Надо Знать![]() | ВведениеМеланезия ( греч. Черные острова ) - Совокупность островных групп в Тихом океане, чьи жители не говорят ни на полинезийских, ни на Микронезия языках, а также темнокожими. Меланезия расположена на северо-востоке от Австралии.
В Меланезии относятся такие группы островов:
1. Государства Меланезии 2. Верования
Меланезийские верования содержат в себе веру в духи фигона (хигона). Главный фигона Агунуа считается творцом мира. Иногда создание мира приписывается, братьям першотворцям, которые борются между собой. Один из них наделен мудростью, находчивостью, чувством достоинства, именно он создает порядок и блага цивилизации, которые обеспечивают нормальную жизнь, в то время как второй брат, коварный, непереборчив в средствах и глупый, портит создано и сам творит злые вещи. Наряду с фигона известны здаро (Атар) - духи моря, деревьев, морского берега, причиняющих людям вред, но передают им во сне искусство поднос и семейные обереги. К фигона и Адар обращаются за поддержкой перед военным походом. В Манус и у жителей острова Лау ( Фиджи) известны духи-покровители, которые не имеют ничего общего с родственными предками и не были в прошлом людьми, за каждым из них также закреплены пещеры, камни, деревья. Хотя во многих местах Меланезии духи природы и духи мертвых называются одинаково и между ними прослеживаются некоторые связи, принципиальные представления о смерти, духов мертвых, землю усопших, у каждого племени имеют оригинальное корни. Типичные представления об уходе духов мертвых в "свою" землю, обычно локализуется на острове, под землей или под водой, о путях духов, о средствах переправы в землю мертвых, о ее устройстве и представление о тамошней "жизни". Вместе, духи мертвых длительное время (или даже постоянно) находятся вблизи от дома или в доме в качестве хранителя. В Манус в качестве оберегов выступают ближайшие мертвые родственники. Обязанность подопечного - осуществить весь комплекс похоронных ритуалов и хранить череп мертвого; долг личного духа - охранять живого от "чужих" духов. При нарушении духом этого долга (особенно после смерти подопечного) череп выбрасывается. Считалось, что дух мертвого может войти в младенца, воплотиться в камне или животному. Религиозные представления меланезийцев в значительной степени определялись концепции мана - свойственной людям, животным, предметам особой жизненной силой. Считалось, что такой силой обладают предки. На этом представлении основана магическая практика общения с предками. В представлениях о предках в ряде случаев сохраняются четкие следы тотемизма, которые проявляются как в религиозной доктрине, так и в реальной родовой организации и генеалогии. На островах Лау отдельные родственные группы вели свое происхождение от тотемных предков - от специального вида дерева - ву ("предок"), мифической куриды, белого пса и от других животных и растений. При этом такие предки превращались в рыб, птиц или в деревья и именно в этой форме непосредственно влияли на членов "своих" коллективов, помогая или причиняя вред. Рассказы о встречах с перевоплощенным предками должны были, в частности, разъяснять способы их умилостивления и предупреждать о том, что соответствующие виды животных или растений нельзя убивать, есть подобное. Прямыми потомками тотемных предков считались предки кланов. Способность духов к воплощению, их представление потомкам в преобразованном виде свидетельствует о нерасчлененное сообщение представление о коллективной ответственности с представлением о перерождении. Частью почитания предков появился распространенный в ряде мест тайный культ, участники которого с помощью особых ритуальных операций "получали" мана от предков, которые выполняли в данной ситуации роль личных покровителей и защитников. Участники ритуалов должны знать заклинательные песни (Мекей), непонятны непосвященным. См.. также
Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |