Надо Знать

добавить знаний



Мишель Фуко


M Foucault.jpg

План:


Введение

Мишель Фуко
M Foucault.jpg
Родился 15 октября 1926
Пуатье, Франция
Умер 25 июня, 1984
Париж, Франция
Гражданство Франция
Область научных интересов западная философия, структуализм, постструктуализм, постмодернизм
Известные ученики Жиль Делез, Джорджио Агамбен, Тони Негри, Нэнси Фразер, Роберто Еспозито

Мишель Фуко ( фр. Michel Foucault , * 15 октября, 1926, Пуатье - ? 25 июня, 1984) - Французский философ и историк ХХ в. Мишель Фуко наиболее известен благодаря своим критическим исследованием социальных институтов, психиатрии, медицины, наук о человеке, системы тюрем, а также благодаря своим работам по истории сексуальности.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Мишель Фуко родился 15 октября 1926 г. в Пуатье в провинциальной аристократической семье. Его отец Поль Фуко, известный хирург, надеялся что его сын наследует эту профессию. Но только его младший брат Денис присоединился к отцовского дела, Фуко же быстро заинтересовался историей. Затем от отказался от частицы "Поль" в своем имени, чтобы оставаться в стороне славы отца. Его учение в ранние годы колебалось от успеха к неудачам, пока он не поступил в христианский Коллеж Святой Станислас, где он и отличился. В это время Пуатье входит в состав Вишистськои республики Режим Виши, а затем был оккупирован Германией. После Второй мировой войны поступил на подготовительный курс в лицей Анри IV. Первая попытка поступить в престижную Высшую нормальную школу в Париже, которая традиционно считалась прямым путем для академической карьеры в гуманитарных науках, была неудачной. Успех встретил следующего 1946 года.


1.2. В Высшей нормальной школе

Время учебы был сложным для Фуко, он страдал от клинической депрессии. В 1948 и 1950 предпринимал попытку покончить жизнь самоубийством. Краткосрочный курс посещения психиатра доктора Гайот способствовал его заинтересованности психологией. В 1952 он получил степени по психологии и философии. С 1950 по 1953 гг Фуко был членом Коммунистической партии Франции, находясь под влиянием своего учителя Луи Альтюссер, но со временем его политико-философские взгляды разошлись с общепартийными, особенно после его ознакомления с реальным положением вещей в Советском союзе и деятельности ГУЛАГ.


1.3. Дебют в карьере

Занимая должность репетитора в Высшей нормальной школе, он согласился преподавать философию в университете в Лилле. Именно в этот период он завязывает дружбу с композитором Жаном Баррак. В 1954 публикует свою первую книгу направленную Луи Альтюссер "Психическая болезнь и личность", позже Фуко отказывается от взглядов этого труда. В этом же году получает приглашение на преподавание французской литературы в Швеции в городе Уппсала в качестве культурного представителя. В 1958 уезжает в Варшаву, где занимается восстановлением Центра французской культуры. В 1960 из-за недоразумений с полицией Гомулки возвращается во Францию. На Батькивщини заканчивает свою докторскую и с 1962, - профессор в университете Клермонт-Ферран. В Клермонт-Ферран его пригласил заведующий кафедрой философии университета Жюль Вуельман, в будущем - его близкий друг. И именно здесь он встретил своего спутника на всю жизнь - философа Даниэля Деферта. Сын доктора, он интересовался эпистемологией медицины, 1963 года он пишет работу "Рождение клиники: археология медицинского взгляда". В начале этого года он вступает в редакционный совет журнала "Critique" вместе с Роланом Бартом, Мишелем ДЭГИ под руководством Жана Пиелмо, который возглавил журнал после смерти Жоржа Батайя. 1964 Деферт выбирает добровольческую работу вместо военной службы в Тунисе, Фуко следует за ним и получает должность в Тунисском университете в 1965. В январе он назначается в Комиссию реформы высшего образования по инициативе министра образования Кристиана Фуше, реформа была реализована через 2 года. В 1966 он публикует ?Слова и вещи", известна его работа, которая имела большой успех в мире. Во времена, когда структуализм упал, Фуко быстро повернул к нему внимание исследователей и философов, таких как Жак Деррида, Клод Леви-Стросс, Ролан Барт, которые предоставили толчок для новой волны мышления после взрывов экзистенциализма вдохновенных Жан-Полем Сартром. В это время Фуко активно участвует в дебатах и ​​интервью, а характеристика "структуалист" прочно закрепляется за Фуко. В 1966 году еще одно волнение, которое не имело себе равных в гуманитарных науках: Жак Лакан, Леви-Стросс Клод, Бенвенист, Жерар Женетт, Дубровский, Тодоров, Ролан Барт публикуют одни из важнейших из своих работ. Мишель Фуко все еще остается в Тунисе во время майских беспорядков, где он очень обеспокоен мятежом местных студентов. Осенью 1968 он возвращается во Францию ​​и публикует "Археология знания", ответ на критику "Слова и вещи".


