Надо Знать

добавить знаний



Мимы



Mimes.ogg
Mimes

Мимы, мим ( греч. mimos , лат. mimus - "Подражание"; лицедей) - в античных греков и римлян любые сценические представления массового характера во вкусах зрителей с нижних слоев - выступления акробатов, фокусников и т.д., сценки с пением и танцами, реально-бытовой сатирический фарс. Актеры в этом низовом театре также назывались "Мимы" (подражатели).

Мим как литературный жанр зародился среди широких народных масс в разных местах Греции из народных представлений, где подражали действительность с помощью жеста-танца и слова. Развитие мима шел в двух направлениях: пантомима и короткие драматические сценки, часто с импровизированным текстом. Литературную обработку мим получил впервые на юге Италии и в Сицилии, это были веселые сценки с живым диалогом, выхваченные из быта мелких ремесленников, крестьян и близких к ним слоев. Их литературная обработка свидетельствует об интересе к этому массового жанра и образованных верхов (недаром такие зрелища были приняты при дворах сицилийских тиранов).

Древним автором мимов есть Софрон с Сиракуз, продолжателем был его сын Ксенарх. Приближались к мимов народные фарсы Южной Италии (phlyakes). В других областях Греции подобные зрелища представляли актеры, которых называли dejkelistai, phallophoroi или autokabdaloi. Это были по большей части импровизированные сценки из повседневной жизни или пародии на трагедии в форме диалога или монолога.
Сохранилось несколько имен авторов таких текстов, а также несколько фрагментов. Лучше нам известен Ринтон Сиракузский, а лишь по имени - Скира, Сопатр. Литературные мимы, не предназначены для постановки, писали Герода и Феокрит. Если в Герода отсутствует социальная заостренность мимов, то в других мимографив этого периода присутствуют пародии на патетику трагического стиля, религию, вплоть до осмеяния жизни монархов, что например мимограф Сотад сложил. Разновидностью мима также дорическая комедия Великой Греции, которую представляет Эпихарм.

Широко развернулось этот жанр в эллинистическую эпоху Греции 4 ст.до н.э. - 3 ст.до н.е. в Александрии. Его ставили на сцене рядом с трагедиями и комедиями, а иногда и вместо них. Среди папирусных фрагментов сохранились почти целиком два анонимных мимы ИИ ст. н. е. Один из них Харитион является примитивной пародией на трагедию Еврипида "Ифигения в Тавриде", другой - Неверная жена обнаруживает большое сходство с 5-м мимом Герода. Вероятно, это подсобные тексты режиссера спектакля или актеров, Харитион содержит также музыкальные отметки. Только по именам мы знаем таких авторов, как Феникс из Колофона, Никий с Ергиссы, Метробий.

В Риме мимы появились на сцене с III ст. до н. е. под названием fabula ricinata (от названия женского покрывала - ricinium) и имели большое распространение, когда победы демократии заострили их как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. В них выступали актеры обоих полов без масок. Авторами мимов среди других прошлого римский всадник Децим Лаберий, который пользовался симпатией Цезаря, сирийский раб Публий, Нукула. Герода последовал Гней МАТИ.

Отражая быт мелких ремесленников, эти мимы часто направлены против господствующих классов - крупных землевладельцев и других - иногда с резкой сатирой на официальную религию. Преобладали неприличным сюжеты. Традиционным персонажем мимов был дурак, которого осыпают всякой бранью; в текст часто прерывался злободневный импровизационный элемент.
Язык мимов была народной, со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн. Тематика происходила из комедии и ателланы, образы были стереотипные (иностранец, скряга). В спектаклях рядом с текстом большую роль играли танец и музыка.
Новые особенности характеризуют мимы в эпоху императоров. Под эгидой государства, стремилась отвлечь демократические слои от политики, мим расширяется в сложную представление, так называемую "мимическую ипотезу", которая ставилась в больших театрах и субсидиювалася правительством.

Эти "ипотезы" были лишены прежней социальной заостренности мимов, это была написана прозой вперемежку с стихами ультранатуралистична авантюрная драма с превращениями, различными чудесами, пропитанная грубой эротикой и другими средствами для привлечения непритязательного зрителя. Здесь выступали певцы, танцоры, даже дрессированные животные; актеры (в отличие от "ателлан") играли без масок, актрисы выступали часто нагишом, вызывая впоследствии нападки христианских писателей. Изредка попадались элементы политической критики (как мимы Марулло, направленные против Марка Аврелия и Луция Вера). Из греческих мимографив эпохи Империи мы знаем только имя Филистона.

В Византии мим (чаще в форме пантомимы) тоже имел большой успех, даже у императоров: мимическая актриса Теодора стала императрицей. Поскольку представления были преимущественно импровизированными, и тексты уточнялись только на сцене, от мимов практически ничего не осталось.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам