Музыкальный жанр ( фр. genre - Род, вид, тип, манера) - многозначное понятие, характеризующее классификацию музыкального творчества по родам и видам, учитывая их происхождение, условия выполнения, восприятия и другие признаки (содержание, структура, средства выразительности, состав исполнителей и т.п.). Понятие музыкального жанра отражает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики - взаимосвязь между внемузыкальные факторами творчества с ее чисто музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления.
Понятие музыкального жанра бытует в различных аспектах:
- широком - оперный жанр, симфонический жанр, камерный жанр и т. д.;
- узком - большая опера, комическая опера, лирическая опера, музыкальная драма и т. д.; симфония, камерная симфония, сюита; увертюра; симфоническая поэма; соната, квартет и т. д.; ария, ариозо, каватина, романс, песня и т. д.
Состав исполнителей и способ выполнения определяют распространенный разделение музыкальных жанров на вокальный и инструментальный, которые в свою очередь, дифференцируются по специфичной признакам.
1. Направления исследования
Изучения жанра ведутся по трем основным направлениям:
- Изучение конкретных музыкальных жанров
- Изучение классификации жанров
- Изучение сущности понятия жанра
2. Классификация жанров
Существуют различные способы классификации музыкальных жанров. Музыковед Т. В. Попова предлагает классифицировать жанры по условиям их бытования и исполнения. По этой классификации различают жанры:
- Народной музыки (музыкальный фольклор)
- Развлекательной музыки (в том числе музыка современной эстрады)
- Камерной музыки (выполняемый камерными ансамблями)
- Симфонической музыки (выполняется большими оркестрами)
- Хоровой музыки (выполняется хоровыми коллективами)
- Театральной музыки (в том числе оперы, музыки к спектаклям, кинофильмов и т.д.)
В. А. Цукерман предлагает классифицировать жанры по содержательным признакам:
- Лирические жанры
- Эпические жанры
- Концертные
- Картинные (программная музыка)
А. Н. Сохор предлагает классифицировать жанры по т.н. "Жанровым содержанием"
- культовые и обрядовые
- массово-бытовые
- концертные
- театральные
3. Функции жанров
Музыкальный жанр может иметь следующие функции:
- Коммуникативные, связанные с организацией художественного общения
- Семантические, определяющие содержание художественного произведения
- Тектонические (структурообразующие), определяющие построение произведения
4. Первичные и вторичные жанры
Отдельные исследователи (напр. В. А. Цукерман) различают первичные жанры - непосредственно связаны с условиями их бытования, и вторичные жанры - сформировавшиеся в условиях концертной исполнительства.
5. Музыкальные жанры и исторические формы бытования музыки
Исследователи считают, что с течением истории музыкального искусства можно различить три основные формы его бытования. Это - синкретическая, эстетическая и виртуальная формы.
- Первое - синкретическую форму музицирования определяет синхронизм создания, осуществления и восприятия музыки. Это - старейшая форма бытования музыки. Музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, обеспечивающий воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. Основной функцией жанра становится коммуникативная функция
- Вторая - эстетическая форма появилась с развитием нотной записи. Музыкальный жанр становится эстетическим феноменом. Музыкальные произведения подаются слушателю. Этой форме характерно слияние строгой организации с чувственно полноценной звуковой и интонационной формой. Основной функцией жанра становятся семантические функции.
- Третья - виртуальная форма (т. н. шизофония) возникла с появлением и развитием индустрии звукозаписи, которая привела к разрыву между выполнением и восприятием музыки. От предыдущих форм бытования музыки, шизофоничну форму отличает то, что музыка может прослушиваться слушателем практически в любой ситуации. На смену публике приходят отдельные слушатели. Основной функцией жанра становятся структурообразующие функции, что часто приводит к путанице понятий жанра и стиля, особенно в отношении популярной музыки. Во многих случаях удачным термином музыковеды считают срок "Музыкальное направление".
См.. также
Источники