1.4. После 1968. Активная позиция Фуко

После событий 1968 правительство решило создать экспериментальный университет в Венсенне. Фуко получил там должность заведующего кафедрой философии. В декабре этого года он пригласил кафедру много молодых "левых" преподавателей. Радикализм одной из них, философа Юдит Миллер, привел к отказу Министерства Образования в ее акредетации, обвинив ее в слишком частом использовании термина марксисты-ленинисты в лекциях. Фуко присоединился к студентам, которые оккупировали администрацию общежитий и противостояли полиции. В Венсенне долго не задержался и уже в 1970 году он был избран в Коллеж де Франс, престижного учебного заведения страны, на должность профессора истории систем мышления, название выбранной им. Его кандидатура поддержал Жюль Вуельман. В качестве инагурацийнои лекции он читал свою новую работу "Воля к истине. Порядок дискурса". Политическая направленность Фуке в то время меняется, Даниэль Деферт присоединился к Левых пролетариев, тайного маистському движения. В феврале 1971 года Фуко объявляет о создании "Группы информации о тюрьмах", чтобы позволить заключенным сообщать об условиях заключения (активисты подготавливали тайные анкеты для заключенных). В июле 1970, после многочисленных публикаций и исследований Группы информации о заключенных, в тюрьмах были разрешены пресса и радио. В ноябре 1972, он организовывает Комитет действий заключенных (CAP) с Сержем Ливзоре. Размышления Фуко по этой проблеме привели к написанию его книги "Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы", которую он закончил 1975. Это был очерк о структурах микро-власти, которые развивались в европейских обществах XVIII века, с подробным экскурсом истории тюрем и воспитательных учреждений. В 1971 он участвует в демонстрации на углу улиц Полонсо и Гут д'Ор в Париже, где и участвовал и Сартр, поэтому демонстрация имела мирный характер - полиции было приказано его не трогать. На этом выступлении создается известная серия фотографий: Фуко и Сартр с микрофонами в руках. 1977 комиссия французского парламента обсуждает реформу Уголовного кодекса, Фуко подписывает петицию с Жаком Деррида и Луи Альтюссер, среди прочего в ней требовалось отменить некоторые статьи закона о криминализации всех согласованных личных отношений взрослых от 15 лет ( возраст согласия во Франции). Оценивая уголовное систему он указывал, что она тяготеет к замене наказания уголовных преступлений созданием образа опасной для общества лица. Система не заботится о настоящем преступлении, она запугивает: "Общество в опасности!". Cексуальнисть становится видом "угрозы-бродяги" ( фр. "Danger errant" ), "Фантомом". Он подчеркивает, что это могло бы стать большой возможностью для учреждений для "новой медицинской власти", которая интересуется доходами по использованию этой "опасной лица".


1.5. Последние годы жизни

В конце 70-х годов активная политическая деятельность сходит на нет, с разочарованием многих деятелей в левых силах, некоторые делают идеологический поворот на 180 ?, молодые философы все чаще цитируют Фуко, уже признанного корифея. В 1976 выходит первый том его "Истории сексуальности". Второй и третий тома "Использование удовольствия" и "Забота о себе" вышли в 1984 году. Фуко проводит все больше времени в США, в университете Баффало (где он провел конференцию во время своего первого визита в США в 1970), и в университете Беркли, где студенты ассистируют в его многочисленных конференциях. В конце 1978 после различны в Залеху он отправляется в Тегеран. По возвращении он пишет много горячих статей о Иранскую революцию, разожгло горячую полемику. Вскоре он отправляется уже второй раз в Японию, выражая заинтересованность в "пределах западной рациональности" (заметка "Неизбежно вопрос, почему Япония не противоположна западной рациональности"). С 1970 по апрель 1984 он продолжал свои лекции (и новый курс биополитики течение 1978-1979) в Коллеж де Франс, где студенты стояли на принципах поддержки правительства. 2 июня 1984 Фуко лишился и был госпитализирован. Последние 2 года перед смертью он страдал частыми заболеваниями. 25 июня 1984 он умер от СПИДа.


2. Философия

2.1. Напрями.Теми.Идеи

Фуко широко известен в Европе, США, Японии, Австралии, прежде всего своим критическим подходом к психиатрии и медицины, уголовной системы, идеями развития истории сексуальности, общими теориями относительно власти и отношений между властью и познанием, изображением "смерти человека" ( фр. "La mort de l'homme" ) Прогнозируемой в "Словах и вещах", проблема субъективации, актуализированная в "Забота о себе". Его философские труда тесно связаны с актуальной действительностью, проблема его постоянного внимания, особенно как непосредственного участника движения гомосексуалистов - общественной идентичности и политической динамики. Кажется, что "идентичность" в определении статики и объекта, Фуко интересовало прежде всего как "модели жизни" и процессы субъективации. Перед своими исследованиями Фуко ставил следующие задачи:

  • Обновить археологию современных знаний о субъекте
  • Расшифровать генеалогию современной власти и всей современной западной цивилизации
  • Написать особое онтологию современности, которая мыслится сферой пересечений других онтологий: онтологии субъекта по отношению к себе, онтологии субъекта в его отношении к другим и институтам в области власти, онтологию субъекта в его отношении к истине в области знания.

Творчество Фуко строится на принципах трех кантовской вопросам:

  • Что знать?
  • Что делать?
  • Что есть человек?

Согласно этой последовательностью история мысли самого Фуко распределяется на три периода: - "археологический" - "генеалогический" - "период эстетики существования". В своем творчестве Фуко развивал основной фонд идей французского и европейского Просвещения в реалиях западной культуры второй половины ХХ века. Основной объект исследований Фуко - изучение неосознаваемого разных исторических эпох, и этот интерес сближает его с Франкфуртской школой. В шестидесятые годы Фуко разрабатывает концепцию европейской науки на основе "археологии знания", в сердцевине которой "знание-язык". Все известные теории науки и культуры Фуко относит к "доксологии". В 70-е на первый план в его трудах выходит тема "знания-насилия", "знание-власть". В 80-х в творчестве философа появляется понятие "Субъекта" и рассматривается тема сексуальности, а вместе с ней - вопрос этики, морали, свободы.


3. Основные работы

  • История безумия в классическую эпоху (1961) Histoire de la folie ? l'?ge classique. Folie et d?raison
  • Рождение клиники: Археология врачебного взгляда (1963) Naissance de la clinique. Une arch?ologie du regard m?dical
  • Слова и вещи (1966) Les mots et les choses. Une arch?ologie des sciences humaines
  • Надзирать и наказывать (1975) Surveiller et punir. Naissance de la prison
  • Археология знания (1969) L'arch?ologie du savoir
  • История сексуальности (1976-1984) Histoire de la sexualit?. 3 тома, украинский перевод - М.: Издательство "Око", 1997-2000.
    • т. 1 Жажда познания,
    • т. 2 Инструмент наслаждения,
    • т. 3 Забота о себе.

4. Переводы украинских

  • Фуко М. Правила речи. - К.: Дух и литера, 1993. - 61 с.
  • Фуко М. Надзирать и наказывать. - К.: Основы, 1998. - 392 с.
  • Фуко М. История сексуальности. - Т. 1: Жажда познания. - М.: ОКО, 1997. - 235 с.
  • Фуко М. История сексуальности. - Т. 2: Инструмент наслаждения. - М.: ОКО, 1999. - 288 с.
  • Фуко М. История сексуальности. - Т. 3: Забота себя. - М.: ОКО, 2000. - 264 с.
  • Фуко М. Археология знания. - М.: Изд-во Соломии Павлычко "Основы", 2003. - 326 с.

Литература

  • Рыклин М. Сексуальность и власть: Антирепрессивная гипотеза Мишеля Фуко / / Логос. - 1994. - № 5. - С. 197-206.
  • Визгин В. П. Онтологические предпосылки "генеалогической" истории Мишеля Фуко / / Вопросы философии. - 1998. - № 1.
  • Делёз Ж. Фуко / Пер. с фр. Семиной под ред. И. П. Ильина. - М.: Изд-во Гуманит. лит-ры, 1998.
  • Михеля Д. Мишель Фуко в стратегиях субъективациы: от "Истории безумия" до "заботы о себе". - Саратов, 1999.
  • Миллер Дж. Будьте жестокими! Интеллектуальная биография Мишеля Фуко / / Логос. - 2002. - № 5-6. - С. 331-381.
  • Бланшо М. Мишель Фуко, каким я его себе представляю. - СПб.: Machina, 2002. - 96 с. - (Критическая библиотека).
  • Автономова Н.С. Концепция "Археологический знания" М. Фуко / / Вопросы философии. - 1972. - № 10. - С. 142-150.
  • Автономова Н.С. От "археологии знания" к "Генеалогия власти" / / Вопросы философии. - 1978. - № 2. - С. 145-152.
  • Визгин В. П. Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания / / Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 116-126.
  • Визгин В. П. Онтологические предпосылки "генеалогической" истории Мишеля Фуко / / Вопросы философии. - 1998. - № 1. - С. 170-176.
  • Фурс В. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории / / Логос. - 2002. - № 2. - С. 120-152.
  • Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества / / Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 137-157.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам