Мон (эмблема)

"Шиснадцятипелюсткова хризантема "- эмблема императора
"Пятилепестковыми цвет папайи "
"Три листки мальвы в круге "

Мон ( яп. , Мон, "узор") - родовая эмблема в Японии. Другие названия - монсьо (纹章, "герб"), мондокоро (纹所, "эмблема"), Камон (家纹, "родовой узор") и другие.

Мон не является гербом, поскольку его дизайн не соответствует законам геральдики. Однако его применение как знака для обозначения частной или родовой собственности подобен использования гербов в Европе.


1. История

Мон появляется впервые в Японии как орнамент в период Асука ( 552 - 710). Вероятно, первые образцы были импортированы из Кореи и Китай. К периода Хэйан ( 794 - 1185) мон продолжали использовать как орнамент в среде японских аристократов.

Конце 12 века мон приобрел "геральдического" значения. Самураи стали крепить их к своим флагов чтобы различать свои и вражеские войска. Благодаря длительным междоусобицам и потребности новых эмблем, дизайн мон уризноманитнився. Если в начале это были преимущественно растительные орнаменты (цветы, листья, деревья), то начиная с 13 - 14 века появились изображения животных, небесных светил, буддистских и синтоистских сакральных предметов.

В период Эдо ( 1603 - 1867) мон подверглись сильной стилизации и унификации, которые стали основой для изображений этих эмблем сегодня. Кроме этого, использование мон перестало быть монополией самурайских семей и распространилось на другие слои населения.


2. Изображение

Традиционный мон - это картинка вписана в воображаемую окружность. Содержание изображения разнообразный. В отличие от звериного стиля европейской геральдики, в японских мон преобладают растительные мотивы. Среди них наиболее употребительными являются изображения цветов хризантемы и глицинии. Меньше встречаются солнце, месяц и звезды.

Мон делятся на старые и новые. Первые выглядят реалистично и лишении обводных кругов, ромбов, квадратов вокруг основного рисунка. Новые же мон являются производными модификациями старых. Часто стилизованные и имеют несколько дополнительных элементов - фигуры, которые обводят основной рисунок, узоры, буквы и т.д..

Также существует разделение мон на родовые, храмовые и синтоистские.

В отличие от европейских гербов, цвет эмблемы мон не имеет значения. Основным является именно неповторимое изображение. В европейской геральдике несколько родов могут иметь герб с одинаковым рисунком на щите, но ризноманитиним раскраской. В противоположность этому, в Японии отличные роды будут изображения одного мотива с дополнительными или частично измененными элементами. Например, мон листа мальвы может иметь различные вариации, как показано на верхнем рисунке.


3. Использование

Мон как и европейский герб сказывался на бытовых вещах для определения обладателя. Среди таких вещей были флаги, оружие, доспехи, одежда, посуда, и все остальное, что требовало личной или родовой отметки.

Известными историческими мон, которые использовали самураи есть "три листа мальвы" Токугава Иэясу, "пятилепестковыми цветок папайи" Оды Нобунаги, "бабочка" рода Тайра, "ромб" рода Такэда, "крест" рода Симадзу, и другие.

Сегодня мон используют преимущественно для церемониального кимоно, прикрепляя по две эмблемы на грудь и рукава, а также одну - на спину возле воротника. Кроме этого изображения мон можно часто встретить на антикварных предметах домодерной Японии, черепица замков, а также родовых могилах японцев. Также эти знаки широко применяются как торговые марки современных японских фирм.

Традицию монив продолжают эмблемы населенных пунктов Японии. Эти эмблемы используются на флагах городов, сел и поселков. Ниже представлены образцы эмблем городов префектуры Хиросима:

Alex K Hiroshima-shi shiki.svg Flag of Aki-Takata, Hiroshima.svg Flag of Kure, Hiroshima.svg
Хиросима
Аки-Таката
Етадзима
Куре
Мийоси
Flag of Mihara, Hiroshima.svg Flag of Onomichi, Hiroshima.svg Flag of Otake, Hiroshima.svg
Михара
Ономити
Такое
Сьобара
Такехара
Flag of Fukuyama, Hiroshima.svg Flag of Fuchu city, Hiroshima.svg Flag of Hatsukaichi.svg Flag of Higashihiroshima, Hiroshima.svg
Фукуяма
Футю
Хацукаити
Хигаси-Хиросима

4. Источники и литература