Музыкальное общество имени Николая Леонтовича

Николай Леонтович (1877 - 1921)

Общество имени Николая Леонтовича - украинская общественная организация, созданная в феврале 1921 года (сначала как Комитет памяти Николая Леонтовича), которая ставила целью подъема и развития музыкальной культуры в Украина. Действовала семь лет - до февраля 1928 года.


1. Создание Комитета

1 февраля 1921 года значительная группа деятелей культуры, профессора и студенчество собрались в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николай Лысенко, чтобы по христианскому обычаю отметить 9 дней после смерти Николая Леонтовича. На быстро, но с большой ответственностью снарядили концерт из произведений Леонтовича, выступили со словами сожаления и скорби.

По концерте урядили Комитет памяти Николая Леонтовича и решили начать свою работу с первого вопроса - выяснение обстоятельств убийства художника. В состав Комитета вошли:

Кирилл Стеценко - основатель Комитета памяти Николая Леонтовича

В состав Комитета были также введены родные Николая Дмитриевича как почетные члены:

  • Дмитрий Феофанович - отец,
  • Клавдия Ферапонтовна - жена покойного,
  • Виктория Леонтович и Елена Мончинской - его сестры.

Юридическое утверждение Комитета продолжалось два месяца и в апреле 1921 наконец увенчались соответствующим разрешением органов власти. Организаторы Комитета сразу же прислали отцу композитора телеграмму, в которой обозначили магистральное направление деятельности своего объединения:

"25 апреля 1921

Глубокоуважаемый отец Дмитрий.

Президиум Комитета памяти Николая Леонтовича, сообщая Вам о создании Всеукраинского комитета памяти покойного, с целью чествования его памяти, издание его произведений и содействия развитию украинской музыкальной культуры, - выражает Вам свое сердечное сочувствие по поводу смерти Вашего сына и в сочетании с Вами скорбит по одному из лучших сынов украинского народа, и приглашает Вас к участию и труда в Комитете как члена его. Пусть довчасна смерть Николая Дмитриевича послужит делу возрождения и развития национальной культуры "


2. Пополнение Комитета

Очень быстро Комитет вырос до 53 членов. Из них 45 - персональные члены, а 8 - творческие коллективы. Среди деятелей культуры, вступивших в Комитет, были:


3. От комитета к обществу

Ефим Михайлов - первый председатель общества

В начале января 1922 секретаря Комитета Олеся Чапкивського направили в Харькова, тогдашней столицы Украины, с ходатайством о поддержке деятельности группы художников и коллективов республики. В настоящее время правительство широко декларировал утверждения в стране ленинской национальной политики, что способствовало решению проблем Комитета памяти Леонтовича.

В поддержку своих ходатайств художники осуществили в Киеве широкую акцию по празднованию годовщины смерти композитора, провели публичные общее собрание, выдали открытку-портрет художника работы Бориса Рериха, переименовали гимназические улицу в улицу имени Николая Леонтовича (что у Владимирского собора), дали около 60 концертов. Главный концерт-реквием состоялся в театре Киевской оперы (дирижеры Михаил Верикивский и Нестор Городовенко). В Печорском клубе состоялся концерт хора-студии Леонтовича под руководством Павла Тычины.

26 февраля 1922 в Харькове Коллегия Главполитпросвета утвердила Положение о Комитете, переименовал его в Музыкальное общество имени Николая Леонтовича, предоставила денежную субсидию.

1 апреля 1922 официально на собрании коллектива в 50 человек (почти весь состав) было принято новое название и Положения, переизбран правления и созданы первые две комиссии - музыкальную и музейную. Общество возглавили Ефим Михайлов (председатель), Олесь Чапкивський (секретарь), Филипп Козицкий (заместитель председателя).


4. Деятельность общества

Активисты общества Ефим Михайлов, Михаил Верикивский, Филипп Козицкий (крайние справа в первом ряду) среди деятелей украинской культуры. Декабрь 1923.

1923 настоящим событием стал выход журнала Общества "Музыка", осуществленный под редакцией Николая Гринченко (он с 1922 года по весьма трагических обстоятельствах стал жителем Киева).

Активно включился в деятельность Общества Левко Ревуцкий, которого осенью 1924 пригласили на работу в Музыкально-драматический институт имени Николая Лысенко, и он переехал в Киев.

О широкой ориентации Общества свидетельствовало то, что в 1926 году на его базе начала деятельность Ассоциация современной музыки (АСМ), которую образовали композиторы Борис Лятошинский, Лев Ревуцкий, Михаил Верикивский, Федор Надененко, Николай Радзиевский и другие.

Еще одним важным направлением работы Общества была постоянная поддержка творческих связей с деятелями культуры Западной Украины. Это следовало из того, что художники центральной Украины мыслили себя как органическое целое с оставшимися по ту сторону границы, верили, что воссоединение украинского народа в январе 1919 года была знаменательным актом для будущего нации.

Начиная с 1923 года и до января 1928 (то есть, до последнего месяца существования Общества) в Киеве (одиночно в Харькове и Одессе) происходят "Галицкие музыкальные вечера", где звучат произведения Станислава Людкевича, Василия Барвинского, Остапа Нижанкивского, Филарета Колессы, Дениса Сичинского, Генрика Топольницкого; проводятся вечера памяти Ивана Франко, встречи с Филаретом Колессой и Василием Барвинским. Через них передаются на запад ноты и книги, которые печатаются силами Общества.

Планировались совместные мероприятия, конференции, фольклорные экспедиции, съезды кобзарей и лирников. Большинство задуманного не удалось осуществить по чисто политические обстоятельства, на которые Общество никак не могло повлиять.

В период расцвета своей деятельности Общество имени Николая Леонтовича объединяло более 200 членов, мало филиала в Харькове, Одессе, Житомире, Виннице, Полтаве, Днепропетровске, Николаеве, Чернигове, Черкассах и других городах.

Весной 1927 Общество зарегистрировало по республике 1014 музыкальных организаций; хоров крестьянских - 347, рабочих - 211, школьных - 367, оркестров рабочих и крестьянских - 82, профессиональных хоров - как "Мысль", РУХ, ДУХ - 7. Примечательно, что большинство хоровых коллективов, в том числе и капеллы бандуристов, брали себе имя Леонтовича, или Лысенко, что свидетельствовало об авторитете этих художников в народных массах.

Состоялись и некоторые организационные изменения в руководстве общества: 1925 возглавил Михаил Верикивский, секретарем выбрали Николая Гринченко. Филипп Козицкий, в связи с переездом, руководил Харьковским центром. Киевский филиал возглавляли Григорий Веревка, Николай Гринченко, Лев Ревуцкий.

Пиком признания деятельности Общества стали два события 1927 года. Тогда именно членам Общества (на все упреки в националистической ориентации) поручили организовать украинскую экспозицию на Международной выставке в Франкфурте-на-Майне. Там было представлено 391 экспоната (музыкальные инструменты, нотные издания, макеты оперных постановок, программы и афиши), выступали украинские певцы, сделал доклад Филипп Козицкий.

Но самым весомым достижением и признанием творческого потенциала композиторских сил Общества стали итоги всеукраинского музыкального конкурса:

  • первую премию получили Лев Ревуцкий за Симфонию № 2 и Борис Лятошинский по Увертюра на четыре украинские темы;
  • вторую - Василий Золотарев по Увертюра на украинские темы и Увертюра-фантазию;
  • третью - Филипп Козицкий по хоровой диптих "Странный флот" и Леонид Лисовский за кантату "Слава Украине".

5. Прекращение деятельности

Группа композиторов харьковского филиала в начале 1926 выступила с открытым обвинению Общества в проведении украинской националистической линии и отклонении от задач революционного пролетарского искусства. Они создали Ассоциацию революционных композиторов Украины - арку, которая, в отличие от Ассоциации современной музыки, должна была, по их мнению, полностью заменить Общество.

3 октября 1926 президиум Общества переводится в Харькова, под "неусыпном глаз" Наркомпроса. За этот год не вышел ни один номер журнала "Музыка" - "гнездо вражеских идей" (единичные листья "Музыкальной газеты"). А в феврале 1928 года, подвергнув деятельность Общества уничтожающей критике уже на правительственном уровне, его просто ликвидировали и образовали ВУТОРМ - Всеукраинское общество революционных музыкантов, "поскольку имя Леонтовича было признано неактуальным для советской эпохи".


6. Современные исследования

Хотя советские энциклопедии, издававшиеся в Украине, помещали статьи о Музыкальное общество имени Николая Леонтовича, но представленные там сведения были слишком короткие, без списка литературы (очевидно, ее и не было). И только в независимой Украине появились основательные публикации об Обществе. Это, прежде всего, работы музыковеда, кандидата искусствоведения Валентины Кузик.

Литература