Надо Знать

добавить знаний



Мудехар



План:


Введение

Колокольня церкви Св. Марии в Калатаюд

Мудехар ( исп. mud?jar , С араб. مدجن [mudaǧǧan] - прирученный, домашняя) - мусульманское население, оставшееся на территории Пиренейского полуострова после отвоевания их испанскими королевствами во время Реконкисты. Включение этих территорий в состав христианских королевств вызвало к жизни новый феномен - образование в городах мусульманских общин с относительно автономным образом жизни в христианском окружении. Хранились также и села, в которых жили мусульмане, занимавшихся сельскохозяйственным трудом.



1. История Мудехар

Сначала Мудехар разрешалось сохранять свои земельные участки, законы и обычаи, исповедовать ислам. Но в некоторых местностях, в нарушение соглашений, они подвергались гонениям (в частности, мудехар заставляли носить особый одежда, который виризнявв их от остального населения). После падения в 1492 г. эмирата Гранады Мудехар начали насильно обращать в христианство. Мудехар, принявшего христианство, известны как мориски.

Важным источником по истории Мудехар является "Книга Сунь и Слои мавров", созданная, как считают специалисты, примерно в XV в. на территории Валенсии. Это кодифицированный сборник юридических норм исламского права, призван регламентировать жизнь мусульманской общины на территории христианского государства. Особую значимость "Книге Сунь и Слои мавров" придает тот факт, что она была создана после Реконкисты и отображает жизнь мудехаров как социума, уже сложился. Этот источник недавно было обнаружено в архиве графа Оргаса и опубликовано в Кордове (1989; рус. Перевод: Книга Суны и Шары Мавров / Пер., Вступ. Ст. И ком. И. И. Варьяша. - М., 1995). [ 1]


2. Стиль "мудехар" в искусстве

В XII - XVI вв. образовался своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании и Португалии, в котором тесно переплелись элементы мавританского, еврейского, готического и (впоследствии) ренессансного искусства. Авторами произведений в стиле "мудехар" были как мусульманские, так и христианские, еврейские мастера. Искусство мудехар - явление неоднородное и не всегда безусловной художественного качества; исследователи отмечают определенную вторичность, присущая даже некоторым лучшим его образцам. [2]

В стиле "мудехар" было сохранено главные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечной звездой, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий было внутренний двор, вокруг которого группировалась остальные помещения. Сооружения отличались простым, рациональным и соответствующим климатическим условиям планировкой; в стиле "мудехар" охотно строили жилые здания - привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое распространение в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и др..

В рамках стиля различают два направления. Тот, который получил название "народного мудехар", развивался спонтанно в отвоеванных испанцами местностях, где традиции мавританского искусства были довольно естественно приспособлены к религии и бытовой культуры христиан. Сооружения "народного мудехар" охватывали сферы церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и для них были характерны стабильные формы сооружений и мотивов декора. При нарядном внешнем виде здания были небольшими и скромными. Стиль "народного мудехар" характерен для Севильский храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андрес, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (последний прежде всего известный своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строили из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными арками, геометрическим плетением, глухими нишами. Черты мавританской строительной традиции чувствуются в этих сооружениях гораздо отчетливее, чем влияние готических форм.

"Придворный мудехар" формировался мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI в. включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. Элементы вторичности стиля проявляли себя в придворных формах отчетливо. К этому направлению относятся фрагменты Альказар XIV в. (В отличие от позднейших пристроек). В фасаде (1364) здания, известного как дворец короля Педро, можно найти черты сходства с архитектурой Гранадского Альгамбры. Возможно, ее строили мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях "придворного мудехар" были построены другие Севильская дворцы XIV в Лас Дуэньяс герцогов Альба и т. н. Дом Пилата герцогов Мединаселли (завершен в сер. XVI в. Дворец является ярким примером сочетания мавританских и ренессансных форм). В главных памятников стиля относят также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV-XVII вв.).

С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостного и органического характера.


3. Галерея

  • Church of San Tirso, in Sahag?n.

  • Mudejar architecture often combined its language with other styles, like Gothic: La Seo, Zaragoza

  • La Seo - Wall of the Parroquieta

  • Monastery of Santa Clara in Tordesillas, characteristical artesonado ceiling

  • Mudejar of Segovia: San Esteban, in Cu?llar

  • Mud?jar castle of La Mota, in Medina del Campo, Valladolid.

  • Cathedral of Teruel.

  • Dome of the San Juan church in Calatayud

  • Central courtyard of the Royal Palace of Sintra (Portugal), with Mud?jar tiles and arches.

  • Church of San Marcos, Seville


4. См.. также:


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам