Надо Знать

добавить знаний



Мень Александр Владимирович


Oleksandr Men1.jpg

План:


Введение

Мень Александр Владимирович ( 22 января 1935 - 9 сентября 1990) - священник Русской Православной Церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословия, истории христианства и других религий.


1. Биография

Родился в Москве, в семье еврейского происхождения. Прабабушка отца Александра - Анна Иосифовна, рано овдовела, однако одна воспитала семерых детей. В молодости, в период своей жизни в Харькове, она тяжело заболела и ее исцелил молитвой сам отец Иоанн Кронштадтский (не так давно причислен Православной Церковью к лику святых) [1].

Отец - Владимир Григорьевич Мень 1902 года рождения, работал инженером на текстильной фабрике. Мать - Елена Семеновна Мень родился в 1909 году. С юности тянулась к христианству. Изучала в Харьковской частной гимназии православное вероучение.

В возрасте шести месяцев он был крещен вместе с матерью. Крещение было совершено тайно священником Катакомбной церкви отцом Серафимом.

Учился А. В. Мень в московской школе в Стремьянному переулке, которая ныне известна как школа № 1060. Учился в Московском меховом институте ( 1953 - 1954 годах), затем в Иркутском сельхозинституте ( 1955 - 1958), откуда исключен за религиозные убеждения.

1 июня 1958 года, был рукоположен в диаконы, через месяц после отчисления из сельхозинститута.

1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) - в священники в Донском монастыре епископом Стефаном (Никитиным), и направлен вторым священником в храм Покрова Пресвятой Богородицы в село Алабино (50 км. от Москвы).

1964 год - отец Александр был переведен в Церковь возле станции Тарасовка на Ярославской железной дороги, где проработал вторым священником 6 лет.

1970 год - о. Александр был переведен в храм Сретения Господня в г. Пушкино, под Москвой (Ярославская железная дорога). В этом храме он прослужил вторым священником в 1989 года, когда был назначен настоятелем.

9 сентября 1990 года его жизненный путь был оборван рукой убийцы, когда он шел на Воскресную литургию. До сих убийцу не найдено.


2. Творческий путь

2.1. Формирование представлений

Кроме отца Серафима (Батюкова) на молодого Александра Меня произвели Б. А. Васильев, М. А. Голубцов и М. Е. Толкачев.

После возрождения Православной Церкви в 40-х годах духовные дети отцов меч, сохранивших жизнь и свободу, организовали в Москве подпольный кружок, который собирался в основном на квартире Бориса Александровича Васильева. Тайный священник, палеонтолог, этнограф и историк, автор книги о Пушкине (ему принадлежит книга "Духовный путь Пушкина". М, 1994 г.) эта нешуточная человек прошел через тюрьмы, лагеря и ссылки. Именно Васильев поощрял Александра изучать библейскую историю, древний Восток, и всегда призывал согласовывать современные научные знания с верой.

На почве екменизму в студенческие годы контактировал с Николай Евграфович пестика (1892-1982). Интеллектуал, открытый миру, профессор, доктор химических наук, Товкачов помог Александру узнать западное христианство.

В подростковый период читает книги по философии, богословию, биологии, истории, часто посещает консерваторию, ходит в зоопарк рисовать животных. Позже о. Александр часто повторял: "Бог дал нам две книги: Библию и природу".

В середине 50-х будущий о. Александр сближается с другом и прихожанином отцов меч - священником Николаем Александровичем Голубцов, в прошлом дипломированным биологом. Его тогда называли пастырем московской интеллигенции. Николай Голубцов - был человеком открытым и демократическим, способным вести диалог с неверующими

В 50-х годах Александр познакомился с трудами Владимира Соловьева, который с тех пор стал его духовным учителем. О Соловьева говорил, что тот "соединил в нем веру и наследие Святых отцов с философским мышлением". Но софиологии, апокалиптический пессимизм и утопические идеи Соловьева никогда не принимал. В те же годы много читал древних философов: Спинозу, Декарта, Лейбница.

Был в восторге от книги "Столп и утверждение истины" Флоренского. Рассказывал, что из богословов больше всего обязан русской религиозной мысли: Владимиру Соловьеву, Николаю Бердяеву, Николаю Лосский, П. Флоренскому, С. Булгакову (раннем) и С. Франко. Очень ценил С. Трубецкого. Из западных считал важным для себя К. Даусена, Гарнака (хотя его взгляды в целом не разделял), Честертона, Любак. В 1961 году познакомился с трудами Тейара де Шардена, который ему был очень близок. Из новых философов отцу Александру были наиболее близки Бергсон, Джеймс.


2.2. Идеи и взгляды

История Церкви для. Александра - это борьба подлинного христианства с языческими наслоениями. Мракобесия и обскурантизм считал позором для христиан. В своей шеститомного труда по истории религии в. Александр ясно сформулировал свое убеждение, что между данными науки и Священным Писанием нет противоречий. Противоречия видят те, кто не знает истории и литературных жанров Древнего Востока, не умеет читать Библию. Поэтому так много сил он отдал тому, чтобы научить современников понимать Библию. Его знания библеиста получили международное признание уже в 70-е годы, когда он был приглашен принять участие в издании Брюссельской Библии (в ней ему принадлежат комментарии к Пятикнижию Моисея и книг пророков). За границу он в те годы не выезжал, вся работа проходила в Москве.

В своих литературных работах о. Александр ставил перед собой, кроме пастырской работы, следующие задачи: 1) проводить синтез Библии и науки, в частности исторической, 2) рассказывать о церковной истории и жизни в Церкви в свете Евангелия.

О. Александр считал, что важнейшими задачами современного пастыря должны быть проповедь и миссия, а самая большая опасность для христиан - замыкаться в "благополучном" церковной "гетто".


2.3. Книги

Уже в 1959 году он закончил первый вариант одной из своих лучших книг о Христе - "Сын Человеческий" ( Брюссель, 1969, 2 изд. М. 1991). В этой книге автор подает историю земного служения Иисуса Христа, Его жизненный путь через призму тогдашней сознания человечества.

А в 1960 году начал писать шеститомное "Историю религий" как введение в историю Церкви. В рамках этого исследования, которое проходило в Алабино в Александром были написаны Том 1. "Истоки Религии", Том 2. "Магизм и единобожие", Том 3. "У врат молчания", еще один вариант "Сына Человеческого". В Тарасовского период - Том 4. "Дионис, Логос, Судьба" и полностью переработано первые три тома шеститомника, который объединил название "В поисках Пути, Истины и Жизни".

В Новом Селе о. Александр завершил пятую книгу истории религий Том 5. "Вестники Царства Божия" (Брюссель, издательство "Жизнь с Богом" 1972 год) и шестой том Том 6. "На пороге Нового Завета" (Брюссель, издательство "Жизнь с Богом" 1983 год.).

Эта уникальная работа является детализированным учебником по истории религии - от древнейших времен до современности. Автор проводит читателя с прамонотеистичного прошлого, через древнее язычество, греческий и латинский культы, верования Китая, Индии и Ирана, монотеистическую религию Ветхого Завета - до благовестие Иисуса. Весь этот путь осознания человечества высшей реальности автор дает исключительно на основе анализа соответствующих источников. Эта титаническая работа отца Александра продолжалась более 20 лет и результат ее - шесть томов истории человеческого духа.

Библиологическое словарь (в 3 томах) (Москва, 2002) - трехтомное издание - это более чем 10-летняя работа отца Александра. Это справочное издание содержит тематические статьи по библейскому богословию и библейской критике. В него также включены статьи о выдающихся богословов и ученых священнослужителей, церковных писателей и историков, художников переводчиков и издателей, - тех, чьи работы так или иначе имеют отношение к истории Церкви Христовой.

Но не только эти книги энциклопедического объема, основанные на огромной источниковой базе, остались в наследство от о. Александра. Также очень ценными: "Первые апостолы", "Таинство, слово и образ. Об православное богослужение" (Москва, 1991) "Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета", "Практическое руководство к молитве", "Читая Апокалипсис" и много других статей и очерков.


3. Пастырская практика

Во времена советских репрессий против верующих, когда государство запрещало организовывать какие бы то ни было собрание (молитвенные, или для изучения Библии), о. Александр, начинает организовывать при своем приходе так называемые "малые группы". Эти общины христиан, соединенные доверием и любовью, помогли многим людям по-настоящему прийти к вере, найти друзей, изучить Священное Писание, научиться молиться. В общинах о. Александра создавалось "среда", в котором верующие могли бы чувствовать себя свободно.

4. Критика

О. Александр Мень основывает свой религиозный и историософский мировоззрение на эволюционизме, научной критике Священного Писания, екуменистичному взгляде на бытие Святой Церкви. Однако никогда не навязывал своего мнения, а всегда аргументировал свои взгляды на базе исторических источниках. Он всегда стремился получить интеллектуальную и взвешенную критику своих взглядов, а встречал чаще воинственный обскурантизм и абсурдные обвинения. Несмотря эволюционизм, экуменизм и критический подход к библейскому тексту - о. Александр никогда не оставлял четкой ориентации на Святую Православную Церковь.


5. Значение для Православной Церкви

Труда "Сын Человеческий", "История религий. В поисках Пути, Истины и Жизни" в шести томах, библиологическое словарь в трех томах - является уникальным явлением в новейшей православной историософии и религиозной философии. Гигантский объем проведенной работы можно оценить прочитав раздел "библиография" каждой из вышеприведенных книг.

Эти работы являются чисто научными, однако написанные живым языком. Их тематика сосредоточена на пересечении религии, истории, философии и культурологии - и не имеют аналогов в современном православном богословии. Такой научной работы, которая бы включала все религиозные искания человечества и приводила их к общему знаменателю во Христе - к о. Александра православная историософия, экклезиология и философия не имела. Его наследие переведена на многие языки мира. Украинским выдано "Сын Человеческий" и "Первые апостолы" издательством "Светильник".

Живая, открытая и яркая личность отца Александра - как сплав настоящей деятельной любви к Христу и честной интеллектуального труда на пользу ближнего - ярко воплотилась в его литературном наследии и находит своего читателя по всему миру.


6. Библиография

6.1. Переводы украинских

Греко-католическим издательством "Светильник" было сделано несколько переводов на украинский язык: "Сын Человеческий", "Первые апостолы", "Отец Александр Мень отвечает на вопрос".

6.2. Российской


7. Книги об отце Александра


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам