Медиа-образование

Медиа-образование - часть образовательного процесса, направленная на формирование в обществе медиа-культуры, подготовку личности к безопасной и эффективного взаимодействия с современной системой СМИ, включая как традиционные (печатные издания, радио, кино, телевидение), так и новейшие (компьютерно опосредованное общение, интернет, мобильная телефония) медиа с учетом развития информационно-коммуникационных технологий [1].

То есть медиа-образование имеет целью воспитание медиа-грамотности.


1. Подходы к МО

Еще в 1984 году ЮНЕСКО так определила суть медиа-образования: "Обучение теории и практических умений для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматривается как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Его следует отличать от использования СМИ как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний ".

"Российская педагогическая энциклопедия" определяет медиа-образование как направление педагогики, которая обеспечивает изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.


2. Основные принципы медиа-образования в Украине

Личностный подход.
Медиа-образование базируется на актуальных медиа-потребностях потребителей информации с учетом их возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей, имеющихся медиа-предпочтений и уровня сформированности медиа-культуры личности и ее ближайшего социального окружения.
Перманентное обновление содержания.
Содержание медиа-образования постоянно обновляется в соответствии с развитием технологий, изменений в системе СМИ, состояния медиа-культуры общества и отдельных его слоев. Используются актуальные информационные прецеденты, текущие новости, современные комплексные медиа-феномены, популярные в молодежной среде. При осуществлении медиа-образования обеспечивается баланс между актуальной Современность и историческими достижениями.
Ориентация на развитие информационно-коммуникационных технологий.
Медиа-образование опирается на передовые достижения в области информационно-коммуникационных технологий, использует их для организации работы медиа-педагогов, формирования общих информационных ресурсов, облегчения коммуникации и координации в среде взаимодействия участников медиа-образовательного движения. В процессе медиа-образования учитываются тенденции развития новейших медиа.
Уважение национальных традиций.
Медиа-образование базируется на культурных традициях народа, учитывает национальную и этнолингвистической специфику медиа-потребностей ее субъектов, обеспечивая паритетность их взаимодействия и конструктивность диалога.
Приоритет морально-этических ценностей.
Медиа-образование направлено на защиту общественной морали и человеческого достоинства, противостоит жестокости и различным формам насилия, способствует утверждению общечеловеческих ценностей, в частности ценностном отношению лица к людям, обществу, природе, искусству, труда и самого себя.
Гражданская направленность.
Медиа-образование по мере вступления формы медиа-образовательного движения способствует развитию в стране гражданского общества. Она опирается на потенциал общественных объединений и ассоциаций, согласовывает свои усилия с развитием других общественных движений. При этом медиа-грамотность граждан превращается в важная составляющая политической культуры общества.
Эстетическая насыщенность.
Медиа-образование широко использует лучшие достижения различных форм современного искусства и эстетического воспитания средствами изобразительного искусства, музыки, художественной литературы, кино, фольклорных практик, развивается на основе потенциала существующих в обществе в целом и на местном уровне институтов и отдельных проектов художественного профиля.
Продуктивная мотивация.
В рамках медиа-образования сочетаются акценты творческое восприятие медиа и развитие способности учащегося, создавать собственную медиа-продукцию. Производство в медиа-образовательном процессе медиа-продукта с целью его дальнейшего использования в сообществе, на фестивалях, конкурсах и т.п. способствует формированию продуктивной мотивации участников медиа-образовательного процесса.

Примечания

  1. Концепция вровадження медиа-образования в Украине - www.ispp.org.ua/news_44.htm (Одобрено постановлением Президиума Национальной академии педагогических наук Украины 20 мая 2010 года, протокол № 1-7/6-150). , Страница обсуждения Концепции