Надо Знать

добавить знаний



Музыка эпохи Возрождения


Leonardo self.jpg

План:


Введение

Музыка эпохи Возрождения или музыка Ренессанса - период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 ( 1430) и 1600 годами. Как и в культуре вообще, ренессанс в музыке характеризуется восстановлением интереса к античной культуре, стремлением отразить многообразие мира и, вместе с тем, идеями гармонии и благозвуччя.


1. Временные рамки

Исторический поворот от средневековья к возрождению констатировали многие деятели европейской культуры (в Италии - Петрарка, Лоренцо Валла а др.). Как культурно-историческая категория срок возрождения впервые употреблен в 16 в. Дж. Вазари, в музыковедении он применяется со 2-й половины XIX века (А. В. Амброс, X. Риман, А. Эксперимент). Существуют разные точки зрения на исторические границы музыкального возрождения. Как правило, начало эпохи Возрождения в музыке относят к первой половине XV века, который охватывает творчество Дж. Данстейбл и Г. Дюфаи. Этот период характеризуется формированием ренессансного идеала гармонии и красоты, норм строгого стиля, переход к благозвучным евфоничних контрапункта). Завершающая стадия эпохи возрождения в музыке приходится на вторую половину XVI века, охватывая творчество Палестрины, О. Лассо, композиторов венецианской школы, а также появление первых опер. Этот период характеризуется постепенным отходом от ренессансных принципов - разрушение норм "строгого стиля", рождения гомофонно-гармонического склада, формирование принципа контраста.


2. Эстетика

Ренессансная эстетика в своих основных принципах отрицала средневековую. Музыкальные теоретики ( И. Тинкторис, Дж. Царлино) противопоставляли современную им манеру письма (maniera moderna) старой (antica, vecchie), средневековую музыку рассматривали как созданную "невеждами", "варварами". Однако реально музыка возрождения сохранила преемственность по ряду принципов культуры средневековья. В частности, музыка по-прежнему рассматривалась как наука и по средневековой школьной традицией входила в квадривий наряду с арифметикой, геометрией и астрономией (в теоретических трактатах, как и раньше, подчеркивалась особая актуальность числа, числовой пропорции, симметрии для музыкальной композиции). С другой стороны, в недрах Возрождения вызревали некоторые принципы, ведущие к барокко, в частности начинали формироваться эффектное трактовка слова и риторические фигуры, что сближало музыку с системой тривия (грамматика, риторика, диалектика).


3. Жанровое многообразие

В связи с переходом от средневековой геоцентрической культуры к антропоцентрической произошли существенные изменения и в музыкальном искусстве. Средневековый эстетический канон стал постепенно разрушаться под воздействием ренессансного индивидуализма. Начало нотодруку, новые условия бытования музыки (появление демократической публики, расцвет любительского музицирования) вели к переосмыслению ее социального статуса. Возросла роль светских жанров ( фротола, виланелла, вильянсико, шансон, мадригал, в конце 16 в. - опера, балет), самостоятельной стала инструментальная музыка (хоральные обработки, ричеркары, канцоны, импровизационные пьесы - прелюдии, токкаты, фантазии), возродился интерес к танцевальному искусству (появление многочисленных танцевальных жанров, нотных танцевальных сборников, руководств и первых профессиональных танцмейстер).

Жанры и стили музыки возрождения различались и в зависимости от их социальной функции - музыка народная и "ученый", церковная и светская, для "неопытных любителей" и для "изысканных ушей": так, изящная хроматики позднего мадригала предназначалась "для сеньоров и князей" ( musica reservata).


4. Обновление музыкального языка

Изменилось также интонационное наполнение традиционных церковных жанров - мессы и мотета: в качестве cantus firmus стали использоваться не только григорианские, но и светские мелодии допускалось свободное обращение с cantus firmus - его включения и выключения, раздробление по голосам, полифонические преобразования, проведение от различных степеней и т. д., появились композиции без cantus firmus (месса "MI-Mи" Окегема, "Месса папы Марчелло" Палестрины). В композиторском творчестве, таким образом, возникла задача "изобретения" материала ( лат. inventio ), Что стало важнейшей творческой проблемой музыкального искусства Нового времени. Как и в живописи эпохи Возрождения, в музыке происходила динамизация пространств, характеристик (новые фактурные решения - сквозная имитационность, свободные включения и выключения голосов, антифоны хоров, эффект эха, противопоставление соло и хора, вокальных и инструментальных разделов). Техника композиции претерпела существенных изменений и в связи с преобразованиями модальной системы - распространением хроматизма, формированием мажора и минора, появлением тонально-гармонической функциональности, установкой новой тризвуковои концепции вертикали (теоретически разработана Дж. Царлино).

Ряд новых явлений в музыке Возрождения был непосредственно вдохновлен некоторыми идеями античности. В частности, хроматики позднего мадригала связана с реставрацией античного учения о хроматические и енармонични интервальные роды (Н. Вичентино), изменение пифагорова строю чистым - с обращением к интервальных вычислений Птолемея и Аристоксена, зарождения оперы и балета - с попытками реконструировать античный синтез искусств и монодию с сопровождением (французская Академия поэзии и музыки, Флорентийская камерата).


5. Композиторские школы и представители

В эпоху Возрождения при опоре на загальностильови закономерности шло активное формирование национальных школ - нидерландской ( Дюфаи, И. Окегем, Жоскен Депре), итальянской ( Палестрина, Джезуальдо и др.), французской (К. Жанекен), немецкой (Г. Финк, Арнольд фон Брук), английского (Данстейбл, Дж. Тавернер), испанской (М. де Моралес, Т. Л. де Виктория), чешской ( Я. Т. Турновський, К. Гарант), польского (Николай из Радома, Вацлав с Шамотулы). Составлялись также школы отдельных городов ( римская во главе с Палестрина, венецианская во главе с Дж. Царлино, А. и Дж. Габриели, Б. Донато и др.)., а также индивидуальные композиторские стили.


Литература

  • Грубер Р. И., История муз. культуры, т. 1, ч.2, М.-Л., 1941, т. 2, ч. 1-2, М., 1953-59;
  • К о н е н В. Д., К вопросу о стиле в музыке Ренессанса, в Ее кн.: Этюды о заруб, музыке, М., 21975;
  • Брянцева В. Н., Ливанова Т. Н., Проблемы Ренессанса в совр. зап. музыкознания, в кн.;
  • Ливанова Т. Н., Из истории музыки и музыкознания за рубежом, М., 1981;
  • Евдокимова Ю. К., Симаков а Н. А., Музыка эпохи Возрождения ..., М., 1982;
  • Симакова Н., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985;
  • Евдокимова Ю., История полифонии, в. 2-А: Музыка эпохи Возрождения; XV век, М., 1989;
  • Besse-ler H., Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, 1931-34, 1937;
  • Lowinsky E., The concept of physical and musical space in the Renaissance, in: Papers of American musicological society (annualmeeting, 1941);
  • его же, Music in the culture of the Renaissance, "Journal of the History of ideas", 1954, v. 15, № 4;
  • В uk о fzer MP, Studies in medieval and renaissance music, NY, 1950;
  • R e es e G., Music in the Renaissance, NY, 1954, NY-L., 1959;
  • The Renaissance image of man and the world, ed by B. O 'Kelley, iColumbusl, 1966; Brown HM, Music in the Renaissance, Englewood Cliffs, 1976;
  • Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg. 8, Lpz., 1977; Lfg. 5, 9, 'Lpz., 1981-83;
  • M aniates MR, Mannerism in Italian music and culture, Manchester, 1979;
  • Haar J., Essays on Italian poetry and music in the Renaissance, 1350-1600, Berk. - [Ao], 1986.
  • Ongaro, Giulio. Music of the Renaissance. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2003.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам