Надо Знать![]() |
ВведениеМишуга (Мишуга) Александр Филиппович (псевд. - Филиппи-Мишуга) (англ. Mishuga Oleksandr, рус. Мишуга Александр) (* 20 мая 1853 - ? 9 марта 1922) - украинский артист оперы (лирико-драматический тенор) и вокальный педагог. 1. Детство. Первые шаги в музыкеАлександр Мишуга родился 20 мая 1853 года в селе Новый Витков, что на Радеховщины, Львовская область. Отец его, Филипп Мишуга, был простым сапожником. Впоследствии Александр увековечат имя своего отца в артистическом псевдониме Филиппи. Сиротство рано научила юношу бороться за жизнь, вселило стремление к лучшей жизни. Выйти в "люди" помогли ему отец, замечательный голос и добрые люди, на которых ему везло в жизни. В 1868 году отец взял сына с собой в Львова на праздник. В Соборе Святого Юра он так увлеченно подпевал церковному хору, на него обратил внимание регент Никита Гатман и устроил мальчика в дяковской бурсы. После были изнурительные и нуждающиеся годы учебы в гимназии и учительской семинарии, работа учителем в Львове. 2. Воплощение мечты. Дебют певцаОднако мечта стать профессиональным певцом не покидала его. Она привела молоденького учителя в 1878 году до уважаемого во Львове педагога пения, профессора консерватории при Галицком музыкальном обществе Валерия Высоцкого. Сам в прошлом знаменитый певец ( бас), Высоцкий воспитал целую плеяду оперных артистов высокого уровня, у него учились и украинские певцы, в том числе Соломия Крушельницкая. Обучение оказалось настолько успешным, что уже 14 сентября 1880 года Мишуга предстал на сцене перед львовской публикой в опере С. Монюшко "Страшный двор". Отзывы и меломанов, и прессы были очень благосклонны к молодого певца. Вдохновленный своими первыми успехами, Мишуга решает продолжить учебу в "Мекке" всех певцов - в Италии. Наибольшим препятствием к осуществлению мечты была нехватка средств, однако почитатели его таланта собрали 1200 золотых гульденов, и в 1881 году он отправляется в Милана. 3. Первый успех в ИталииУдивления достойна целеустремленность и настойчивость, с которой Мишуга овладевает в Италии свою профессию: кроме занятий пением он изучает анатомию и физиологию, овладевает итальянской, немецком, русском, английском, французском языках. Довольно быстро Александр Мишуга пробует свои силы на итальянской сцене. В 1883 г. состоялся дебют молодого певца в театре г. Форли в лирической опере немецкого композитора Ф. Флотова "Марта". Эта премьера стала его настоящим триумфом, и сразу он получает десятки заманчивых предложений из лучших театров Европы. По прекрасное исполнение партии Канио в опере "Паяцы" ее автор - гениальный итальянский композитор Руджеро Леонкавалло - подарил знаменитому певцу свой клавир с надписью: "В Милане, в день открытия сезона, слушал Синьора Филиппи в партии Канио и был неизмеримо доволен его точной интерпретацией и волшебным искусством пения". 4. Европейский триумфОн поет в Милане, Турине, Варшаве, Кракове, Киеве, Санкт-Петербурге, Берлине, Лондоне, Вене, Париже. Критика не жалеет его голоса, артистического таланта высоких похвал, публика неистовствует от восторга, спектакли с его участием везде проходят с аншлагом. "Мишуга был певцом с Божьей ласки. Когда Карузо заливал блеском силы и металла, то Мишуга очаровывал, а впечатление, которое вызвала его игра, это была тайна экспрессии, настроения, убеждающей силы, гипноза и кое-чего, что вырывалось из-под всякого анализа. В этом было что-то, о чем говорил великий Эверарди: не звук поет - поет душа! "- Писал об одном из величайших европейских певцов прошлого века Степан Чарнецкий. Он был блестящим Герцогом в "Риголетто" Верди, трогательным Йонтеком в "Гальке" Монюшко, впечатляющим Фаустом в опере Гуно - наконец, каждая из десятков его ролей оставила глубокий след в истории оперного искусства. Где бы бывает Мишуга, никогда не забывает своих родных краев и часто посещает Львов с концертами, включает в программы украинскую музыку. Романсы Николая Лысенко, Виктора Матюка, арии из оперы Семена Гулака-Артемовского всегда украшали его программы. Выполнение Мишуги отличалось высокой музыкальной культурой, задушевностью. Мишуга обладал ярким драматическим талантом. 5. Педагогическая деятельностьНе меньших успехов Александр Мишуга достиг и на педагогическом поприще, работая во Львове, Варшаве, Милане, Риме, Стокгольме и Киеве. В 1904-1911 (с перерывами) преподавал в Музыкально-драматической школе Н. Лысенко в Киеве, которой предоставлял значительной финансовой поддержки. Он воспитал целую плеяду прекрасных певцов, среди них известные наши Михаил Микиша, Мария Тессейр-Донец, София Мирович, Мария Гребинецька, а также Ирэна Строковська, Янина Королевич-Вайдова, Евгения Штрассерн, Ванда Рашковская, Майя Чинберг и многие другие. 6. МеценатствоБольшой след оставила после себя и меценатская деятельность Мишуги. С его помощью вышел в свет сборник Ивана Франко "Увядшие листья". Первый том фундаментального исследования "Украинское искусство" тоже увидел свет благодаря помощи Александра Мишуги Полтавском музея, который подготовил этот труд. Осуществлял материальную помощь Театра Садовского, украинской газете "Рада". Помогал студентам и погорельцам, детским приютам, различным обществам и больницам. А на склоне лет все свое имущество и деньги Мишуга завещал Высшему музыкальному институту имени Н. Лысенко во Львове, где основал несколько стипендий для малообеспеченных студентов. 7. Последние годы жизниЖизненный путь Александра Мишуги закончился 9 марта 1922 года на чужбине, в немецком городе Фрайбург. Друзья певца, выполняя его завещание, перевезли прах на родину и похоронили в родном витков, под старыми липами, которые он часто и с нежностью вспоминал. 8. О творчестве Ахматовой
9. Аудио
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |