Надо Знать

добавить знаний



Музыкальная педагогика



План:


Введение

Музична педагогіка - галузь педагогічної науки (загальної педагогіки), яка вивчає особливості освіти, навчання та виховання особистості засобами музичного мистецтва.

Музичну педагогіку слід відрізняти від окремих методик музичного навчання та виховання, так як вона є загальною наукою, зміст якої спрямований не на розвиток окремих музичних якостей людини, а на формування особистості.

Об'єкт музичної педагогіки - процес музичної освіти і виховання особистості.

Предметом музичної педагогіки слід вважати сукупність форм організації, методів, засобів та інших матеріальних і нематеріальних атрибутів музичного навчання й виховання, які складають цілісний процес професійної підготовки та формування особистості музиканта. Цей процес має конкретно історичний характер і відбувається відповідно із законами і закономірностями розвитку загальної педагогіки.


1. Источники изучения

Источниками изучения предмета музыкальной педагогики следует считать:

1. Музыкально-педагогический опыт. Это институты создания, накопления и хранения образцов музыкальных явлений в истории развития художественной культуры. К этому следует отнести творческое наследие композиторов, музыкантов, деятелей культуры, представляющий лучшие образцы музыкальных произведений, исполнительского мастерства, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности.

2. Современные музыкально-педагогические явления и исследования. Это прежде всего опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ и частных методик музыкального обучения и воспитания.

3. Передовой научный музыкально-педагогический опыт. Здесь имеется в виду изучение и обобщение результатов научно-экспериментальной работы исследователей в поисках эффективных технологий и оптимизации музыкального обучения и воспитания. Это исследование научно-исследовательских институтов, лабораторий, научных, работающих над усовершенствованием и улучшением решения проблем музыкального обучения и воспитания.

Музыкальная педагогика как отрасль педагогической науки, имеет свои основные теоретические понятия - категории. Эти категории, как и обще педагогические, составляют ее теоретическую основу с учетом специфики музыкальной отрасли.


2. Самые музыкально-педагогические системы

Самые системы и методики обучения различным видам музыкальной деятельности в истории развития музыкальной педагогики с древнейших времен:

? невменной нотации. Распространенный в раннем Средневековье метод записи мелодии с помощью графических знаков, которые указывали направление движения мелодии и сопровождались соответствующими жестами человека, руководила певцами. В Киевской Руси знаки невменной системы назывались знаменами, крюками (отсюда: знаменный пение, Крюково письмо). [ [1] ], [ [2] ]

? Графическая нотация. Нотнолинийна система записи музыки - введена в XI веке итальянским музыкальным теоретиком Гвидо из Ареццо (995-1050). Разместив знаки на разноцветных линейках, он предоставил им точного звуковысотного значения, что позволило записывать музыкальные произведения. [ [3] ]

? Цифровая нотация (в музыке) - разработанная Ж.-Ж. Руссо и в дальнейшем усовершенствована Пьером Галеном (1786-1821), Эме Пари (1798-1866), Эмилем Шеве (1804-1864) представляла собой метод обучения пению с использованием записи звуков цифрами, относительно определенного тона (настройки).

? Методическая система Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950) [ [4] ] в основе музыкального обучения предполагает триединство музыки, слова и движения как средства формирования личности. В основе его системы был метод евритмикы (связь музыки с движением), что позволяло выполнить основную задачу - научить детей двигаться в характере музыки, отражая ее темпу, динамические и метро-ритмические особенности. Другими составляющими системы Жак-Далькроза является сольфеджио и импровизация, которые реализовывались на более высоком (профессиональном) уровне музыкального обучения.

? Методическая система Карла Орфа (1895-1952) [ [5] ] - изложена в известном методическом пособии "Шульверк" ("Schulwerk"). Название происходит от немецких слов - "[шулен]" - обучать и "[веркен]" - действовать. В основе его системы принцип элементарного музицирования с использованием различных видив музыкально-сценической деятельности Сконструированный им специальный инструментарий, который использовался на уроках музыки стал основным методическим средством реализации его музыкально-педагогической системы.

? Методическая система Золтана Кодая (1882-1967) [ [6] ] заключается в применении хорового пения как главного вида деятельности в музыкальном воспитании. "Метод Кодая" предполагает воспитание у учащихся чувства строя, ладового мышления с помощью различных упражнений развития звуковысотного слуха. Для этого в его системе широко предлагается использование относительной (ладовой) сольмизации.

? Методическая система Марии Монтессори (1870-1952) [ [7] ]. Массовое дошкольное музыкальное воспитание, основанное на сенситивных (сензитивных) [8] периодах развития ребенка. Процесс музыкального воспитания дошкольника делится на три этапа: первый - развитие внимания к звукам, окружающие ребенка, второй - выявление и закрепление метроритмическая восприятие музыки, третий - формирование мелодического и гармонического слуха.

? Методическая система Бориса Тричкова (1881-1944) - "Ступени", в основе которой лежит концепция "сознательного нотного пения": достижения музыкальной координации между слухом и голосом, развитие тонального чувств, чувство ритма, любви к музыке и желание петь.

? Методическая система Дмитрия Кабалевского (1904-1987) [ [9] ] основана в 1970-х годах в бывшем СССР и воплощена в учебную программу "Музыка" для общеобразовательных школ бывшего Советского союза и некоторых социалистических стран. Основная (генеральная) тема программы - "Музыка и жизнь". Занятия музыки были подчинены основным морально-эстетическим принципам, побуждающим ребенка к чувству прекрасного. Основным методом программы является обсуждение, размышления о музыке и музыкальные явления. Основным видом деятельности - слушание музыки.


3. Основные теоретические категории музыкальной педагогики

Образование - это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, что свидетельствует о соответствующем уровне овладения музыкальными явлениями в аналитически-теоретическом или практически исполнительском аспектах. Образование функционирует в диалектическом взаимодействии институтов создания, накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Образование регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют ее содержание и основные принципы.

Закономерности музыкального образования - объективные причины, характеризующие существенная связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания. К ним относим:

? соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;

? зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;

? ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальную музыкальную традицию. Под принципами музыкального образования в Украине понимают основные теоретические идеи или требования, на которых базируется музыкальный учебно-воспитательный процесс. К ним относятся:

? Доступность музыкального обучения и воспитания каждому, независимо от пола, национальности и вероисповедания.

? Равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей, всестороннего развития.

? Гуманизм, приоритетность в музыкальной образовании общечеловеческих духовных ценностей.

? Связь с национальной и мировой художественной культурой.

? Взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран.

? Демократичность - вольность форм организации, методов, средств музыкального обучения и воспитания.

? Научность - образование должна организовываться на основе передовых научно-методических достижений музыкально-теоретической мысли и практически исполнительской деятельности.

? Ступневисть и непрерывность - обеспечение условий для элементарно-начального, среднего и высшего музыкального образования.

? Креативность - создание условий для музыкального творчества.

Движущие силы музыкального образования - совокупность мотивации и противоречий, удовлетворения и решение которых обеспечивает результативность, улучшение и эффективность музыкального обучения и воспитания.

Мотивація - це сукупність мотивів або стимулів, що спонукають особистість до певної діяльності. Мотиви можуть бути матеріальні, соціальні та морально-психологічні.

До перших можна віднести намагання людини від одержання музичної освіти мати матеріальні вигоди.

До других - прагнення стати музично освіченою людиною, мати престижну професію. До третіх - одержання морального задоволення від музичного навчання та професійної музично-естетичної діяльності.

Вторая группа движущих сил - противоречие. Это, прежде всего, противоречия между музыкальными знаниями, умениями и навыками, решение которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания. В логике организации учебно-воспитательного процесса эти противоречия возникают, например, между пониманием и непониманием, знания и незнания, умениями и неумение т.д.. Постепенное овладение следующим уровнем знаний, умений и навыков содержания музыкального обучения и воспитания создает перспективу движущей силы улучшения и эффективности музыкального образования в целом.

Музыкальное обучение - это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение имеет целью овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, соответствующих определенному уровню музыкального образования.

Музыкальное обучение осуществляется как государственными учреждениями так и негосударственными, и частными учреждениями, физическими лицами. Согласно этому музыкальное обучение делится на любительское (любительское) и профессиональное.

Музыкальное воспитание - это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных наклонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Музыкальное воспитание в общепедагогической контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной украинской общеобразовательной школы. Соответствии с законодательными актами об образовании в Украине музыкальное воспитание учащихся реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования.

Формы организации музыкального обучения и воспитания - внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, обусловлены видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников. Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др..

Общие методы музыкального обучения и воспитания - взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, при которых происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.

Характерно, что в классической педагогической науке категории обучения и воспитания имеют свои особенности. Поэтому определение методов музыкального обучения и воспитания имеет свою специфику, обусловленную комплексным творческим характером учебно-воспитательного процесса.


4. Основные понятия методики музыкального обучения и воспитания

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Общие методы музыкального воспитания:

а) методы формирования музыкально-эстетического сознания;

б) методы организации музыкально-эстетической деятельности и формирования опыта практической музыкального творчества;

в) методы стимулирования практической музыкальной деятельности;

г) методы музыкального самовоспитания.

В практике осуществления работы по музыкальному воспитанию можно выделить конкретные методы формирования музыкально-эстетического сознания - музыкально-эмоциональное воздействие и убеждения.

Музыкально-эмоциональное воздействие - специально созданная, целесообразна организация жизнедеятельности участников воспитательного процесса, связанная с использованием образцов музыкального творчества, которые влияют на эмоционально-образную сферу мышления личности. К этому относятся - демонстрации и иллюстрации определенных музыкальных произведений (образцов), сопровождаемые яркими выразительными и изобразительными элементами, которые вызывают соответствующую положительную эмоциональную реакцию (переживание).

Музыкально-эмоциональное воздействие может быть прямым и косвенным. Он может быть направлен на пробуждение и стимулирование внутренней и внешней активности воспитанников.

Убеждение - действия преподавателя, направленные на формирование личностного отношения воспитанников к музыкальному искусству, согласно которым возникает конкретное отношение к музыкальному произведению (образца), избираемому ими как единое и возможно в данных условиях. К ним относятся - побуждение, внушение, разъяснения, пояснения, сравнение и т.д..

К методам организации музыкально-эстетической деятельности и формирования опыта практической музыкального творчества следует отнести: приучение Упражнения; педагогическую требованию.

Приучение - взаимодействия между участниками музыкально-воспитательного процесса, во время которых происходит привитие воспитанникам навыков практической музыкально-творческой деятельности. С первого опыта общения с музыкальным искусством преподаватели приучают учащихся к практическому музыкальных произведений, участия в музыкальной самодеятельной творчества, коллективных музыкальных мероприятиях. В процессе профессионального музыкального обучения метод приучения реализуется в повседневной участия студентов (учащихся) в музыкальной жизни учебного заведения - посещении и участия в концертах, лекториях, других мероприятиях, направленных на распространение и пропаганду музыкального искусства.

Упражнения - многократное повторение определенных музыкально-творческих действий (задач), целью которых является закрепление и совершенствование практических навыков музыкального исполнительства. В практике музыкального образования выполнения упражнений чаще применяется в музыкальном обучении и составляет одну из решающих условий технической подготовки музыканта. Поэтому в музыкальном воспитании этот метод приобретает эффективности в сочетании с другим методом воспитания - убеждением.

Педагогическая требование - педагогически целесообразно, спланированный или импровизированный поступок воспитателя направленный на изменение личностного поведения питомца или его отношение к своей деятельности. В практике профессиональной музыкальной подготовки педагогическая требование является одним из главных факторов определения и формирования характера творческой деятельности будущего музыканта. Педагогические требования могут быть связаны как с учебно-воспитательной работой, так и с повседневной жизнью. Например, будущим инструментальным исполнителям во время самостоятельных занятий над программой по специальности преподаватели ставят требование розиграватися не вправе и гаммами, а на отрывках произведений, изучаемых; вокалистам запрещают участвовать в внеучебной и самодеятельной творчества и т.д..

Формирование опыта практической музыкального творчества будущего музыканта тесно связано с общественностью. Поэтому в его музыкальном воспитании значительную роль играет общественное музыкальная мысль - состояние массового отношения различных групп людей к событиям и фактам музыкальной действительности. Чаще она выполняет консультативную и контрольную функцию, становится своеобразным экспертом уровня практической совершенства музыканта.

Общественная музыкальная мысль - это взгляды и суждения преподавателей, коллег, товарищей, знакомых и других людей по поводу практической музыкально-творческой деятельности студента (учащегося), что положительно или отрицательно влияет на процесс формирования его музыкально-практического опыта. Поэтому общественное музыкальную мысль следует выделить в специфический метод формирования опыта музыкально-творческой деятельности будущего музыканта, который характеризуется объективным проявлением, не зависящим от характера и содержания музыкально-воспитательной работы.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Общие методы музыкального обучения:

а) методы обучения теории и истории музыки;

б) методы обучения игре на музыкальных инструментах, пения и дирижированию;

в) методы обучения и развития музыкальных качеств.

Методы обучения теории и истории музыки можно условно разделить на словесно-информационные, словесно-наглядные и словесно-практические. Деление на следующие подгруппы мы обосновываем бинарность, о которой говорилось выше.

К подгруппе словесно-информационных методов относятся действия, связанные со словесной (речевой) деятельностью, в ходе которой передается информация и усваивается содержание изучаемых тем.

Это - лекции, рассказы, беседы, темой которых является история и теория музыкального искусства.

При реализации таких методов обучения восприятия материала почти всегда осуществляется репродуктивно, т.е. без анализа и критического осмысления. Это, например, может быть лекция по истории музыки, тема которой содержит материал о жизненном и творческом пути любого композитора, по теории музыки - "Интервалы и их построение", по гармонии - "Модуляции в разные степени родства" и др..

Словесно-наглядные методы предусматривают действия, во время которых словесные объяснения дополняются элементами иллюстраций и демонстраций. В практике - это использование схем, таблиц, фонозаписей, выполнения преподавателем фрагментов музыкального материала на инструменте.

Словесно-практические методы характеризуются действиями, предусматривающие практическую деятельность учащихся (студентов) в обучении - выполнение письменных упражнений, решения задач, практическое воспроизведение музыкальных построений, тем, фрагментов, составляющих содержание изучаемого.

К словесно-практических методов относится также самостоятельная работа с книгой.

Методы обучения игре на музыкальных инструментах, пения и дирижированию могут быть условно разделены на наглядно-информационные, практико-поисковые, практически-эвристические и комплексные.

Наглядно-информационные методы обучения игры, пения и дирижированию включают в себя действия, способствующие осознанию учащимися (студентами) общего содержания и сущности музыкального произведения, особенностей его выполнения.

К ним относятся - демонстративное выполнения преподавателем музыкального произведения, устный музыкально-теоретический анализ произведения, проявление сложностей технического характера, особенностей фактуры, аппликатуры, тесситуры, семиотики дирижерского жеста и т.п..

Практически-поисковые методы обучения предусматривают действия, связанные с практической отработкой и усвоением технических и художественных навыков при выполнении музыкального произведения.

Это - чтение с листа нового произведения, многократное проигрывание, пропевания отдельных мест, метро-ритмическое отработки (простукивания ладонями, карандашом и т.п.). К одному из важнейших практически-поисковых методов относится домашняя самостоятельная работа над музыкальным произведением.

Практично-евристичні методи навчання передбачають дії, кінцевим результатом яких повинні бути певні творчі відкриття. Особливо це характерно на завершальних стадіях навчання, коли на кожному занятті чи при кожному практичному виконанні робота над музичним твором супроводжується винаходом нових художніх особливостей, створенням неповторних образів індивідуального характеру, застосуванням незвичайних технічних прийомів виконання.

В практиці - це індивідуальна інтерпретація музичного твору, виконання його окремих фрагментів. Застосування (випробування) нетрадиційних технічних прийомів виконання, ін.

Комплексні методи навчання гри, співу та диригування характеризуються застосуванням словесних, наочних і практичних дій одночасно. Їх можна визначити формулою: показ (демонстрація) - розповідь (пояснення) - тренування.

У практиці індивідуального та групового музичного навчання комплексний метод становить основу професійного музичного навчання.

Методи навчання та розвитку музичних якостей умовно можна поділити на дві підгрупи - методи розвитку музичних здібностей та методи навчання музичних якостей.

Методи розвитку музичних здібностей - це взаємодії, метою яких є розвиток навичок аналітичного сприймання музичного матеріалу.

Ці навички складають основу особистісних музичних якостей і включають:

? навички звуковисотного аналітичного сприймання (музичний слух);

? навички метро-ритмічного аналітичного сприймання (почуття темпу і ритму);

? навички тембро-динамічного аналітичного сприймання.

Для розвитку навичок музичного слуху, ритму, тембру, динаміки використовуються практично-аналітичні методи, що ґрунтуються на прийомах аналізу і порівняння. Це, наприклад, - розбір та побудова акордів, їхнє прослуховування та аналітичне порівняння; підбирання на слух музичних фрагментів; імпровізування на музичному інструменті, письмові та усні музично-слухові вікторини, диктанти тощо.

Методи навчання довільного музичного відтворення - це дії, пов'язані з прищепленням навичок довільного практичного музичного виконання, яке не потребує ретельного аналітичного осмислення музичного матеріалу.

У практиці навчання - це розігрування (виконання гам, технічних вправ, вокалізів), вивчення напам'ять вправ із сольфеджіо та сольфеджування з аркуша, підспівки, підгравання, колективне музикування на слух, підстукування при цьому тощо.

Ці методи не завжди складають частку організованого процесу музичного навчання, але їхня наявність очевидна, і це сприяє розвитку особистісних музичних якостей майбутнього музиканта.


5. Музична освіта в Україні

Музична освіта в Україні не є обов'язковою.

Музыкальная освіта в Україні поділяється на елементарну (уроки музики в загальноосвітній школі, приватні уроки), середню (дитяча музична школа, або студія), вищу (училище, інститут, консерваторія, академія).

Вища музична освіта може бути спрофільована на педагогічну діяльність (музично-педагогічна освіта).

5.1. Библиография

  • Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. - М.: Просвещение, 1983. - С.54-57.
  • Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М.: Музыка, 1974. - С.12-15.
  • Дьяченко Н. Г. и др. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях / Н. Г. Дьяченко, И. А. Котляревский, Ю. А. Полянский. - М.: Муз. Украина, 1987. - С.22-33.
  • Михайличенко О. В. Основы общей и музыкальной педагогики / Основи загальної та музичної педагогіки: теорія та історія: Навчальний посібник (двомовний) / Вид. друге. Доп. та перероблене. - Суми: Козацький вал, 2009. - 211 с.(Рекомендований МОН України для вищих навчальних закладів, лист № 14/18-Г-2206 від 27.10.2008). [10]
  • Ростовський О.Я. Лекції з історії західноєвропейської музичної педагогіки: навчальний посібник. - Ніжин: Видавництво НДПУ ім.М.Гоголя, 2003. - 193 с.
  • Рудницька О. П. Педагогіка: загальна та мистецька. - Київ: АПН України, 2002. - С. 32-60.
  • Халабузарь П. В., Попов В. С. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб, 2000. - С.6-13.
  • Художественное образование на Украине / Мистецька освіта в Україні: теорія і практика: колективна монографія / О. П. Рудницька [та ін.]; заг. ред. Михайличенко О. В., редактор Г. Ю. Ніколаї. - Суми: СумДПУ ім. А. С. Макаренка, 2010. - 255 с. [11]

Ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам