Музыкальная акустика

Акустика музыкальная - наука, изучающая природу музыкальных звуков и созвучий, законы их восприятия, музыкальные системы и лады и процессы, происходящие в голосовом аппарате человека при пении и в музыкальных инструментах во время игры на них. Музыкальная акустика основывается на физической акустике (законы колебания упругих тел, законы резонанса и т.д.) и психофизиологии слуха (свойство органа слуха, слуховые ощущения). В свою очередь музыкальная акустика служит основой для понимания явлений, которые рассматриваются в элементарной теории музыки, гармонии, оркестровке, непосредственно связывающий музыкальную акустику с музыкальным творчеством и исполнительским искусством.

Ряд музыковедов (Г.Риман, П.Хиндемит) использовали данные музыкальной акустики для построения "естественно-научных" концепций музыки, а физики и психологи ( Гельмгольц, К.Штумпф, В.Келер) - для создания "физиологических" концепций музыкального восприятия. В России вклад в музыкальную акустику внесли М.А. Гарбузов (разработал так называемую зонную теорию музыкального слуха), Л.С.Термен, А.А. Володин, Е.А.Мурзин (создатели электромузыкальных инструментов), Е.В. Назайкинский.

Данные музыкально-акустических исследований широко применяются на практике, особенно в воспитании слуха и образовании музыкантов-исполнителей, в конструировании и настройке музыкальных инструментов (в том числе, при реконструкции старинных инструментов, применяемых в аутентичном исполнительстве), в организации современного звукозаписи (в т.ч. оснащение аудиостудию), в технике композиции электронной музыки и т. д.


Литература

  • Helmholtz H. Die Lehre Von Den Tonempfindungen ALS physiologische Grundlage f?r Theorie Der Musik. Braunschweig, 1863; рус. перевод под назв. "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки?. СПб., 1875.
  • Stumpf C. Tonpsychologie. 2 B?nde. Leipzig, 1883 (Bd.1) Leipzig, 1890 (Bd.2).
  • Riemann H. Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft). Leipzig, 1891; начиная со 2-го издания (1914) под назв. "Handbuch der Akustik"; рус. перевод Н. Д. Кашкина под назв. "Акустика с точки зрения музыкальной науки? (М., 1898).
  • Hindemith P. Unterweisung IM Tonsatz. Teil 1. Mainz, 1937.
  • Музыкальная акустика, под ред. Н.А. Тыквенная. М., 1954.
  • Применение акустических методов исследования в музыкознания. Сб. статей. М., 1964.
  • Володин А.А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука / / Музыкальное искусство и наука. М., 1970.
  • Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов. М., 1989.
  • Назайкинский Е.В. ТВМ / / Музыка и информатика. М., 1999.
  • Старчеус М.С. Слух музыканта. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003.
  • Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник для вузов. СПб.: Композитор, 2006.