Надо Знать

добавить знаний



Мумия



План:


Введение

Мумия египетского фараона из музея в Каире

Мумия - сохраненное бальзамированием тело. Мумией называется тело не только человека, но и любой другой живого существа, подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.


1. Происхождение слова "мумия"

Этимология слова "мумия" раскрыл египтолог Аоллис Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX ст. Оно не происходит ни от древнеегипетского прототипа, ни от коптского. Впервые слово "мумия" появляется в греческой (византийской) и латинском языках, наиболее ранние варианты его применения зафиксированы у 1000 -го года. Слово "мумия" является производным от арабского "битум" или "что-то, пропитанный битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые врачи обозначали специальные лекарства. Арабский врач Ибн Бетар, живший в VII в., Говорит о том, что вещество mumia происходит из страны Аполлонии. Там она сходит с водяными потоками с "светлых гор" вниз по течению и выбрасывается на берег. На берегу она засыхает, затвердевает и приобретает запах дегтя. Он говорит далее, что вещество mumia можно извлечь черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности во времена Средневековья арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрезали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Эти лекарства можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарства mumia хорошо помогают при лечении ушибов и ран.

Постепенно название лекарства перекочевала в европейских языках и на тела, из которых они "добывали", то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также до сих пор в украинском языке существует мумие - название лекарственной смолы.

Сами же древние египтяне назвали своих мумий "саху" (транслит.: sAhw).


2. Процесс мумификации

По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогают сообщения античных авторов - Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщиков. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времен Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.

Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового положения, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обсуждены все условия, мастера принимаются за работу:

"Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания в череп растворимого зелья. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертым миром, кассе и другими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натриевый луг. Более 70 дней, однако, оставлять тело на лугу нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанной на ленты виссоннои полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). " (Геродот, 2.86)

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешевый, представляет собой следующее:

"С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый луг на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее Улиту туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. натровый же луг разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости ". (Геродот, 2.87)

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый луг на 70 дней. После этого тело возвращают родным (Геродот, 2.88).

В разных источниках даются разные данные относительно продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно данным Библии, бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание - 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.

Диодор Сицилийский, посетивший Египет у 40 года до н.е., подтверждает информацию Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаем, что процесс мумификации выполнялся не одним мастером (так его называет Геродот), а целым коллективом.

Сначала, согласно Диодором, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. После этого за работу берутся другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и легких. Пока он дочищают полость покойника, другие берут извлеченные органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем все тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миром и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мертвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Органы, извлеченные из трупов, не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранились. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные емкости с бальзамом - канопы. Всего при каждой мумии было 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов - сыновей Гора. Их звали Хапи, имевший голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, что имел голову сокола и Имсета с человеческой головой. В определенные канопы помещались определенные органы: Имсета сохранял печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф - кишечник, а Хапи вмещал в себя легкие.


3. Различные виды мумий

В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается:

  • Тела, заполненные смолой имеют зеленоватый оттенок, а кожный покров примерно такой же, как и в дубленой кожи. С такими мумиями нужно обходиться особенно аккуратно, потому что они очень легко распадаются и в буквальном смысле слова сыплются. Спасают их только бинты.
  • Тела, мумифицировали с использованием битума, имеют черный оттенок. Битум проникает глубоко в ткань и смешивается с ней настолько, что иногда при визуальном осмотре трудно определить где битум, а где костная ткань.
  • Третий тип мумий - обработанные с помощью натровых солей ( сульфаты, карбонаты и др..). Эти мумии похожи на средневековые мумии монахов, например, тех, найденные на Мальте или в Испании.
  • Некоторые древнеегипетские тела бальзамировали в меду. По преданию, тело Александра Великого было мумифицированные "в белом меду, который никогда не таял.
  • Еще интересные и необычные отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатурювалися и раскрашивались. "Скорлупа" оставалась, а все, что находилось внутри ее, - тлело.

Также по мумией можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии 11-го царского дома обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии желтого цвета. Но уже мумии следующего, 12-го царского дома, имеют черный цвет. Пелены наложенные на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но еще хуже сохранились мумии последующего переходного периода - 13-17-го царских домов. Лучшие мумии приходятся на Новое царство. Например, в фиванских мумий 18-21-го царских дома конечности тела гнутся и не ломаются.


Литература

  • Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. / / Egyptian Archaeology. 2002. 21.
  • Lupton C. "Mummymania" for the Masses - is Egyptology Cursed by the Mummy's Curse. / / Consuming Ancient Egypt. - L., 2003.
  • Бадж У. Мумия. Материалы археологический исследований египетских гробниц. - М., 2001.
  • Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. - СПб., 1997.
  • Шоу Я. Древний Египет. - М., 2006.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам