Надо Знать

добавить знаний



Мейерхольд Всеволод Эмильевич


Vsiewolod E. Meyerhold.jpg

План:


Введение

Vsiewolod E. Meyerhold.jpg

Всеволод Эмильевич Мейерхольд ( рус. Всеволод Эмильевича Мейерхольд , Настоящее имя - Карл Казимир Теодор Майергольд ( нем. Karl Kasimir Theodor Meyergold ) 28 января (9 февраля) 1874, Пенза - 2 февраля 1940, Москва) - российский и советский театральный режиссер, актер, педагог, народный артист Республики (1923). Один из реформаторов театра.


1. Жизнеописание

Родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмиля Мейергольда, владельца винно-водочного завода. Увлечение родителей театром, музыкой, участие в детских спектаклях домашних сыграли важную роль в формировании будущего режиссера.

Интерес к театру окреп у мальчика во время учебы в гимназии, где Мейерхольд был участником любительских спектаклей, посещал пензенский драматический кружок под руководством Дмитрия Волкова. Гимназический курс Мейерхольд завершил поздно, так как трижды оставался на второй год.

В 1895 году Мейерхольд окончил 2-в Пензенскую гимназию и в том же году поступил на юридический факультет Московского университета. Сложные отношения с семьей привели к тому, что Карл принял православие и в честь писателя Гаршина выбрал имя Всеволод. Тогда же при отказе от немецкого гражданства в российский паспорт был вписан измененная фамилия Мейерхольд.

В 1896 году Мейерхольд бросил учебу в университете и поступил в музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества, которое окончил в 1898 году.

В том же году он был приглашен Владимиром Немировичем-Данченко в труппу Московского Художественного театра, где получил амплуа острохарактерных актера. За четыре сезона, проведенных в МХТ он сыграл 18 ролей, среди которых Треплев в спектакле "Чайка", Тузенбах в "Трех сестрах", Иоганнес Фокерат в "Одиноких", Иоанн в "Смерти Иоанна Грозного". Мейерхольд был первым исполнителем ролей Василия Шуйского в спектакле "Царь Федор Иоаннович", принца Арагонского в спектакле "Венецианский купец", маркиза Форлипополи в "Шинкарци", Тирезия в "Антигоне", Мальволио в "Двенадцатой ночи".

12 февраля 1902 Мейерхольд объявил о своем выходе из состава труппы МХТ. С весны 1905 года до января 1906 Мейерхольд вновь играл в составе труппы - выполнял роль Треплева в восстановленном спектакле "Чайка".

С 1902 года началась его самостоятельная режиссерская работа. Он возглавил вместе с Александром Кошеверова группу молодых актеров в Херсоне, которая называлась "Общество новой драмы".

С 1902 по 1905 годы Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей. В настоящее время началось формирование художественной программы режиссера, связанной с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра. Наиболее полно эта стилистика воплотилась в Петербургском театре имени В. Ф. Комиссаржевской, где в 1906 году Мейерхольд стал главным режиссером. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, среди которых ?Сестра Беатриса" Мориса Метерлинка, "Балаганчик" Александра Блока, "Жизнь человека" Леонида Андреева.

В 1908 году Мейерхольд был приглашен в состав режиссуры петербургских императорских театров. Он 10 лет проработал в Александрийском и Мариинском театрах, поставив там 21 драматический и 10 музыкальных спектаклей.

В петербургский период работы началась педагогическая деятельность Мейерхольда. Всеволод Емильйович преподавал в театральной школе Даннемана, на музыкально-драматических курсах Полока. В 1913 году открылась его студия. Мейерхольд развивал идею воспитания актера, уверенно владеет своим телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое задание режиссера. В книге "О театр" (1913) он теоретически обосновал концепцию "условного театра", противоположенную сценическом натурализма.

В 1915 году Мейерхольд снял как режиссер фильм "Портрет Дориана Грея" по роману Оскара Уайльда, где сыграл роль лорда Генри, а в 1928 году на экраны вышел фильм "Белый орел", в котором Мейерхольд исполнил роль сенатора.

После революции 1917 года, которую Мейерхольд приветствовал он активно участвовал в работе Театрального отдела Народного комиссариата просвещения. В 1918 году он первым из выдающихся деятелей театра вступил в члены ВКП (б), сотрудничал с Театральной советом, а после переезда правительства в Москвы стал заместителем заведующего отделением Петроградского ТЭО Наркомпроса.

Там же в Петрограде он руководил инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства.

В 1921 году Мейерхольд организовал Высшие режиссерские мастерские, на базе которых в 1922 году был создан Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), при котором существовал театр ГИТИСа. В 1923 году он был официально переименован в Театр имени Всеволода Мейерхольда (ТИМ), с 1926 года - Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда (ГОСТ).

Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Мариинском и Ленинградском малом оперном театрах, осуществил постановки драм Пушкина на радио (1937).

Режиссерская деятельность Мейерхольда с 1920-х гг сосредоточилась в Тима, который он возглавлял с 1920 по 1938 год. ТИМ поставил 26 пьес, большая часть которых принадлежала современным советским авторам. Постановками "Мистерии-буфф", "Клопа", "Бани" Владимира Маяковского, "Мандата" Николая Эрдмана, "Ревизора" Николая Гоголя и других театр Мейерхольда завоевал громкую славу.

Тем не менее, театр был обвинен в отрыве от советской жизни и от советской литературы, в тяге к писателям, которые оказались врагами народа, в противостоянии общему курсу на социалистический реализм.

17 декабря 1937 в газете "Правда" вышла статья "Чужой театр".

7 января 1938 постановлением Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР ТИМ был ликвидирован как таковой, занимает "чужие советскому искусству, насквозь буржуазные формалистические позиции".

В эти трагические дни Константин Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки Всеволоду Эмильевич, и Мейерхольд принял приглашение Станиславского и перешел в его оперный театр.

7 августа 1938 Станиславский умер, и уже ничто не могло спасти опального Мейерхольда.

В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступлений студентов института им. Лесгафта на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа.

В ночь с 19 на 20 июня 1939 Мейерхольд был арестован в своей квартире по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году.

1 февраля 1940 Военная коллегия Верховного суда приговорила Мейерхольда "к высшей мере уголовного наказания расстрелу с конфискацией принадлежащего ему имущества". 2 февраля 1940 Мейерхольд был расстрелян в Бутырской тюрьме в Москве.

26 ноября 1956 Всеволод Мейерхольд был признан незаконно репрессированным и посмертно реабилитирован Военной Коллегией Верховного суда СССР.


1.1. Личную жизнь

Всеволод Мейерхольд был женат на Ольге Мунт, на которой он женился в 1896 году. У супругов родились три дочери.

Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх, в которую режиссер влюбился с первого взгляда. Райх стала женой Мейерхольда, и он усыновил ее детей от первого брака с Сергеем Есениным.

2. Память

По общему признанию Всеволод Мейерхольд - ключевая фигура в театральном искусстве ХХ века, режиссер, чей опыт изучают и используют театральные деятели во всем мире.

В 1984 году в Пензе открыт Музей сценического искусства имени Всеволода Мейерхольда. В 1999 году на его территории установлен первый в мире памятник режиссеру.

В 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию режиссера и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России основан Центр имени Мейерхольда (ЦИМ).

2 февраля 1990 впервые отмечался день смерти Мейерхольда (прежде точная дата расстрела была неизвестна).


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам