Международная электронная коммерция

Международная электронная коммерция


1. Положение в мире

1.1. США

На сегодняшний день лидером в сфере новейших технологий электронной коммерции является США. Этому способствовало устойчивое экономическое зростання1990-2000 гг, сопровождалось увеличением производительности труда вдвое за этот период. В то же время стремительно развивалась индустрия коммуникационных технологий, значительно повышалось количество пользователей, радикально изменилась стоимость компьютеров и их комплектующих. Если в 1990 г. только 15% семей США имели компьютеры, то сегодня этот показатель превышает 50%. Причина заключается в том, что в период с 1987 до 1994 года компьютеры дешевели на 10 - 12%, а с 1995 г. - почти на 20% ежегодно.

Отрасль электронной коммерции растет очень динамично - в начале века она удваивается ежегодно, а в конце 2003 года объем мировой торговли через Интернет достиг почти 1,25 млрд долл.. США (1).

Важным компонентом развития является создание отраслевых Интернет-рынков. Так, например, в 2000 году три мировые автомобильные корпорации - "Форд мотор", "Дженерал моторс", "Даймлер-Крайслер" с целью содействия закупки комплектующих деталей и других товаров, ускорение производственного процесса и снижение себестоимости конечной продукции объявили попытки создать крупнейший в мире специализированный автомобильный Интернет-рынок, который также позволит уменьшить срок доставки комплектующих и автомобилей покупателям с 2 месяцев до 10 дней.

Важная отрасль электронной коммерции - коммерция "бизнес - потребитель" - ускоряет темпы развития. Несмотря на то, что большинство мировых пользователей вошли в Интернет только два года назад, по данным Forrester Research, в 1994 г. потребители США потратили на покупку в Интернете только 240 млн долл.., А в 2000 г. - уже около 10 млрд дол. США. Из них 33% - на компьютерные товары, 23% - на путешествия, 13% - на развлечения, 10% - на цветы и подарки, 5% - на одежду. Около 40% покупателей США используют свои web-сайты для проведения хотя бы некоторых коммерческих трансакций.

Увеличивается и количество пользователей, делают регулярные покупки в онлайне. Так, в 1998 г. это примерно 6 млн семей, а к 2010 г. эта цифра должна достигнуть 20 млн.

Объем торговли через Интернет уже исчисляется несколькими триллионами долларов. В ближайшие годы он достигнет 10 трлн., Что эквивалентно всей экономике США. Безусловно, за счет выхода в онлайн и благодаря сокращению или полному отказу от традиционных расходов, связанных с ведением бизнеса, компании во всем мире сэкономят несколько млрд дол.

Таким образом, вышеизложенные факты позволяют сделать вывод, что электронная коммерция станет одним из самых мощных сегментов национальной экономики не только США, но и многих стран мира, с успехом внедряют новые технологии во все сферы жизнедеятельности общества.


1.2. Европа

Тенденции электронной коммерции в Европе в ближайшее время развиваются в направлении расширения Интернет-экономики. В ближайшие два года ожидается увеличение пользователей электронной коммерции, что приведет к росту продаж в 20 раз. Быстрый рост числа пользователей Интернет приведет к тому, что в этом регионе мира половина населения будет иметь доступ в Интернет. Крупнейший рынок электронной коммерции в Европе в Германии (30% от общего объема, причем планируется, что в 2004 г. 95% немецких семей будут подключены к Интернету), далее следуют Великобритания (23%), Франция (9%). Укрепление позиций Интернет-экономики связано с ожидаемым повышением уровня жизни населения европейского континента и увеличением национального богатства. В Интернет-сегменте рынка основными будут продукты программного обеспечения и услуги. Европейский рынок информационных технологий будет развиваться в направлении увеличения количества услуг для различных секторов экономики: для промышленного сектора - электронная торговля "бизнес-бизнес", для финансового сектора - Интернет-банкинг, для энергетики - онлайновый билинг, для транспортного сектора - онлайновое планирование и управление перевозками, для торговли - Интернет-магазины, для образования - дистанционное обучение. В ближайшие три года ожидается активное использование новых форм электронной торговли: беспроводной, голосовой, телевизионной. Более 80% руководителей европейских фирм от подобных технологий ждут большего эффекта, чем от обычной электронной коммерции.


1.3. Украинский сектор

За последние два года рост украинского сегмента Интернета (UAnet) наблюдается во всех направлениях. Аудитория UAnet удваивалась ежегодно за последние три года, по разным оценкам, составляет от 2 до 4% населения. UAnet включает в себя более 12 тыс. украинских сайтов. Ожидается ежемесячный рост посетителей UAnet на 15%, 56% аудитории UAnet представлена ​​жителями Украины, 19% - России, 12% - США, 8% - Западной Европы, 5% - другие. Регулярная аудитория пользователей UAnet, проживающих в Украине, - 450 тыс., а пользователей Интернета - от 750 тыс. до 2 млн человек. Быстрое увеличение пользователей Интернет станет двигателем Интернет-сектора в Украине. Интернет-экономика нашей страны представлена ​​отраслями компьютерной техники и коммуникациями, рекламой и медиа-индустрией, Интернет-услугами, электронной коммерцией.

Сфера Интернет-коммерции развивается не так быстро, как другие сегменты отечественного Интернет-рынка, и имеет скромные инвестиции, так как Интернет-магазины еще не получили массового признания украинскими покупателями. В авангарде украинской электронной коммерции Интернет-магазины Molotok.com.ua, Bambook, Azbooke, Webshop. Kiev.ua. Через UAnet сегодня хорошо продаются товары, не требующие контакта с покупателем: книги, кассеты, карты мобильной связи, компьютеры и комплектующие. Многообещающим является рынок туристических услуг, рынок продаж и аренды жилья, продаж автомобилей, драгоценностей, редких товаров. Время, по информации компании TNS Interactive, всего 4% жителей Украины имеют доступ к сети Интернет и только 1% пользователей является одновременно Интернет-покупателями (2).

Очень перспективным в Украине есть такая форма организации информационной и торговой взаимодействия между компаниями через Интернет, как электронная коммерция "бизнес-бизнес". В условиях углубления международного разделения труда, активного развития совместной коммерции, когда предприятия не только покупают друг у друга продукцию, но и совместно трудятся над производством новых товаров и услуг, электронная коммерция такого направления приобретает особое значение, поскольку она предусматривает формирование длительных партнерских отношений между предприятиями , которые осуществляются через коммуникационные сети.

В Украине уже создаются корпоративные порталы, в пределах которых систематизируется корпоративная информация и предоставляется доступ к ней сертифицированным пользователям. Примером являются корпоративные системы компаний "Квазар-Микро" и Softline. Перспективным для Украины является создание электронных рынков, систем управления цепочкой комплектации, систем управления взаимоотношениями с клиентами. Важным шагом в направлении внедрения любых систем "бизнес-бизнес" является использование открытых международных стандартов. В Украине уже существуют технические условия применения этих технологий - создан национальный электронный каталог товаров.

Для активного включения Украины в международный электронный бизнес необходимое:

  • - Активное внедрение базового оборудования, компьютеров и телекоммуникаций, в том числе и в сельской местности, что обеспечит расширение компьютерной грамотности населения и надлежащий уровень развития инфраструктуры;
  • - Стимулирование быстрого развития инфраструктуры сети: развитие интернет-магазинов, сетевых бизнес-структур, операторов сети и создание несколько крупных отечественных Итернет-порталов;
  • - Обучение профессиональным и общим навыкам работы в Интернете на всех уровнях образовательной системы, включая госслужащих;
  • - Развитие внутреннего потребительского рынка, повышение покупательной способности путем достижения стабильного экономического роста.