Молдавская литература - литература Молдавского княжества, позже Запрутский Молдовы, Бессарабии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова, создана румынском (молдавском) языке, а также литература на других языках, создана на молдавских землях.

Молдавская литература рассматривается также как составная румынской литературы.


1. История

Созданию молдавской письменной литературы предшествовала богатая устное народное творчество, сформировавшейся в X-XI веках календарная и семейная обрядовая поэзия ("Плугушорул"), сказки, героический эпос ("Гидра", "Тома Алимош", "Богатырь Груя Грозован", " Михул Копилул "," Кодряну "," Корби "), исторические песни (" Дука Водэ "," Бужор "," Тобулток "), народные легенды, пословицы, поговорки, лирические песни- дойны, баллады ("Солнце и луна", "Богач и бедняк", "Долка").

Наибольшая достопримечательность молдавской лиро-эпической народной поэзии - баллада "Миорица", различные версии которой были распространены также по всей Румынии. Борьба против османских завоевателей отражена в балладе "Колодец мороза", которая была распространена как в Молдавском княжестве, так и в Валахии.


1.1. Средневековья

Первые памятники письменности появились в Молдове на рубеже IX-X веков церковно-славянском (средньоболгарскою) языке молдавской редакции, которая была до XVII века официальным языком церкви и государства, а также литературным языком. На нем создано значительное религиозную и историческую литературу ("Житие святого Иоанна Нового? и проповеди Григория Цамблака, иерарха молдавской церкви в 1401-1403 годах; анонимные летописи XV-XVI веков, летописи Макария, Евфимия, Азария в XVI в. и другие). Первая молдавская книга - "Казань" (толкование Евангелий) митрополита Варлаама (1590-1657) была издана в 1643 году. Преемник Варлаама митрополит Дософтей (1624-93) перевел молдавском языке "Псалтырь" в стихах.

С XV века молдавский литература испытала мощного влияния латинской культуры, проводниками которой были доминиканцы и францисканцы, и юго-славянской культуры Сербии и Болгарии. Первая половина XVII века знаменует пробуждением национального сознания среди румын. Молдавский Хозяин Василе Лупу открывает высшее учебное заведение, несколько типографий (с 1642 года), издает первую молдавскую "Постановление" - закон, предоставляющий ряд привилегий большом помещичьем классу.

Во второй половине XV века в Молдавском княжестве появляется и развивается историческая литература. Хроники составлялись по велению и под наблюдением хозяев и были предназначены для прославления их деяний. При дворе Стефана Великого была составлена ​​официальная хроника славянском языке, оригинал которой не сохранился, однако ее содержание сохранилась в пяти редакциях: Анонимная хроника, Путнянский летопись (в двух списках), молдавско-немецкая хроника, молдавско-русский хроника и молдавско-польский хроника. Все редакции включают время правления Стефана Великого и отражают основное содержание оригинала. Вместе с тем в каждой из хроник существуют также некоторые отличия и дополнения переписчиков.

Молдавский хронограф славянском языке продолжала развиваться и в XVI века есть Хроника епископа Романа Макария, составленная по поручению Петра Рареша, охватывает исторические события, происходившие между 1504-1551 годах. Игумен Евфимий с Кеприанський Успенский монастырь продолжает труд Макария, описывая историю Молдавского княжества в период 1541-1554 годах. по поручению Александра Лепушняну. События 1554-1574 годах. были описаны в хронике монаха Азария, ученика Макария, по указу Петра Хромого. Основная идея хроник XVI века - это идея укрепления центральной власти. Азаров был последним представителем школы придворных летописцев.

Летописи Молдавского княжества освещают эпоху с XIV по XVIII века. В них описывается деятельность отдельных князей и монастырей, реперзентувалы христианскую культуру того времени. С XVII века летописание начало вестись на молдавском языке. Известные летописцы Григорий Уреки (90-е годы XVI века-1647), Мирон Костин (1633-1691), Ион Некулче (1672-1746).

На уровень тогдашней европейский науки молдавский историография поднялась в произведениях Дмитрия Кантемира. Дмитрий Кантемир был автором наиболее полной течение двух веков истории турок. Его "История роста и упадка Османской империи" (1714) была переведена на многие европейские языки. Ценным в историческом, этнографическом и географическом плане "Описание Молдавии", написанный Кантемиром в 1716.


1.2. Новое время

Лишь в конце XVIII-начале XIX века возникает светская литература. В 1780 году вышла грамматика Самуэля Мику "Элементы дако-романской речи" ( латинском языке). О социальном движении начала XIX века повествует хроника Алику Бедимана "Tragodia sau mai bine a zice jalnica Moldovei ?nt?mplare după răzvrătirea grecilor", в которой описывается крестьянское восстание 1821 года. Широкую известность имеют "Гайдуцкий песни", молдавский народная песня ( "Дойна").

В начале XIX века выступают писатели: Георге Асаки (основатель первой молдавской газеты "Румынская пчела" у 1829), Александру Донич, Алику Руссо, Константин Стамати, Богдан Петричейку Гашдеу, Михаил Когелничану.

Когелничану выдает в Молдове журнал "Дачия литераре" (Литературная Дакия) и исторический журнал "Архива роминяске" (Румынский архив), а в 1844 году вместе с И. Гике, Василе Александри и Константином Негруцци выпускает литературный журнал "Пропеширя" (Возрождение), который через некоторое время был закрыт цензурой.

Константин Негруцци - основатель молдавской прозы. Он активно участвовал в крестьянском восстании 1821 года, бежал в Бессарабию, где познакомился с Пушкиным.

Во второй половине XIX века молдавский литература испытывает влияние французской литературы. Определенное влияние на молдавскую литературу имела также и немецкая литература.

В этом времени развивается творчество поэта и драматурга Василе Александри (1821-1890), который был активным участником национального движения за объединение Молдавии и Валахии, участником революции 1848 года, руководителем журналов "Прогресс", "Литературная Дакия", основателем журнала "Литературная Румыния ". В 1888 году Елена Севастос издает сборник "Кинтече молдовенеште" (Молдавские песни). Национализм, эстетизм, идеализация народного творчества характеризуют Фольклорные сборники того времени. Представителем традиционного крыла есть критик Тита Майореску, организатор консервативной партии. Популярный Богдан-Петричейку Гашдеу - редактор газеты "Троян" и сатирического журнала "Чериенок". Именно на это время приходятся самые плодотворные годы выдающегося румынского и молдавского поэта Михая Эминеску (1850-1889).

Молдавская литература развивается в русле европейских традиций, поскольку благодаря близости романских языков молдавские интеллектуалы имели возможность читать в оригинале новые тексты французской и итальянской литературы.


1.3. Довоенный советский период (Молдавская АССР)

С 1926 году газета "Плугарул Рошу" ("Красный пахарь") уделяет сначала уголок молдавской литературы, а затем начинает выходить "Паӂина литераре" (Литературная страница), преобразованная с 1 мая 1927 года на журнал "Молдова литераре" (Литературная Молдавия). В апреле 1927 организуется союз молдавских советских писателей "Ресеритул" (Восток). В конце 1931 года при союзе молдавских писателей создаются секции "Тинеримя" (Молодежь) и "Уларф" (Локаф). В ноябре 1931 года журнал "Молдова литераре" реорганизуется в политико-литературный и публицистический ежемесячный журнал "октябрь" - орган Союза писателей и социолого-литературной секции Молдавского научного комитета.

Среди писателей этого периода выделялись Михай Андриеску, Феодор Малай (Пхунел), Самуил Ривинович Лехтцир, Леонид Ефимович Корняну, И. Марков, Анна Кириченко, Гроза Бабич.


1.4. Послевоенный советский период (Молдавская ССР)

В послевоенные годы преимущественно развивается литература так называемого социалистического реализма, призвана прославлять "достижения" советской власти и осуждать ее врагов. Несмотря на идеологические притеснения в это время молдавский литература все-таки смогла создать ряд произведений, значимость которых не вызывает сомнений и в XXI веке.

Образцами литературы соцреализма можно назвать большие эпические произведения-поэмы "Андриеш" (1946) и "Страна моя" (1947) Букова, "Забытая деревня" (1940) и "Лицом к лицу" (1945) Лупана, "Погорна" (1947) и "Весна в Карпатах" (1955) Истру, "Песня зари" (1948) Менюка, "Бессмертная молодость" (1950) Делянов, "Слово матери" (1952) Крученюк.

На эти годы приходится творчество поэтов П. Дариенко, И. Л. Балцана (р. 1923), В. Рошко (р. 1925), К. Кондра (род. 1920), П. И. Заднипру (род. 1927), А. Бусуйок (р. 1928), А. М. Гужеля (род. 1922), В. Телеуке (р. 1933), Г. Виеру (р. 1935). П. Боцу (р. 1933), А. Чиботару (р. 1935), Э. Лотяну (р. 1936), Л. Дамиана (р. 1935) и др.

Среди прозаических произведений того времени можно назвать "Листья грусти" (1957) Иона Друцэ (р. 1928), "Кодры" (книги 1-2, 1954-57) И. Чобану (род. 1927), "Нижняя окраина" (1962 ) Пути, "Люди и судьбы" (1958) А. Шалару (р. 1923), "Ветер в лицо" (1957) Анны Лупан (р. 1922), "Метель" (1960) Е. Дамиан (р. 1924) , "Один перед лицом любви" (1966) Бусуйок, "Крик стрижа" (1966) Владимира Бешляга (род. 1931) и др.. Развиваются жанры очерка и рассказа, с которыми выступают многие из названных писателей, а также Менюк, Буков, Рошка, В. Малева (р. 1926), Василе Василаки (р. 1926), А. Маринат (р. 1924), Р . Лунгу (р. 1928) и др..

В развитии драматургии видное место занимают пьесы "Свет" (1948) Лупана, "Бурлящий Дунай" (1957) Букова, "Колесо времени" (1959) Анны Лупан, "Летают птицы" (1957) Р. Кравца (1908-65 ), "Горечь любви" (1958) Корняну, "Касса маре" (1960) и "Птицы нашей молодости" (1972) Иона Друцэ, "Дети и яблоки" (1961) Кондра, пьесы Г. Маларчука (род. 1934 ), Бусуйок, И. Подоляны (род. 1929) и др..

В 1960-1970-х годах появляется ряд интересных, хотя и не лишенных налета соцреализма произведений поэзии и прозы. Среди них роман "Мосты" (1965) Чобану, 1-я ч. романа "Бремя нашей доброты" (1968; под названием "Степные баллады", 1963) Друцэ, сборники стихов "День настоящий, день грядущий" (1965) Букова, "Закон гостеприимства" (1966) Лупана, "Материки" (1966) Боцу, "Корни" (1966) Л. Дамиана, "Стихи" (1965) Г. П. Виеру, "Олений остров" (1966) Виктора Телеуке, "Ступени" (1970) А. Чиботару и др.

Относительно большими тиражами издаются молдавские писатели-классики. Хотя большинство переводов зарубежной литературы в СССР осуществляется на русский язык и выдается центральными московскими издательствами, некоторые важные произведения появляются и в молдавском переводе. Но прежде по идеологическим причинам поддерживались переводы на молдавский язык произведений русской литературы, и так называемых литератур народов СССР. В области перевода работали И. Крецу (р. 1922), Александру Козмеску (род. 1922), П. Старостин (р. 1924), Ю. Баржанский (род. 1922) и др..

Выдано книги гагаузских литераторов Д. Карачобана (р. 1933) и Д. Танасогло (род. 1922).

В 1940 году по образцу заидеологизированной Союза писателей СССР был создан Союз писателей Молдавской ССР.


1.5. Республика Молдова

Получив независимость, Молдова стала самостоятельно производить свою культурную политику. Значительно углубились культурные и в частности литературные связи с соседней Румынией. В Молдове возникли новые литературные журналы, такие как "Котрафорт", которые пытались заполнить многочисленные лакуны со времен СССР и направить молдавский литературу к европейским традициям. Именно благодаря новым журналам и издательствам вроде "Картиер" утвердился статус румынского языка в Молдове, а большинство писателей считают себя румынскими писателями. Однако сложное экономическое положение Молдовы затрудняет полноценное развитие издательской и книгораспространяющих инфраструктуры.


См.. также

Литература

  • История литератур молдовенешть. - Кишинэу: 1958.
  • Скице где фолклор молдовенеск. - Кишинэу: 1965.
  • Молдавско-русско-украинские литературные и Фольклорный связи. - Кишинэу: 1967.
  • Матуритате. - Кишинэу: 1967.
  • Студий Деспре романтизмул ши реализмул молдовенеск дин секолул XIX. - Кишинэу: 1970.
  • Профилурь литераре. - Кишинэу: 1972.
  • Кожевников Ю. А. Литература Молдавии и Валахии. XVIII в / / История Всемирной литературы: В 9 томах. - М.: Наука, 1988. - Т. 5. - С. 332-335.