Налоговая система Украины

Совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном Налоговым кодексом Украины порядке, составляет налоговую систему Украины.


1. История формирования налоговой системы Украины

Возникновение налогов достигает глубокой древности. В Киевской Руси налоги появляются уже в первые годы возникновения этого государства. Древнерусские налоги не заимствуются из других стран, а имеют свое собственное, национальное происхождение. Одним из древнейших прямых налогов Киевской Руси, просуществовал на украинских землях, было подымное. Название происходит от единицы налогообложения - "дыма". То есть, "дома", крестьянского двора. Платили подымное натурой и частичного деньгами. Другой древний налог - полюдье. Он собирался во время ежегодных объездов Киевской Руси князем и его женой. И еще одним источником наполнения казны было поплужное. Это земельный налог, единицей обложения которого был плуг. Поплужное шло на военные расходы, содержание велико - княжеского двора и на дипломатические миссии. Интересно, что эти три вида налогов так укоренились, что и продолжили существовать тогда, когда Киевской Руси не стало. Сначала в землях Галицко-Волынского княжества, а затем при литовско-украинского и литовско-польского государства.

Княгиня Ольга, развивая и совершенствуя традиционную систему налогов, обогащает их оброками, воплощает в жизнь рентные отношения. Последние стали тяжелой расплатой за смуту и ​​нестабильность жизни на Руси в XII-XIII вв. В эпоху средневековья Русь платила налоги Литовской, Польской и Московской государствам, иногда, увеличивая количество прямых и косвенных, обычных и чрезвычайных податей, которых насчитывалось более 30.

С XV века вводится такой прямой денежный налог как половщина. Сначала его платили крестьяне, исходя из количества скота и земли. Впоследствии половщину начали платить все государственные категории зависимого крестьянства. Более трехсот лет просуществовал на украинских землях такой натуральный налог как поштучная, введенный литовцами. Его платили крестьяне от количества скота и птицы, сотканного полотна, ряден, полотенец.

С XVI века приходит в Украине так называемое Магдебургское право, которое становится определяющим в налоговом и таможенном регулировании. Магдебургское право - это письменный королевское разрешение на местное самоуправление, купленное жителями отдельных городов и городков, или дарованное жителям отдельных городов за особые заслуги перед короной. Мэр или бургомистр по Магдебургскому праву был высшей исполнительной и судебной лицом в городе. Он имел право устанавливать размеры налогов и пошлин, отменять их или освобождать от них отдельных граждан, рассматривал все имущественно-долговые споры и выносил по ним решения. Городское население было лично свободным. Кузнецы, гончары, ювелиры, торговцы объединялись в отдельные цеха и платили фиксированные налоги коллективно. Благодаря Магдебургскому праву начали быстро развиваться города. Четыреста лет назад оно было введено в Киеве. Во времена Магдебургского права был введен умеренное торговая пошлина. И платилось оно с определенной степени привозного товара. Размер умеренного был постоянным и несколько веков не менялся: два деньги за одну единицу товара. Часто умеренное торговая пошлина органами городского управления сменяется другим требованиям.

Во времена Гетманщины часть налогов, которые взимались с населения было отменено. Шляхта, казацкая старшина были освобождены от налогов полностью. Только мещане и крестьяне платили постой - налог на содержание войска, а также платили налог с промышленных прибылей.

Полная разрушение украинских налоговых национальных традиций, которая предусматривала умеренность и целесообразность налогообложения, началась с потерей Украиной ее независимости и полного порабощения Российской Империей. Ломая административную систему Украины, которая по своей демократической сути и универсальностью опережала большинство административных систем стран Европы, Российская Империя начала вводить и свои налоги. Умеренное пошлина была заменена Московским налогом, составлял 5 процентов от продажной цены товара. Было введено подворное обложение. То есть, введена новая система налогообложения населения прямыми налогами. Введение подворного обложения значительно увеличило количество налогоплательщиков за счет введения в их число категорий населения, ранее освобожденные от налогообложения: "Задворное", "деловых людей", половники и другие. Общую сумму подворного определяло правительство во главе с урядником, а сельская община или городское управление распределяли сумму налога между всеми дворами. Подворное налогообложения сохранялось до введения подушного, то есть до XVIII века. Основной прямой налог Российской империи душевое введен в Украине в первой половине XVIII века. Его платило все мужское население страны, кроме дворян, духовенства и лиц, находившихся на государственной службе. Размер налога ежегодно определялся суммой, необходимой для содержания армии и флота, и постоянно увеличивался. В XVIII веке душевое составляло около 50 процентов всех поступлений в государственный бюджет Российской империи. Подушное платили до конца 19 века. С появлением иностранных капиталистических инвесторов и развитием в пореформенное время сельскохозяйственного и ремесленно-промышленного предпринимательства, подушная подать отменяется и вводятся имущественные, и другие прямые налоги.

В годы революции и гражданской войны налоговая система меняется прямым эксплуатацией, экспроприацией. Элементы цивилизованного регулирования экономики путем введения прямых и косвенных налогов вводятся в период кратко временного НЭПа. Сталинизация упростила налоговую систему и в условиях тоталитарной системы она стала по существу номинальной и набрала вырожденных форм. Потребности в специальном налоговом органе в условиях общегосударственной формы собственности на средства производства не было. В составе Министерства финансов и его подразделений в областях, районах, городах выделялись соответствующие подразделения госдоходов. Они несли ответственность за соблюдением действующего порядка взимания бюджетных доходов и за выполнение плана поступлений платежей в бюджет).

Вместе с обретением Украиной независимости в 1991 году начала создаваться и интенсивно развиваться новая налоговая система. Она в значительной степени отличается от той, что существовала в условиях командно административной системы - с особенностями, характерными для всех республик бывшего СССР. Налоговая система Украины, формируется сейчас, с одной стороны, уходит своими корнями в систему доходов государственного бюджета бывшего СССР, с другой стороны, требует изменений и реформ, отвечающих требованиям становления в стране рыночной экономики. Созданная в 1991 году налоговая система Украины подверглась многочисленным значительные изменения, но так и не достигла приемлемого для правительства и общества состояния. [1]

По данным Всемирного банка по итогам 2011 года Украина заняла первое место в мире по количеству налогов и сборов: Украинский бизнес в той или иной форме выплачивает 135 различных налогов. [2] Для сравнения, второе место в этом рейтинге заняла Румыния, в нее количество налогов 113. На третьем месте находится Ямайка из 72 видов налогов. В Гонконге взимаются всего три налога, в Грузии, Швеции, Норвегии - четыре налога, в Сингапуре - пять налогов. Во Франции всего семь налогов, в Великобритании, Чехии, Нидерландах, Португалии, Испании, Финляндии - восемь налогов. В США - 11. В среднем на налоговую отчетность и уплату налогов украинские предприниматели тратят 657 часов в год. [3]


2. Налоговая система Украины

Налоговую систему Украины можно представить в виде трех основных подсистем:

  • подсистема налогообложения юридических лиц
  • подсистема налогообложения физических лиц
  • сборы в государственные целевые фонды

Все эти подсистемы находятся в тесной взаимосвязи между собой, их составляют одни структурные элементы: прямые налоги, косвенные налоги, а также другие налоги и сборы.

3. Налоги и сборы

Формирование обособленной самостоятельной налоговой системы Украины началось еще в рамках бывшего СССР. В 1991 году был принят Закон УССР "О системе налогообложения". В этом законе был приведен перечень общереспубликанских налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых с юридических и физических лиц. Впоследствии в этот Закон был внесен ряд изменений и дополнений. [4]

В 1997 году был принят Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О системе налогообложения ", в котором была изложена новая редакция Закона" О системе налогообложения ". Согласно данному Закону в Украине взимаются:

  • общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи);
  • местные налоги и сборы (обязательные платежи).

Общегосударственные налоги и сборы устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины.


3.1. Общегосударственные налоги и сборы

К 1 января 2011 в Украине действовали такие виды общегосударственных налогов и сборов:


3.2. Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы, механизм их взимания и порядок уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов в соответствии с перечнем и в пределах предельных размеров ставок, установленных законами Украины. При этом коммунальный налог, сбор за парковку автотранспорта, рыночный сбор, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за разрешение на размещение объектов торговли и сферы услуг, сбор с владельцев собак являются обязательными для установки при наличии объектов налогообложения или условий, связанных с введением этих налогов и сборов.

Основными местными налогами и сборами до 1 января 2011 года являлись:

  • налог с рекламы
  • коммунальный налог
  • гостиничный сбор
  • сбор за парковку автотранспорта
  • рыночный сбор
  • сбор на выдачу ордера на квартиру
  • курортный сбор
  • сбор за участие в бегах на ипподроме
  • сбор за выигрыш в бегах на ипподроме
  • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
  • сбор за право использования местной символики
  • сбор за право проведения кино-и телесъемок
  • сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей
  • сбор на проезд по территории пограничных областей автотранспорта, который направляется за границу
  • сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли сферы услуг
  • сбор с владельцев собак

4. Налоги и сборы в Украине с 1 января 2011

С 1 января 2011 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Украины, который значительно меняет систему налогообложения в Украине. С принятием нового кодекса утратили силу ряд законов Украины, декретов Кабинета Министров Украины, постановлений Верховной Рады Украины и указов Президента Украины [5]. В новом кодексе изменено количество и состав общегосударственных и местных налогов и сборов. Согласно Налоговому кодексу в Украине в наше время [ Когда? ] действуют 22 налоги и сборы, из них 17 общегосударственных и 5 местных.


4.1. Общегосударственные налоги и сборы

С 1 января 2011 к общегосударственным налогам и сборам относятся следующие налоги и сборы [6] :

  1. налог на прибыль предприятий
  2. налог на доходы физических лиц
  3. налог на добавленную стоимость
  4. акцизный налог
  5. сбор за первую регистрацию транспортного средства
  6. экологический налог
  7. [[Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины]]
  8. рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине (отменено)
  9. плата за пользование недрами
  10. плата за землю
  11. сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины
  12. сбор за специальное использование воды
  13. сбор за специальное использование лесных ресурсов
  14. фиксированный сельскохозяйственный налог
  15. сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства
  16. пошлина
  17. [[Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками]]
  18. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности

4.2. Местные налоги и сборы

С 1 января 2011 года в местных налогов и сборов относятся [7] :

  1. налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка
  2. единый налог
  3. сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности
  4. сбор за места для парковки транспортных средств
  5. туристический сбор

5. Проблемы развития налоговой системы Украины

Исследование Всемирного банка и аудиторской компании "PriceWaterHouseCoopers" показывают, что налоговая система Украины остается одной из худших в мире уже как минимум в течение последних шести лет. Об этом свидетельствуют данные таблиц 1 и 2 ниже. [8]

Таблица 1
Год Рейтинг Украины среди других стран мира по признаку легкости уплаты налогов Количество налоговых платежей в Украине за год Время для уплаты налоговых платежей в Украине, часов в год
1 2 3 4
2007 174-е место - вторых худшее место в мире. 98 платежей - третья худшая позиция в мире. 2185 часов - вторая худшая позиция в мире.
Худший рейтинг Белоруссии - 175-е место. На второй и первой худших позициях находятся Белоруссия (125 платежей) и Узбекистан (130 платежей) соответственно. Худшая позиция в Бразилии - 2600 часов.
Лучшие (по сравнению с Украиной) рейтинги в Мавритании, Колумбии, Центральноафриканской Республики, Республики Конго, Алжира, Китая, Венесуэлы, Боливии. Лучшие (по сравнению с Украиной) позиции в Республики Конго (94 платежи), Румынии (89 платежей), Кыргызской Республики (89), Доминиканской Республики (87), Черногории (75), Боснии и Герцеговины (73), Ямайки (72) . Лучшие (по сравнению с Украиной) позиции в Камеруне (1300 часов), Белоруссии (1188 часов), Нигерии (1120), Армении (1120), Тайваня (1104), Боливии (1080), Вьетнам (1050), Азербайджана (1000).
2008 177-е место - вторых худшее место в мире. 99 платежей - третья худшая позиция в мире. 2085 часов - вторая худшая позиция в мире.
Худший рейтинг Белоруссии - 178-е место. На второй и первой худших позициях находятся Белоруссия (118 платежей) и Узбекистан (124 платежи) соответственно. Худшая позиция в Бразилии - 2600 часов.
Лучшие рейтинги в Республики Конго, Центральноафриканской Республики, Венесуэлы, Гамбии, Боливии, Мавритании, Ямайки, Панамы. Лучшие позиции в Румынии (96 платежей) Республики Конго (89 платежи), Черногории (88), Кыргызской Республики (75), Доминиканской Республики (74), Ямайки (72), Венесуэлы (70). Лучшие позиции в Камеруне (1400 часов), Белоруссии (1188 часов), Нигерии (1120), Армении (1120), Боливии (1080), Вьетнам (1050), Азербайджана (952), Чешской Республики (930).
2009 180-е место - вторых худшее место в мире. 99 платежей - четвертая худшая позиция в мире. 848 часов - десятая худшая позиция в мире.
Худший рейтинг Белоруссии - 181-е место. Худшие позиции у Узбекистана (106 платежей), Белоруссии (112 платежей), Румынии (113 платежей) Худшие позиции у Венесуэлы (864 часа), Чешской Республики (930 часов), Нигерии (938 часов), Армении (958), Вьетнама (1050), Боливии (1080), Белоруссии (1188), Камеруна (1400), Бразилия (2600).
Лучшие рейтинги в Республики Конго, Центральноафриканской Республики, Венесуэлы, Боливии, Гамбии, Мавритании, Ямайки, Панамы. Лучшие позиции в Черногории (89 платежей), Кыргызской Республики (75 платежей), Ямайки (72 платежи), Венесуэлы (70), Сербии (66), Кот д'Ивуар (66). Лучшие позиции в Мавритании (696 часов), Сенегала (666 часов), острова Тимор (640), Болгарии (616), Республики Конго (606), Эквадора (600).
2010 181-е место - третьих худшее место в мире. 147 платежей - худшее место в мире. 736 часов - девятая худшая позиция в мире.
Хуже рейтинги у Венесуэлы (182-е место) и Белоруссии (183-е место). Хуже от Украины в мире нет. Худшие позиции у Венесуэлы (864 часа), Белоруссии (900), Нигерии (938), Армении (958), Вьетнама (1050), Боливии (1080), Камеруна (1400), Бразилии (2600).
Лучшие рейтинги в Республики Конго, Центральноафриканской Республики, Узбекистана, Боливии, Гамбии, Мавритании, Ямайки. Лучшие позиции в Румынии (113 платежей), Белоруссии (107), Узбекистане (106), Черногории (89), Кыргызской Республики (75), Ямайки (72), Венесуэлы (71), Сербии (66), Кот д'Ивуар ( 66). Лучшие позиции в Мавритании (696 часов), Сенегала (666 часов), Болгарии (616), Чехии (613), Республики Конго (606), Эквадора (600), Пакистана (560), Центрально-Африканской Республики (504)
2011 181-е место - третьих худшее место в мире. 135 платежей - худшее место в мире 657 часов - десятая худшая позиция в мире.
Хуже рейтинги в Центральноафриканской Республики (182-е место) и Белоруссии (183-е место). Хуже от Украины в мире нет. Худшие позиции в Сенегала (666 часов), Мавритании (696 часов), Чада (732), Белоруссии (798), Венесуэлы (864), Нигерии (938), Вьетнама (941), Боливии (1080), Бразилии (2600 ).
Лучшие рейтинги в Республики Конго, Республики Чад, Венесуэлы, Боливии, Гамбии, Панамы, Ямайки. Лучшие позиции в Румынии (113 платежей), Белоруссии (82 платежи), Черногории (77), Ямайки (72), Венесуэлы (70), Сербии (66), Никарагуа (64), Кот д'Ивуар (64), Шри- Ланки (62). Лучшие позиции в Камеруна и Эквадора (по 654 часа), Болгарии (616 часов), Республики Конго (606), Армении (581), Пакистана (560), Чехии (557), Центральноафриканской Респ. (504), Экваториальной Гвинее (492).
2012 181-е место - третьих худшее место в мире. 135 платежей - худшее место в мире 657 часов - девятая худшая позиция в мире.
Хуже рейтинги в Республики Конго (182-е место) и Венесуэлы (183-е место). Хуже от Украины в мире нет. Худшие позиции в Сенегала (666 часов), Мавритании (696 часов), Чада (732), Венесуэлы (864), Нигерии (938), Вьетнама (941), Боливии (1080), Бразилии (2600).
Лучшие рейтинги в Чад, Боливии, Гамбии, Центральноафриканской Республики, Гвинеи, Мавритании, Сенегала, Шри Ланки, Ямайки, Камеруна. Лучшие позиции в Румынии (113 платежей), Ямайки (72 платежи), Шри Ланки (71), Венесуэлы (70), Таджикистана (69), Сербии (66), Кот д'Ивуар (62), Республики Конго (61), Сенегала (59). Лучшие позиции в Камеруна, Эквадора и Белоруссии (по 654 часа), Республики Конго (606 часов), Пакистана (560 часов), Республики Чехия (557), Центральноафриканской Респ. (504), Армении и Болгарии (500), Экваториальной Гвинее (492).

Необходимо заметить, что рейтинг каждой страны (колонка 2 таблицы 1 выше) определяется не только с учетом количества платежей (колонка 3) и времени на осуществление налоговых платежей (колонка 4), а и совокупной налоговой ставки - таблица 2.

Таблица 2
Год Совокупная налоговая ставка в Украине (в процентах от коммерческих доходов) Место Украины среди других стран мира по уровню совокупной налоговой ставки
1 2 3
2007 60,3% 142 место среди 175 стран
2008 57,3% 145 место среди 178 стран
2009 58,4% 147 место среди 181 страны
2010 57,2% 149 место среди 183 стран
2011 55,5% 149 место среди 183 стран
2012 57,1% 152 место среди 183 стран

Для сравнения: средняя совокупная налоговая ставка в мире составляет 44,8% от коммерческих доходов, среднее количество налоговых платежей за год - 28,5, а среднее количество времени для осуществления этих платежей - 277 часов в год.

Вывод: с 2007 года до 2012-го налоговая система Украины переместилась со второго на третье худшее место в мире. Количество налоговых платежей выросла до крупнейшего в мире уровня. По величине совокупной налоговой ставки позиция Украины ухудшилась со 142 го по 152-го места. Время на осуществление налоговых платежей хотя и уменьшился почти втрое, однако десятку худших стран мира по этому критерию покинуть не удалось.


Эксперты Международной финансовой корпорации в своем исследовании "The Costs of Tax Compliance in Ukraine" отмечают, что на администрирование налогов украинский бизнес ежегодно тратит более 4 млрд. гривен. Так, в период с 2007 по 2009 годы частный бизнес, кроме уплаты непосредственно налогов и сборов, предусмотренных законодательством, потратил еще как минимум 7,8 млрд. гривен на мероприятия, связанные с их администрированием, что составляет примерно 1% ВВП Украины за 2007. [9]

Дисбалансы налоговой системы Украины создают неравномерные налоговые нагрузки и, как результат, приводят к увеличению теневого сектора экономики, уклонению от налогообложения, уменьшению налоговых поступлений. Особенно остро дисбалансы налоговой системы стали проявляться с началом финансово-экономического кризиса. Уменьшение спроса на целевых рынках, неконтролируемое увеличение стоимости базовых ресурсов, хаос на валютном рынке поставили на грань выживания целые отрасли, являющиеся бюджетообразующим. [10] [11]


Примечания

  1. Пликус И., "Налоговая система Украины: какой ей быть?" / "Финансовая Украина" № 24, 2000 г.
  2. Украина установила рекорд по количеству налогов - podrobnosti.ua/economy/2012/03/05/824311.html
  3. Украина в международных рейтингах: шокирующие данные - pda.aratta-ukraine.com/text_ua.php? id = 2221
  4. Романенко С.И., "Налоговая система Украины в процессе становления" / "Экономика. Финансы. Право.", № 5, 1998
  5. См.. список Законов Украины, декретов КМУ постановления ВРУ и указов президента Украины, которые утратили силу с 01.01.2011 г. в связи с вступлением в силу Налогового кодекса Украины в Ч. 1 п. 2, п. 4 раздела XIX Налогового кодекса Украины, Налоговый кодекс Украины на сайте Верховной рады Украины - zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi? page = 33 & nreg = 2755-17
  6. Ст. 9 Налогового кодекса Украины, Налоговый кодекс Украины на сайте Верховной Рады Украины - zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi? nreg = 2755-17
  7. статья 10 Налогового кодекса Украины, Налоговый Кодекс Украины на сайте Верховной Рады Украины - zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi? nreg = 2755-17
  8. publicdebt.in.ua - www.publicdebt.in.ua/topic/001 Рейтинг налоговой системы Украины в мире
  9. The Costs of Tax Compliance in Ukraine - www.ifc.org/, International Finance Corporation (IFC)
  10. Необходимо проведение комплексной реформы налоговой системы Украины - информационный портал "РБК-Украина"
  11. Ukraine: Tax Policy Snapshot 2009 - www.appletonmayer.com/data/research/2010/0420/, Appleton Mayer, 20 апреля 2010

Источники


См.. также