Надо Знать

добавить знаний



Могучая кучка



План:


Введение

Могучая кучка, ( рус. "Могучая кучка", Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа ) - Творческое содружество российских композиторов, сложившейся в конце 1850-х и начала 1860-х годов. В "Могучей кучки" входили пять композиторов, благодаря чему на большинстве европейских языков она известна как "пятерка" (напр. англ. The Five , фр. Groupe des Cinq ). Это: Милий Алексеевич Балакирев (руководитель, 1837-1910), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Цезарь Антонович Кюи (1835-1918).

Могучая кучка
  • Александр Бородин
  • Цезарь Кюи
  • Милий Балакирев
  • Модест Мусоргский
  • Николай Римский-Корсаков

1. Становление

Название этого кружке принадлежит критику Владимиру Стасову, который впервые употребил его в своей статье "Славянский концерт п. Балакирева" (1867): "Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов"

Исходный текст (Рус.)

Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов

.

Сначала в составе кружка были Балакирев и Стасов, захваченные чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году до Балакиревського кружка примыкают тогда еще молодой Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин, к тому времени уже известный ученый-химик.


2. Эстетическая платформа

Группа "Могучая кучка" возникла на фоне революционных идей и философии материализма, проникли к тому времени во все виды искусства. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, обратив деятелей искусства к народной теме.

Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, композиторы "Могучей кучки" искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности. В операх Мусоргского ( "Борис Годунов" и "Хованщина"), Бородина ( "Князь Игорь"), Римского-Корсакова ( "Псковитянка" и др.) отражены страницы русской истории, передана стихийная мощь народных движений, воплощены патриотические и социально-критические идеи. Вместе с тем в них проявлялась тенденция к определенной романтизации прошлого. В древних, исконных принципах народной жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения положительного нравственного и эстетического идеала.

Большинство композиторов "Могучей кучки" систематически записывали и изучали русский фольклор. Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня, в которой они видели выражение коренных основ национального музыкального мышления. Характерные для "кучкистов" принципы обработки народных песен нашли отражение в сборнике Балакирева "40 русских народных песен". Композиторы смело использовали народные мелодии как в симфонической так и оперному творчеству (например "Царская невеста", "Снегурочка", "Хованщина", "Борис Годунов"). Вместе с тем они проявляли интерес и к фольклору других народов, главным образом восточных. Позже это подготовило почву к становлению европеизированных композиторских школ в подвластных Российской империи народов Закавказья и Средней Азии.


3. Продолжение идей "могучей кучки"

В середине 1870-х годов "Могучая кучка" как сплоченная группа перестала существовать. Однако ее идеи нашли свое развитие с одной стороны благодаря педагогической деятельности Римского-Корсакова, который с 1871 года преподавал в Петербургской консерватории, а с другой своеобразным продолжением могучей кучки стал "Беляевский кружок", собиравшийся в доме мецената Биляива с 1880-х годов. Римский-Корсаков течение почти двадцати лет был признанным идейным лидером этого кружка, а затем, с началом XX века, разделил свое лидерство по Лядовым, Глазуновым и, чуть позже (с мая 1907 года) Арцыбушева. Сам Римский-Корсаков так охарактеризовал преемственность Беляевского кружка от могучей кучки:

" Можно считать Беляевский кружок продолжением Балакиривського, были между тем и другим определенная черты сходства, и в чем состояло отличие, кроме изменения с течением времени его личного состава? Сходство, указывала на то, что кружок Беляевский является продолжением Балакиривського, кроме соединительных звеньев в лице моей и Лядова, заключалось в совместной и том и другом передовитости, прогрессивности, но кружок Балакирева отвечал периода бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Биляива - периода спокойной движения вперед; Балакиривський был революционный, Беляевский же - прогрессивный ...
Исходный текст (Рус.)

"Можно ли считать Беляевский кружок продолжением балакиревского, была ли между тем и второго известная доля сходства, и в чем состояло различие, помимо изменения с течением времени его личного состава? Сходство, указывавшее на то, что кружок Беляевский есть продолжение балакиревского, кроме соединительных звеньев в лице моем и Лядова, заключалось в общей и поэтому достойной передовитосты, прогрессивносты; но кружок Балакирева соответствовал периоду бури и нажимаем в развитии русской музыки, а кружок Беляева - периоду спокойно шествия вперед; балакиревский Был революционный, Беляевский же - прогрессивный ... " [1]

"

Со второй половины 1880-х годов в составе Беляевского "Могучей кучки" появляются такие музыканты, как Глазунов, брать Феликс и Сигизмунд Блуменфельд, дирижер Оттон Дютш и пианист Николай Лавров. [1] Позже к ним присоединились композиторы М.СОКОЛОВ, К.Антипов, Я.Витоль и другие. Стасов также сохранял всегда хорошие и близкие отношения с Беляевского кружка, хотя его влияние по признанию Римского-Корсакова был "уже далеко не тем", что в кружке Балакирева. [1] Новый состав кружке вызвал его большую ориентированность на академизм [2] и большую открытость его членов к внешним воздействиям. В то же время, беляевский кружок уже не представлял собой единого целого, объединенного общей идеологией или программой. [3]

В свою очередь и Милий Балакирев, будучи заведующим придворной капеллы распространял свое влияние среди своих учеников, самым известным из них, со временем также закончил класс Римского-Корсакова, считается Василий Золотарев. [1] Отдельного упоминания заслуживает и тот факт, что знаменитая французская "Французская шестерка", собранная Эриком Сати и Жаном Кокто явилась непосредственным откликом на "российскую пятерку". В частности статья известного критика Анри Колле, что сообщала о появлении нового композиторского кружке называлась "Русская пятерка, французский шестерка и господин Сати".


Литература

  • Стасов В. В., М. П. Мусоргский, "Вестник Европы". 1881, кн. 5-6;
  • его же, Наша музыка за последние 25 лет, там же, 1883, кн. 10, под назв.: Двадцать пять лет русского искусства. Наша музыка, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1894;
  • его же, Искусство XIX века, Собр. соч., т. 4, СПБ, 1906; см. также: Избр. соч., т. 3, М., 1952; А. П. Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи, СПБ, 1889;
  • Римский-Корсаков HA, Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955;
  • Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, 1968;
  • его же, Избр. труды, т. 3, М., 1954;
  • История русской музыки, под ред. М. С. Пекелис, т. 2, М.-Л., 1940;
  • Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947;
  • его же, композиторы второй половины XIX века, М., 1945, 1960 (под загл.: Русские композиторы ...);
  • Кюи Ц. A., Избр. статьи, Л., 1952;
  • Композиторы "Могучей кучки" об опере, М., 1955;
  • Композиторы "Могучей кучки" в народной музыке, М., 1957;
  • Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Гордеева Е. М., могучая кучка, М., 1960, 1966.

Источники

  1. а б в г Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - Девятое. - М.: Музыка. - С. 207-210.
  2. под ред.Г.В.Келдыша Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: "Советская Энциклопедия", 1990. - С. 348. - 672 с. - 150 000 экз. - ISBN 5-85270-033-9
  3. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. - М.: "Советская Энциклопедия", 1966. - С. 48. - 100 000 экз.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам