Надо Знать![]() |
ВведениеМедресе ( араб. : مدرسة, мадраса множество madāris مدارس "место, где учат") - средняя и высшая школа в мусульман Ближнего и Средний Востока, а также Пакистана и Северной Индии. 1. ПонятиеАрабской мадраса - это вообще любая школа и / или учебное заведение. Так, выделяют мадраса исламия - "исламская школа", мадраса деенийя - "религиозная школа", мадраса Кхас - "частная школа". Медресе открывались обычно при больших мечетях. В них готовили служителей культа ( имамов), учителей начальных мусульманских школ - мектебе, а также служащих госаппарата. Учебными дисциплинами в медресе были и есть:
И хотя типичной исламской образованием считалось изучения наизусть отдельных отрывков или даже целого Корана (такой курс назывался хифз / араб. حافظ قرآن или حافظ , Соответственно, те, кто заучивали Коран наизусть Хафиз), очень рано, со специализацией дальнейшего обучения по отдельным направлениям / факультетов (право, теология, медицина и т.д.) наметился разделение медресе на обычные исламские школы и учреждения высшего образования [1]. В последние ученики проходили курс 'алим или Улама ( араб. علماء ), Что во время обычно растягивался на 10-15 лет. Только выучившись столь длительное время, студенты становились улемами - учеными и высоко уважаемыми членами общества. 2. История и современность медресе2.1. История медресеПервое медресе было открыто в 859 году в Фесе ( Марокко). В период IX - ХИИИ ст.ст. медресе распространились по всей территории Ближнего и Среднего Востока, а также в Магрибе, т.е. странах, откуда ислам зародился и в тех, которые подверглись исламизации. В период Средневековье медресе были значительными центрами культуры - фактически первыми университетами (джамия) в современном понимании, в которых действовали лучшие ученые своего времени, такие как Аверроэс и Авиценна и, не в последнюю очередь, благодаря которым достижения античной науки и философии стали достоянием позднего по времени западно-европейского Возрождение. Во времена Аббасидов была создана целая сеть медресе, которая помимо Персии, Аравии и Магриба охватила также и некоторые территории Западной Европы - Аль-Андалус (большая часть современной Испании) и Сицилийский эмират на Сицилии [2] и территории современных Афганистан, Пакистана, Пенджаба ( Северная Индия). Знаменитые медресе действовали в Каире (университет-джамия Аль-Азхар, осн. 975) и Багдаде (университет Мустансирия, возбуждение. 1233). В позднюю сутки Османской империи именно в медресе велось обучение большинства подданных, включая Албанией, Боснией и населением других покоренных стран на Балканах. К концу существования Золотой Орды в XV в. вместе с принятием ислама мусульманская культура, в т.ч. и медресе, распространились на огромной территории Поволжье (в тюрков татар и башкир) и Средней Азии и Казахстана. Известными медресе XV - XIX вв были медресе Бухарского ханства в Самарканде (медресе Улугбека) и Бухари; также действовали медресе в Казани и Уфе. В XVII - ХИХ ст.ст. медресе распространились во многих частях Африки - в Западном и Восточном Судане. 2.2. Медресе на территории УкраиныНа территории современной Украина, в частности, Крыму, первые медресе появились фактически сразу с проникновением ислама на полуостров. Так, медресе, построенное ханом-реформатором Узбеком в городе Солхат (совр. Эски Кирим / Старый Крым), датируется 1314 годом. С определенной долей оговорки это учебное заведение можно назвать едва ли не старейшим в Украине, по крайней мере в Крым точно. С обретением независимости Крымского ханства от Порты в 1-й пол. XV в. значительным образовательным центром стало Зынджырлы-медресе, основанное Менгли Гераем недалеко новой ханской столицы Бахчисарай [3]. С присоединением Крыма к Российской империи в 1783 г. начался массированное наступление на права и культуру крымских татар, что выражалось и в религиозных притеснениях. Однако, на 1876 г. в Крыму существовало 40 древних медресе, где обучалось несколько сот учащихся (сохтив). Крымские медресе XIX в. можно разделить на несколько типов: бывшие столичные Бахчисарайские медресе (Ханское, Орта и Зынджырлы-медресе) городские и сельские ( карасубазарське Текье, керченский Сары-Эмин и сельские в Ташлидаири, Узун-баши и Акчура) и все остальные, главным образом, по селам. Именно крупнейшие крымские медресе стали базой осуществления джадидистськои реформы просвещения крымских татар на границе XIX - XX вв [4]. 2.3. Медресе в ХХ в. и по современностиВ 20-30 гг ХХ в. в ряде стран мусульманского Востока происходили процессы демократизации и вестернизации общественного порядка ( Турция во главе с Ататюрком, Тунис за Бургибы), вследствие чего произошло реформирование системы народного образования - по медресе закреплялась роль учреждений религиозного (мусульманского) образования, обучение в которых, однако, признается среднее образование и дает возможность продолжить обучение в религиозных высших учебных заведениях. Тогда же ячейками исключительно изучение исламской теологии стали медресе в Боснии, перестав выполнять роль учреждений народного образования. В остальных мусульманских стран, в частности африканских, ближневосточных, Пакистана и Индии в 60-х гг ХХ в. сложились 2 типа медресе - светские учреждения, в т.ч. и частные, общего образования (но с обязательным изучением основ ислама) и ячейки по изучению Корана, готовящие служителей культа. В СССР в мусульманских республиках и автономиях медресе были ликвидированы, восстановления их деятельности как организаций по изучению ислама, в т.ч. и в АР Крым в современной Украине произошло с демократизацией общества в конце 1980-х гг 3. Архитектура медресеКак архитектурное сооружение медресе сложилась в Х - ХИИ ст.ст. (Медресе Низамие в Харгирди, Иран, XI в.; медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаск, XII в. и т.д.) Медресе представляет собой 1-2-этажное здание с прямоугольным двором, кельями, мечетью и аудиториями. Существуют региональные различия в архитектуре медресе - в Средней Азии мечеть и аудитории расположены в корпусе здания, по обе стороны портала, в Сирии и Египте они занимают обратные двор лоджии. В Малой Азии двор медресе обычно покрывается массивным куполом. Медресе украшается резьбой на камне, стука ( алебастровой штукатурке), дереве и терракоте и глазурованными плитками. 4. Сноски
5. Источники и ссылки
Том 6 .. К., 1981, с. 433 код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |