Надо Знать![]() |
Примечания Введение![]() Карта финно-угорских племен до прихода славян Меря - давний финно-угорский народ, родственный современным марийцами [1], существовавшего на территории современного Московской, Владимирской, Ярославской, Ивановской и Костромской областей. 1. ИсторияВпервые упомянуты в VI веке готским летописцем Иорданом под названием Мерен. Впоследствии о меря рассказывали и русские летописи. В "Повести временных лет" меря расположена в районе озер Неро (?Ростовское озеро?) и Плещеево ("Клещина"). [2] По предположению Леонтьева, в VI веке мерянские племена переместились из района средней Оки (культура Рязано-окских могильников ) на север. Ближайшими к мере по происхождению являются племена мурома, мордва, и марийцы, в меньшей степени - все. Эта группа племен, включавшая в том числе и населения, оставило памятники типа Безводнинського могильника, сформировалась во вторую половину I тысячелетия н. е. в результате движения балтов с верховья Оки вниз по течению, до левобережья Волги. В начале X века меря принимала участие в военных походах Олега. Начало контактов с восточными славянами относится к IX - XI ст. Территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества. 2. ИсследованиеОдним из первых археологов, исследовал мерянские памятники в середине XIX века, был граф Уваров. Раскопав в XIX веке более 5000 курганов на этнических московских территориях, он по совокупности признаков идентифицировал эти угро-финские захоронения как мерянские. При раскопках вокруг озера Неро были обнаружены Сарский городище (племенной центр мере) и 19 поселков, принадлежавших мере. Указанные поселения располагались на склонах возвышенностей коренного берега озера, занимая берега ручьев и рек Сара, Устье, Которосль в пределах досягаемости друг от друга. Другой центр мерянских поселков расположен вокруг озера Плещеево. С меньшей плотностью памятники мере расположены по течению реки Нерли (Клязьминского), в окрестностях Ярославля и в Костромской области до Галича Мерьського. 3. КультураМеряне были носителями примитивной угро-финской собирательно-охотничьей культуры, что подтверждается многочисленными археологическими раскопками. Предполагается, что племя меря было наследником Дьяковского культуры. Среди занятий мере можно выделить также скотоводство, огородничество, охотничий и рыболовный промысел. Среди ремесел были наиболее развиты: кузнечное, косторезное. Исследования выдающегося российского исследователя графа Уварова показывают, что современные русские являются прямыми потомками народа меря. В культуре людей, проживающих на мерянских землях (Центральная Россия) остались проявления ее культуры, в частности святые камни и рощи, а также некоторые местные традиционные праздники. Обращение к народу типа: "Ну что, миряне, сделаем это дело?" родилось от названия этноса меря, когда-то это было обращение к народу на имя "меря". В переводе на русский выражение должно звучать так: "Ну что, люди, возьмемся за это дело?" Русское слово "мир" в смысле "На миру и смерть красна" происходит от древнего названия предков современных русских племени меря. История народа меря - это, по сути, история Московского княжества, место проживания этого этноса стало центром Российского государства, современные русские являются прямыми потомками мере. Мерянские традиции и сейчас ощутимы в материальной культуре и погребальной обрядности жителей Центральной России; наследие меря оказалось и в физическом виде современного населения России [3]. 4. Современные меряПрямыми потомками летописных меря есть современные россияне, а если быть точным - жители современной Московской области Российской Федерации и прилегающих к ней территорий. Некоторые историки, филологи и этнографы склонны считать, что прямыми потомками летописных меря является костромских марийцы. В то же время, в Парфеньевському, Антроповському, Вохомському, Нейских, Галицком районах Костромской области, Мышкинский и Некоузському районах Ярославской области и других есть некоторые коренные русскоязычные жители, которые хотели бы считаться представителями народа меря, хотя все последние переписи населения их записывали русскими. Современные меряно имеют свои интернет-сайты "merja.org", "Merjamaa - Меряне Мастор", "Меряния" и другие, где представлены национальные герб, флаг и гимн, участвует в дискуссиях на финно-угорских сетях ("Уралистика" и др. .). В 2010 году был снят художественный фильм "Овсянки", посвященный жизни современных меря. В наши дни Киевский лингвист А. Б. Ткаченко опубликовал ряд работ, в которых он пытается доказать, что кацкари - прямые потомки летописной народа меря [4]. Он сделал попытку реконструировать некоторые особенности пропавшей языка и выдвинул гипотезу, что кацкий говор сложился под влиянием местного финно-угорского субстрата, также несет в себе несколько десятков слов, происходящих из мерянской языка. Работы О. Б. Ткаченко вызвали дискуссию в профессиональной среде, как доброжелательные отзывы за смелый замысел, так и резкое неприятие. Оппоненты Ткаченко указывают на крайнюю проблематичность любых реконструкций, учитывая почти полное отсутствие фактического материала и от того безнадежность поставленной задачи и шаткость всех теоретических построений. Тем не менее, следует отметить, что в начале ХХ века М. М. Виноградов в работе "Галивонские Алеманы. Условный язык галичан (Костромськой губернии)" вспоминает около 200 слов вероятно мерянской языка употреблялись в языке костромичей и галичан до 3 - й четверти XVIII века [5]. Никаких доказательств, что современные "Меряне" являются прямыми потомками одноименного летописного народа, не существует. Однако, согласно части 1 статьи 26 Конституции РФ, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Многочисленные научные исследования по антропологии, этнографии и археологии однозначно доказывают, что современные русские - это и есть угро-финский этнос меря. 5. Известные люди
Источники
Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |