Микеланджело да Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо ( итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio , Ломб. Michelangiul Merisi d? Caravagg ) ( * 28 сентября 1573 - ? 18 июля 1610) - итальянский живописец периода раннего барокко, основатель европейского реалистической живописи 17 века, работавший в Риме 1592 - 1606, затем в Неаполе и на Мальте. Его жизнь была столь же драматичным, как и его искусство (ему пришлось оставить Рим после убийства человека). Он создал мощный стиль, используя контрасты света и тени и точно фокусируясь на предметах, иногда использовал драматическое приближения. Он писал из моделей, часто в образах святых и мадонн изображая простых римлян, людей с улиц и рынков. Примерами могут служить "Евангелист Матфей", толстый, далек от классических идеалов "Вакх с бокалом вина", "Обращение Савла в апостола Павла" (Санта Мария дель Пополо, Рим), персонажи "Отпора главы Иоанна Крестителя".


1. Биография

1.1. Отсутствие образования, дневников, биографа

История изучения жизни и творчества Караваджо тяжелая и непростая. Почти все факты жизни художника добыто из записей его врагов. В Караваджо не было прижизненного биографа, а о его молодости и бандитскую поведение узнали из судебных протоколов. Он никогда не вел дневников, не писал писем друзьям или родным (Как Питер Пауль Рубенс), не писал стихов (как Микеланджело Буонарроти), не создал какого-то трактата о живописи (как его враг Джованни Бальоне), нет ни одного достоверного допортретного эскиза или какого-либо другого рисунка художника к его картин [1]. Не сохранен фактов о дне его рождения, а даты жизни и смерти взяты из эпитафий, которые собирал адвокат Марция Милези, хранящихся ныне в Ватикане. Современные проверки эпитафий открыли в них определенные ошибки.

Воспоминание о молодого художника найдены в книге Карела ван Мандера за 1604 год, но Карел встречался с художником. А только записал недостоверные переводы других, среди которых были и итальянские источники [2].

О Караваджо можно говорить как о человеке без тогдашней образования, он автодидакт, художник, учился самостоятельно спешке, художник, создавший себя сам.


1.2. Ранние годы

Место рождения художника неизвестно. В семье было четверо детей, один из которых стал священником. Отец и мать умерли рано, парня в мастерскую художника устроил один из братьев [3]. Первоначальное обучение получил в Симоне Петерцано в городе Милан, представителя позднего маньеризма. От учителя получил первоначальные художественные навыки, но небольшие, потому что никогда не рисовал пейзажей, примерно знал, как делаются фрески (их нет в творчестве мастера), имел недостатки в композициях картин. Маньеризм, как художественный стиль, никак не отразился в произведениях Караваджо - ни в композициях, ни в колорите.

После получения своей доли отцовского наследства, перебрался в Рим. Время настоящих испытаний, достойных разве что взрослого, пришел Караваджо довольно рано, еще в подростковый период. Юноша нуждался, зарабатывал случайными заказами. Устроился в мастерскую художника Чезаре дьАрпино помощником, где рисовал на его картинах фрукты и цветы [4].


1.3. Первые влиятельные меценаты

Повезло молодому художнику с первыми, влиятельными меценатами. Ими были кардинал Франческо дель Монте и маркиз Винченцо Джустиниани. При дворе кардинала художник получил жилье и деньги, а также первые крупные заказы. Картины Караваджо для часовни Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези принесли художнику громкую и скандальную славу в Риме. Картина "Избрание апостола Матфея" вызвала сенсацию. Посмотреть на новую и необычно реалистичную картину совпали посмотреть как римские, так и иностранные художники [5].

Первые годы жизни в папской столице принесли молодому художнику и первое признание, и несколько скандальную славу вискоченя, и первых серьезных заздризникив. Среди затронутых и оскорбленных - Федериго Цуккари, что 1590 года недовольно записал в частном письме о 18-летнем соперника:

Я не удивляюсь, что у Караваджо столько сторонников и покровителей, потому экстравагантность его характера и его живописи более чем достаточна, чтобы родить эти явления. А наши высокие господа, считающие себя тем больше знатоками, чем больше их богатство и чем больше их должности, признают прекрасным все, что имеет блики нового и неожиданного [6].

Это был этап раннего итальянского барокко, которое вырастало и формировалось из маньеризма и культивировало все яркое, новое и неожиданное, что так точно подметил маньеристов Федериго Цуккари, заметил и - не понял, что за ним будущее.



1.4. Кардинал Франческо дель Монте

Он был не последним человеком в Риме. Венецианец по происхождению, кардинал был, кажется, олицетворением всех преимуществ состояния и недостатков суток. Он изучал музыку, фармакологию, живопись, астрономию и механику, собирал ботанических и минералогических коллекции. Во дворце кардинала возле площади Навона была значительная коллекция картин, среди которых произведения фламандских, французских, итальянских мастеров. Он был патроном известного ученого Галилео Галилея. Но среди его горячих увлечений - алхимия, жажда создания золота из дешевых материалов и страсть к химическим экспериментам.

Так случилось, что после смерти кардинала Федерико Борромео именно ему поручили попечительства по Академией святого Луки, лучшего римского художественного заведения. После упадка академии при Борромео, дель Монте вернул сюда оживления и надежды, заново торжественно открыв заведение 14 ноября 1593. Он меценат и покровитель художников, среди которых французы Кассино даль Поццо, сам Пуссен и итальянец Федериго Цуккари.


1.5. Мощный сопротивление Федериго Цуккари

Федерико Цуккари

Вероятно, в Риме завязался трагический узел проблем скандально известного художника с коллегами, узел не был мирно разрешен в течение всей жизни Караваджо.

Чтобы иметь официальное признание в Риме, Караваджо начал ходатайство для приема в члены Академии святого Луки. Одобрительные рекомендации предоставили художники Орацио Джентилески Просперо Орси. Но председатель академии - Федериго Цуккари отклонил ходатайство и через сопротивление Цуккари - Караваджо членом художественного гильдии так и не стал.

Композиции художника для церкви Сан Луиджи деи Франчези произвели сенсацию в Риме. Толпа совпадал смотреть на них. Были здесь и озадачены успехом молодого художника - художники Рима, среди них - сам Федериго Цуккари, официальной глава Академии святого Луки. Осмотрев произведения, Цуккари объявил, что не нашел в картинах ничего нового, кроме воздействий художника Джорджоне. Так Цуккари, обиженный успехом Караваджо и привязанностью к нему нескольких богатых заказчиков, раз приобщился к врагам Караваджо, пошел на неблагонадежных поступок, унижая авторитет известного в то время римского художника.

В 20 веке благодаря ходатайству историков и искусствоведов возвращено большой авторитет Джорджоне. Венецианца и его произведения знали в Риме, но относились - осуждающе и неодобрительно. Потому римские мастера предпочитали виртуозном рисунке, фантазийности замысла, ориентации на древнеримские образцы, вообще слабо представленных в творчестве корифеев венецинськои школы. Сравнение ранних произведений Караваджо из колоритом картин Джорджоне в устах Цуккари - не объективность, а попытка врага отравить отзыв о нем, хорошо поняли в того Частный Риме и яд которого скрыта для читателей 21 века.


1.6. Убийство Рануччо Томассон. 1606

Один из первых судебных позывов Караваджо - был по жалобе второстепенного художника Джованни Бальоне. Караваджо и его опасные друзья сделали на неудачника Бальоне клевету, а тот инициировал судебное дело. Неудивительно, что он люто ненавидел талантливого мастера, стал его врагом, осудил и его поведение, и художественную манеру (которую тем не менее сам хорошо использовал). Чтобы разорить авторитет Караваджо у потомков, написал позорную биографию художника в своей книге. Отрывок из клеветы Бальоне:

" В связи с пылким темпераментом Микеланджело (Караваджо) слыл разбойники. Так себе немного шею не сломит, то другого доведет до смертной опасности. И дружил с такими же ворами. Однажды поругался с благородным молодым, Рануччо Томассон, во время игры в мяч. Лайка перешла в драку с оружием. Микеланджело сделал выпад шпагой, ранил того в бедро, от кровотечения тот умер. Вся банда убежала из Рима. "

Это свидетельство врага Караваджо. К сожалению, событие подтверждена документами.


1.7. Южная Италия. Принудительные блуждания

"Юноша с корзиной фруктов"

После совершенного убийства, Караваджо бежал в Южную Италию, где начались три года принудительных блужданий. В Южную Италию Караваджо бежал к знакомым, среди которых модель его ранних картин Марио Миннити, сам художник. Это его лицо улыбается зрителям с картины Караваджо "Юноша с корзиной фруктов".

Как модель Караваджо он исчезает после 1600 года. К тому же его зацепил скандал неуравновешенного Караваджо, в гневе убил Рануччо Томмазини (Томмассони) в 1606 году. Биограф Марио записал, что он сбежал на Сицилии в результате совершенного убийства человека и писал папе римскому в надежде на прощение. Известно, что именно Миннити предоставил убежище беглецу и убийцы Караваджо на Сицилии в 1608-1609 годах, а также помог поэтому получить Заказы на образ для церкви, известный как "Похороны Святой Лючии после пыток".

Из важных событий жизни Караваджо этого периода следует назвать получение звания рыцаря Мальтийского ордена в 1608 году и ссоры, породила смертельных врагов художника среди названных рыцарей. Смертельная опасность побудила Караваджо к бегству из Мальты, а неумолимые воины догнали художника и изувечили его лицо.

Удивительно, что несчастье и блуждание не сказались плохо на произведениях художника, а вдохновение и творческая интенсивность последних лет впечатляют.


1.8. Смерть в книге врага Бальоне

"Затем он перебрался на Мальту, где имел аудиенцию у великого магистра и нарисовал его портрет. Чиновник предоставил художнику звание рыцаря.

Но и там Караваджо поругался с каким-то законником, смертно оскорбил того и попал в тюрьму, из которой сбежал и перебрался на Сицилии, где создал несколько картин в Палермо. Спасая свою жизнь, Микеланджело вернулся в Неаполь, где его догнали рыцари и изувечили его лицо до неузнаваемости. Доведенный местью до отчаяния, тот забрал свое бедное имущество и перебрался на челнок, чтобы морем добраться Рима в надежде на прощение папы римского Павла V. Об этом обещал ходатайствовать карлинал Гонзага. На берегу Караваджо ошибочно арестовали и потащили в тюрьму. Через двое суток освободили, но украли его челнок с имуществом. В отчаянии он бегал на берегу в жару в надежде отыскать челнок и имущество, но все было бесполезно. Художник достался поселка, где заболел лихорадкой. Здесь, безпорадий и лишенный помощи, он и воровски умер, как и жил ".

Могила Караваджо не сохранена. Из архивных записей известно, что Караваджо похоронили на кладбище маленькой церкви Сан Себастьян за городскими стенами портового городка Порто Эрколе, где он умер [7]. В 1950-е годы церковь разрушили, чтобы увеличить улицу и застройку города в эту сторону. Кладбище ликвидировали, кости умерших выкопали и перенесли в просторный склеп. Так исчезло захоронения художника.


1.9. Патография Караваджо

Патография - попытка проанализировать болезни лица и их влияние на психику, поведение и творчество. По скудные биографии Караваджо известно, что тот несколько раз болел и попадал в больницы. Был случай, когда художника лягнув конь и тот лечил травму. Еще больше внимания следует уделить лихорадки. Болота близ Рима были опасными на малярию. Возможно, одной из форм малярии болел и Караваджо, а может, и двумя болезнями одновременно во время вынужденных скитаний.

Среди неблагоприятных условий труда художника - соли тяжелых металлов, прежде всего свинца и ртути. Свинец и ртуть входили в состав почв и красок художника. Почвы с содержанием свинца использовали и другие художники после смерти Караваджо - не менее 250 лет. При отравлении солями свинца - тоже повышаются раздражительность, психическая нестабильность и снижается иммунитет. Человек становится уязвимой от каждой инфекции. В последние дни Караваджо раз имел ранения (было изуродовано его лицо неизвестными), психическую травму и какую-то лихорадку.

Скорее всего он переболел и на гепатит, который дал осложнения на печень. Болезнь переходит в хроническую форму и дает немотивированные приступы гнева, агрессии, делает человека неуравновешенным и неуправляемой. Все это длится годами, десятилетиями и отравляет жизнь родных и людей из окружения человека. Есть случаи преступлений во время возвращения болезни и ее осложнений. К сожалению, вирусный гепатит и его осложнения неизлечимые до сих пор.


1.10. Караваджо и два Лонги

Биография Караваджо связана с двумя лицами по фамилии Лонги.

  • Онорио Лонги (1569-1619) - знал живого художника во времена жизни того в Риме. Онорио был архитектором по специальности, немного старшим по возрасту и имел семью и пятеро детей. Но ничто из этого не удерживало авантюрного Онорио от рискованного поведения и опасных поступков. Именно Онорио был свидетелем ругани Караваджо из Томассон, закончившейся убийством, совершенным горячиться художником. Онорио был вынужден покинуть папский Рим вместе с семьей. Позже он просил папу дарить ему амнистию. Один из сыновей Онорио - Гульельмо Лонги, станет позже кардиналом. В описи имущества Гульельмо Лонги дослиднкы нашли воспоминание о портрете Онорио Лонги кисти Караваджо и некоторые другие картины художника. Ни одна из них не найдена до сих пор.
  • Роберто Лонги (1890-1970) - ученый, мистецтвознавець і дослідник біографії Караваджо. Здається, в 20 ст. не було в Італії людини, яка б більше знала про гарячкуватого і нещасного Караваджо.Саме Роберто Лонгі належить честь відкриття картин Караваджо ранішнього періоду творчості.

2. Произведения

Хворий Вакх
  • Хворий Вакх (Рим, Галерея Боргезе).
  • Юнак, якого вкусила ящірка (Флоренція, збірка Лонгі).
  • Корзина с фруктами ( Милан, Амброзиана).
  • Концерт или "Музыка" (Нью-Йорк, Метрополитен).
  • Лютнист ("Юноша с лютней", Петербург, Эрмитаж).
  • Святые Марфа и Магдалина (Детройт, институт искусств).
  • Гадалка (Париж, Лувр).
  • Покой Святого Семейства на пути в Египет (Рим, галерея Дориа-Памфили).
  • Юдифь и Олоферн (Рим, Палаццо Барберини).
  • Портрет кардинала Маффео Барберини (Флоренция, частное собрание).
  • Ужин в Эммаусе (Лондон, Национальная галерея).
  • Мученичество святого Матфея (Рим, ц. Сан Луиджи деи Франчези).
  • Убеждение святого Фомы, Потсдам.
  • Смерть Марии Богородицы (Париж, Лувр).
  • Амур-победитель (Берлин, Государственные музеи).
  • Иоанн Креститель в пустыне (Канзас-Сити, Галерея Нельсона).
  • Издевательство над Христом у колонны (Неаполь, Каподимонте).
  • Распятие апостола Андрея Першозванного (Кливленд, Художественный музей).
  • Обращение Савла в Апостола Павла (Рим, Санта Мария дель Пополо).
  • Издевательство над Христом у колонны (Руан, Франция).
  • Семь дел милосердия.
  • Давид с отрубленной головой Голиафа (Вена, Музей истории искусств).
  • Портрет Алофи где Виньякур, магистра мальтийского ордена (Париж, Лувр).
  • Похороны Св. Лючии (Сиракузы, ц. Св. Лючии).
  • Христос воскрешает умершего Лазаря (Мессина, Национальный музей).
  • Саломея с отрубленной головой Иоанна Крестителя (Мадрид, Прадо).
  • Картина масляными красками на потолке (Юпитер, Нептун и Плутон) (Рим, палаццо Бонкомпаньи Людовизи).

3. Галерея

  • Гадалка, Лувр, Париж

  • Жертвоприношение Авраама

  • Караваджо, "Распятие апостола Петра вниз головой".

  • Картежники-шулера. 1596. Уодсворт Атенеум. Хартфорд

  • папа римский Урбан 8-й

  • Медуза Горгона

  • Пытки Христа у колонны, 1607


4. Киноленты о Караваджо

  • 1941 год, режиссер Гоффредо Алесссандрини, в главной роли - Амедео Надзари.
  • 1960, режиссер Силверио Блази.
  • 1986 год, режиссер Дерек Джармен.

Источники

  • Махов А. "Караваджо", "Молодая гвардия", М.2009, серия "Жизнь замечательных людей" (рус)
  • Всеобщая история искусств, т.4, М., "Искусство", 1963. (Рус.)
  • Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников. М., "Искусство", 1975. (Рус.)
  • Дзуффы С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. - М.: Омега, 2007. - ISBN 978-5-465-01501-1
  • Махов А. Караваджо. - М.: Молодая гвардия, 2009. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 978-5-235-03196-8
  • Prose F. Caravaggio: Painter of Miracle. - 2005. - ISBN 0-06-057560-3
  • Spike John T. Caravaggio. - 2001. - ISBN 0-7892-0639-0
  • Gash J. Caravaggio. - 2003. - ISBN 1-904449-22-0
  • Langdon H. Caravaggio: A Life. - 1998. - ISBN 0-374-11894-9

Примечания

  1. сборник "Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников", М, "Искусство", с. 5-6
  2. сборник "Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников", М, "Искусство", с. 3
  3. сборник "Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников", М, "Искусство", с. 6
  4. сборник "Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников", М, "Искусство", с. 91
  5. сборник "Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников", М, "Искусство", с. 12
  6. "Мастера искусства об искусстве", том 2, М, "Искусство", 1966, с. 295
  7. сборник "Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников", М, "Искусство", с. 22