Надо Знать

добавить знаний



Мона Лиза


Mona Lisa, by Leonardo da Vinci, from C2RMF retouched.jpg

План:


Введение

"Мона Лиза" - портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохи Возрождения. Выставленная в Лувре ( Париж, Франция).

Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - Портрет госпожи Лизы дель Джокондо.


1. История

Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы ( "Сфумато") не переданы с таким совершенством, как в "Мона Лизе". Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. "Мона Лиза" получила всемирную славу не только благодаря качеству работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей, и профессионалов. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы не долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не ее исключительная история. В 1911 году "Мона Лиза" была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным обстоятельствам, возвращена музею. В течение этого времени ?Мона Лиза? не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Поэтому неудивительно, что ?Мону Лизу" копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.


2. Проблема идентификации модели

"Мона Лиза", деталь

Личность, которая изображена на портрете, сложно идентифицировать. По этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:

  • Жена флорентийского торговца дель Джокондо
  • Катерина Сфорца
  • Изабелла д'Эсте
  • Просто идеальная женщина
  • Молодой человек в женской одежде
  • Автопортрет Леонардо

Загадка вокруг незнакомки притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом: " 10 октября 1517 года монсеньора и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - замечательного художника нашего времени. Он показал его височности три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писал с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в превосходной степени прекрасны. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ ".

По мнению части исследователей, под "флорентийской дамой" подразумевается "Мона Лиза". Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к "Мона Лизы".

Согласно Джорджо Вазари ( 1511 - 1574) автором биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо ( итал. Francesco del Giocondo ), На чей портрет Леонардо потратил четыре года, все же оставив его незавершенным.

Вазари высказывает очень положительную мнение о качестве этой картины: "Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с легкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвел все детали ... Глаза наполнены блеском и влагой , как у живых людей ... Нежный розовый нос кажется настоящим. Красная краска рта гармонично совпадает с цветом лица ... Кто бы не смотрел внимательно на ее шею, всем казалось, что у нее бьется пульс ... ?Он также объясняет легкую улыбку на ее лице : "Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь грустную от долгого позирования даму".

Возможно, эта история и соответствует действительности, но, скорее всего Вазари просто добавил ее к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, которых не было на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти, или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию ​​в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остается неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул ее заказчику.

Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельной торговца шелком Франческо Джокондо, заказавший у художника портрет своей третьей жены Лизы. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи все же сомневаются в возможности того, что "Мона Лиза" была написана во Флоренции ( 1500 - 1505). Изощренная техника указывает на более позднее создание картины. Кроме того, в это время Леонардо был настолько занят работой над "Битвой Ангиари", что даже отказал княгини Изабелле д'Эсте принять ее заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?

Интересен тот факт, что в своем описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта "физическая" особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.


3. Композиция

"Мона Лиза", деталь

Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. "Мона Лиза" стала осуществлением идей художника, высказанных им в трактате по живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому "Мона Лиза", на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и безчуттевим образом. Она одновременно кажется желанной и холодной. Несмотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ею создан визуальный барьер - ручка стула, действующая как перегородка. Подобная концепция исключает возможность интимного диалога, как, например, в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанном Рафаэлем около десяти лет спустя. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к ее освещенной лица, окруженной, как рамкой, темным, скрытым под прозрачной фатой волосами, тенями на шее и темным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдаленных гор фигура производит впечатление монументального, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, свойственная возвишеним, божественным существам, держит нас, простых смертных, на расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недостижимому. Недаром Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах XV века. Дополнительную дистанцию ​​создает искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато -эффекта (отказа от четких очертаний в пользу создания "воздушного" впечатление). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Секрет выразительности лица Джоконды в технике многослойного живописи "лессировкамы"-тонкими слоями краски поверх уже высохшей слоев. Что это дает? При прохождении света через прозрачные слои краски до полотна оно отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение ее лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как живое. Но это-только начало эффекта, при некотором изменении точки баччення, даже совсем незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определенно очертания черепа, ее височно впадины поглиблюются, глаза начинают не проваливаться ... Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при просмотре оригинала, но совершенно не передается в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно ... Здесь вся необъятность человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо. Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это - уровень мысли и духа великого художника и философа ...


4. Детективная история "Моны Лизы"

Мона Лиза еще долго была бы известна лишь изящным знатокам изобразительного искусства, если бы не ее исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность.

С начала XVI века картина, приобретенная Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была размещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 г. в три пополудни картина была похищена. Жандармы обыскали 20 га территории музея, допросили работников, их родственников и знакомых. Провели обыски в поездах, закрыли вокзалы и порты. Хватали и проверяли всех подозрительных парижских художников и иностранцев. Однако, все эти меры никакого результата не дали. Поиски картины длились два года. Все это время музее висела ее копия в траурной раме.

13 декабря 1913 произошла флорентийский антиквар Альфредо Джери получил из Парижа письмо: "Я - итальянец, патриот своей родины. Это я взял в Лувре" Джоконду "два года назад. Стремился вернуть Италии сокровище Леонардо, украденный когда-то французами". Он предлагал антиквару купить картину за полмиллиона франков - почти $ 3 млн 370 тыс. на нынешние деньги. Тот согласился. Но только убедился в том, что картина оригинал - сдал ее владельца полиции. Вором оказался 32-летний итальянский художник Винченцо Перуджа, родом из деревни в Северной Италии.

Оказалось, что 1910 г. он работал в Лувре декоратором и устанавливал новое защитное стекло перед полотном Леонардо да Винчи. Тогда и возникла идея кражи. Нашел сообщников - художника Ива Шадр и мошенника Эдуардо де Валферно. Похитители вывезли "Джоконду" в США. Там начали продавать копии картины, выдавая их за оригинал. Так продали шесть картин и заработали всего $ 2 млн - $ 47 млн ​​как на сейчас. Затем между сообщниками начались ссоры. Вот тогда Перуджа и забрал картину и ушел с ней в Европу. Денег взять не успел. Поэтому, чтобы иметь на что жить решил продать оригинал.

После следствия, которое длилось полтора года, мужу вынесли приговор - год тюрьмы [1]


5. Влияние картины на другие произведения искусства


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам