Надо Знать

добавить знаний



Морис Жозеф Равель



План:


Введение

Морис Равель

Морис Жозеф Равель ( фр. Joseph-Maurice Ravel , 7 марта 1875 - 28 декабря 1937) - французский композитор. Яркий представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 века, Равель продолжил и развил поиски Дебюсси в сфере импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики.

Хотя многие критики считают, что на Равеля значительное влияние здийнив Клод Дебюсси, сам композитор считал себя последователем Куперена и В.А.Моцарта, чьи композиции более классическими по структуре. Одновременно и Дебюсси, и Равеля считают представителями импрессионистического направления. Равель также воспринял влияния различных музыкальных течений от американского джаза до фольклора Европы и Азии.


1. Биография

Родился 7 марта 1875 в Сибурни (близ Сен-Жан-де-Люз), недалеко от границы с Испанией. Мать композитора, Мари Делюар (Marie Delouart) - баскийського происхождения, отец, Жозеф Равель (Joseph Ravel) - швейцарский инженер и бизнес-магнат, его отдельные изобретения, в частности совершенствования двигателей внутреннего сгорания были важными для своего времени. Семья переезжает в Париж, где рождается младший брат Мориса - Эдвард. В 1882 г. Морис начал заниматься фортепиано в А.Гизу, а в 1887 - гармонией в Ш.Рене. Два года Равель обучался в подготовительном классе Парижской консерватории, в которую поступил в 1889 году в подготовительный класс фортепиано до Антиома, а через два года перешел в класс Шарля Берио. Теоретические дисциплины проходил в пессарий и Дюбуа, композицией занимался в 1898 в Г.Форе. К этому периоду относится первое широко известное произведение композитора - фортепианная Павана на смерть инфанты (Pavane pour une infante d?funte).

С 1901 по 1905, Равель несколько раз попытался завоевать высшую композиторскую награду - Римскую премию, однако все попытки окончились неудачей. В 1905 году, когда Римская премия досталась В.Галуа, Равель оставляет консерваторию. Следствием скандала стала отставка директора Парижской консерватории Теодора Дюбуа (Th?odore Dubois). В консерваторских лет принадлежат такие известные произведения как "Игра воды" и Струнный квартет фа мажор.

В консерватории Равель подружился с испанским пианистом Р. Виньесом, ставший первым исполнителем произведений композитора. В течение последующих лет, Равель давал концерты как пианист и дирижер, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями. При 1-й мировой войны 1914-18 вступил добровольцем в действующую армию. Война повлекла глубоко драматические произведения Равеля, в том числе фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепианную сюиту "Гробница Куперена" (1917).

В 1928 Равель совершил триумфальное гастрольное турне в США. В 1932 году гастролировал вместе с Маргаритой Лонг.

В 1932 году М.Равель попал в автокатастрофу, серьезно подорвало его здоровье. В последние годы жизни, из-за тяжелой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) Равель прекратил творческую деятельность. В 1937 М.Равеля делали сложную нейро-хирургическую операцию, которая должна восстановить силы, однако операция прошла неудачно и вскоре композитор умер. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.


2. Черты стиля

Равель продолжил и развил поиски Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркеструваня и экзотической ритмики. Вместе с тем в некоторых произведениях проявились неоклассические тенденции.

Равель придерживался классических традиций формообразования, в его произведениях - преимущественно традиционные структуры, например трехчастная. Однако Равель часто маскирует грани музыкальной формы модуляциями, скрывающих начало мотива.

Музыка Равеля новаторская, хотя он и не следовал современным тенденциям к атональности, одним из пионеров которой был Шенберг. Гармоничной языке Равеля свойственно использование натуральных ладов, в частности миксолидийский вместо обычного мажора и натурального минора вместо гармоничного. В результате, Равель избегает вводных тонов. Часто встречаются также и дорийский и фригийский лады. [1]. Вместе с тем, Равель использует сложные гармонии и модуляции. Его произведения изобилуют нонаккорд и ундецимакордамы, терпкость его гармоний часто является результатом долгих форшлаг (listen to the Valses nobles et sentimentales). [2]

Хотя Равеля нередко рассматривают как импрессиониста, его творчество выходит за рамки этого направления. Например, фортепианный концерт соль мажор имеет джазовые элементы в первой и третьей частях [3], "Цыганы" для скрипки и фортепиано напоминают виртуозный стиль Паганини и Листа, ряд коротких пьес написаны в манере Гайдна и Форе [4].

Равель часто черпал вдохновение в танцевальных жанрах разных эпох. В его творчестве представлены такие танцы как менуэт, вальс, Ригодон, Форлан, чардаш, болеро, хабанера В некоторых случаях эти жанры положены в основу целого композиции (напр. "Болеро", Вальс "), в других - как составная часть.

Cам же композитор о своих эстетические ориентиры написал следующее:

Я никогда не испытывал потребности формулировать свои принципы эстетики, ни для других, ни для себя. А если бы такая необходимость возникла, то я попросил бы разрешения отнести на мой счет простую декларацию Моцарта, что он сделал по этому поводу. Он ограничился языке о том, что музыка может браться за все, решаться на все, и выражать все, лишь бы она очаровывала и, наконец, оставалась музыкой [5]
.

3. Список произведений

Согласно каталогом Мориса Морна Равель является автор 85 произведений. Ряд произведений имеет несколько редакций, версий. Например, некоторые фортепианные произведения были оркестрованные и стали известными в оркестровой версии, с другой стороны, балеты Равеля время чаще выполняют как самостоятельные оркестровые пьесы. Ниже даются самые известные произведения:

Оперы

Балеты

  • Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chlo?, 1909-1912)
  • Вальс (La Valse, хореографическая поэма, 1906-1914 и 1919-1920)
  • Болеро (Bol?ro, 1928)

Для оркестра

  • Шехеразада (Sh?h?razade, феерическая увертюра, 1897)
  • Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole, 1907)

Для фортепиано с оркестром

  • Концерт для левой руки ре мажор (1929-1930).
  • Концерт соль мажор (1929-1931)

Для фортепиано

  • Античный менуэт (Menuet antique, 1895, оркестровая версия 1929)
  • Игра воды (1901)
  • Отражение (Miroirs)
  • Ночной Гаспар (Gaspard de la nuit, 1908)
  • Матушка гусыня (Ma M?re l'Oye для двух фортепиано 1908-1910, оркестрована версия 1911, версия для балета 1912)
  • Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911, версия для оркестра 1912)
  • Гробница Куперена (Le Tombeau de Couperin в 6 частях, 1914-1917), (I, III, IV и V оркестрованные в 1919)


Камерно-инструментальные произведения

  • Струнный квартет фа мажор (1903)
  • Шехеразада (цикл для голоса с оркестром, 1903)
  • Интродукция и allegro (арфа, флейта, кларнет, струнный квартет, 1905)
  • Фортепианное трио, ля минор (1914)
  • Цыгане (скрипка и ф-но, 1924)
  • Соната для скрипки и виолончели
  • Соната для скрипки и фортепиано

Вокальные

  • Природные истории (Histoires naturelles цикл для голоса и фортепиано на слова Жюля Ренара, 1906)
  • Три поэмы Стефана Маларме, (голос, ф-но, флейта / пикколо, кларнет / бас-кларнет и струнный квартет, 1913)
  • Песни Мадагаскара (Chansons Mad?casses для голоса, флейты, виолончели и фортепиано, слова Evariste Parny, 1926)
  • Дон Кихот и Дульсинея (Don Quichotte ? Dulcin?e для голоса и фортепиано, 1932-1933)

Для смешанного хора


4. Библиография

  • Цыпин Г., Морис Равель, М., 1959
  • Равель в зеркале Своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, [пер. с франц.], Л., 1962;
  • Крейн Ю., симфонические произведения М. Равеля, М., 1962;
  • Крейн Ю., Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966;
  • Равелиана, "Советская музыка", 1962, No 12;
  • Альшванг А., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963;
  • И. Мартынов Морис Равель. М., 1979.
  • Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970;
  • Roland-Manuel A., Maurice Ravel, P., 1948;
  • Landowski W., М. Ravel, sa vie, son oeuvre, P., 1950;
  • Long М., Au piano avec М. Ravel, P., 1971.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам