 века.

Талер Марии Терезы. Лондонское чеканки (Hafner 63).


Серебряную весовую монету Австрии-талер императрицы Марии Терезы-использовали в международной торговле 18 в. Это началось еще с 1741 года, как монета вышла в обращение. С 1780 г. на монете начали чеканить й год. Ее чеканили на монетных дворах а также в Милане, Праге, Галле, Гюнцбурзи, Карлсбурзи. 1946 Венский монетный двор отменил все права на изготовление монет другими государствами. Серебряный талер императрицы Марии Терезы, правившей в Автрии, Богемии и Венгрии (1740-1780 гг), имел обращение и в только что созданных Соединенных Штатах. Талер был оборот вместе с испанским долларом и повлияло на появление доллару США.



2.9. Медальерного искусство 19 ст.в Европе

Медальерного искусства в 18 ст.зазнало спада. Талантливых мастеров перетащили к себе архитектура, живопись, скульптура, литература.

Медальерного искусства вступило мощи лишь в 19 в. Много полезного для медальерной дела сделал француз Шапелен.

Эстафету медальерного искусства подхватили его ученики-Ротю, Шапи, Дюбуа, Верно, Ботте. Чуть в стороне от учеников Шапелена стоит творчество Огюста Каена (1822-1894), скульптора-анималиста, ученика прославленного Франсуа Рюда.

Среди других медалями занимались Филиппе Сперанца и Франческо Бьянки в Италии, в Великобритании-Джон Пинч, Р.Отто - в Германии.

  • Давид д'Анжу, литератор Альфред Мюссе, 1831 г.

  • Давид д'Анжу, генерал Ж.Б. Клебер, 1831 г.

  • Жюль Клемент Шаплен, Сара Бернар, 1889 г.


2.10. Медальер всех стран, соединяйтесь! 20 века.

В 20 веке возникло много различных международных организаций. Среди других и ФИДЕМ-Международная федерация медальерного искусства. 1937 директора семи крупнейших монетных дворов Европы собрались в Париже и создали свою организацию. Так объединились банкиры, скульпторы, музейщики, меценаты, сторонники медальерного искусства из 44 стран мира. Раз в 2 года федерация проводит конгрессы и международные выставки медальерного искусства. Цель федерации-популяризация медальерного искусства и поддержка скульпторов и мастеров медали. С конца 20 в. участие в работе ФИДЕМ принимают и мастера независимой Украины.


2.11. Медальерного искусства Украины конца 20 в.

  • Медаль в честь 500-летия со дня выхода в свет первой книги украинского автора, аверс

  • Реверс.1983 год, г. Львов

  • Пять копеек Украина 1992, никель.

  • Скульптор Коломиец Инна Антоновна "Декрет о земле", медаль, бронза, 1972

Монета 10 гривен с изображением П. С. Орлика
Монета 10 гривен с изображением IC Мазепы

В конце 20 в. Украина получила независимость и создала свою государственность. Государство не существует без денежного обмена и монетных дворов. Лишь перенос монетного двора из города Луганск позволяет назвать расположение 1-го монетного двора независимой Украины.

Появились и коллекции медалей-одна из них в Музее медальерикы и фалеристики при областном отделении Украинского фонда культуры. Среди новых образцов юбилейных медалей - медаль по поводу 100-летия Львовской галереи искусств, которая отмечалась в 2007 году. Доля медалей покрыта слоем серебра. Уникальна и именная медаль директора галереи, Героя Украины - Возницкого Бориса Григорьевича, которую мастера пластики города Львов выполнили в одном экземпляре.

Медальерного искусства Украины 20 ст. еще изучается. Есть только небольшие очерки и биографии некоторых мастеров. Идет также постоянный поиск новых материалов и сплавов для изготовления юбилейных медалей. Так, по случаю 300-летия города Глухов ( Сумская область) было решено создать юбилейную медаль с ницельбера (а не серебра, как то обычно). Это удешевит тираж и предоставит возможность приобрести юбилейную медаль большему кругу потребителей.

Своя школа мастеров-медальеров сложилась в городе Мариуполе Донецкой области, среди которых Ефим Харабет, В. Узбек, Ю.Шевяков.

2005 года победителями на ежегодном Международном конкурсе монетного дизайна, который проводит Монетный двор Японии, стали украинские художники - братья-близнецы Александр и Сергей Харуки и Владимир Таран за создание дизайна монеты "Природа Украины" (который привсячено животному рыси, которую внесен в Красную книгу). Первое место конкурса называется "прекрасная работа".


2.12. Цветные монеты

Развитие медальерного искусства в мире спричинив появление цветных монет. Они производятся для коллекционеров. Цветной бывает обычно только одна сторона, а сам цвет наносят цветным лаком или глазурью. Канада вычеканила монету в 25 центов с изображением цветка красного мака. Австралия произвела цветные монеты серии "Лунный календарь". Россия в 2008 г. произвела цветную монету в 2 рубля номиналу.

Источники

  • "Памятные медали", Киев, "Искусство", 1988 (рус)
  • "Медали эпохи Возрождения в Эрмитаже", Л, "Аврора", 1987, набор открыток (рус)
  • Земцов С. М. "Аристотель Фьораванти", М, Стройиздат, 1985 (рус)
  • Майская М. И. "Пизанелло", М, "Искусство", 1981 (рус)
  • Даскалова Р. Первая республиканская выставка медалей / / Изобразительное искусство, ч. 4. - М. 1975
  • "Специальные исторические дисциплины". Киев, 1992. С. 184-190.

См.. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал