Нарды

Набор для игры в нарды, включающий в себя игровую доску, по 15 шашек двух цветов, две пары игральных костей, куб удвоения, стаканы для выбрасывания игральных костей

Нарды (или короткие нарды, бекгеммон, триктрак, Шеш-беш) - настольная игра для двух игроков. Игральные фишки двигаются в соответствии с результата бросания игральных костей, игрок побеждает, когда переместит все свои фишки с игрового поля раньше соперника. Существует большое количество различных вариантов нард, но большинство из них имеют общие характерные черты.

Хотя везение имеет значительное влияние на результат игры, стратегия играет важную роль в долгосрочной игре. При каждом броске игральных костей игрок должен выбирать между возможными варинт ходов своими шашками, при этом заранее ввиду возможных контр-ходы оппонента. Игроки могут поднимать ставку в течение игры. Существует установленный набор типовых тактик и возможных вариантов.

Как шахматы, нарды с большим интересом изучаются компьютерной наукой. Следствием таких исследований стали компьютерные программы для игры в нарды, побеждающих лучших "живых" игроков мира.


1. Правила

Игральные фишки в нардах обычно называются шашками, редко жетонами, камнями, пешками.

1.1. Начальная позиция

Начальная позиция

Доска нард состоит из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. Для белых (на диаграммах рисуется внизу) пункты нумеруются по часовой стрелке, для черных - против часовой стрелки.

Пункты объединены в группы. Эти группы называются - дом (1-6), двор (7-12), дом соперника (19-24), двор соперника (13-18). Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Каждый игрок имеет 15 шашек. Начальная расстановка шашек такое: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом. Каждый игрок имеет свою пару игральных костей и специальный стакан, который используется для того, чтобы перемешивать кости. Кубик с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32, и 64 используется, чтобы следить за текущей ставкой игры.


1.2. Цель игры

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

1.3. Начальный жребий

Чтобы начать игру, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения.

1.4. Движение шашек

Игрок, у которого выпало большее число при жребия, передвигает свои шашки в соответствии с чисел на обеих костях. После первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Числа на каждой кости показывают, на сколько пунктов игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. Для белых - против часовой стрелки. Для черных - по часовой стрелке. При этом применяются следующие правила: шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

1. Числа на обеих костях составляют отдельные ходы. Например, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одной шашкой на три поля, а другой - на пять, либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) поля, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять полей от начального пункта) также открыт.

2. Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации как сочтет нужным.

3. Игрок обязан использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (если у него выпал дубль, он обязан использовать все четыре числа). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число. Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, когда выпал дубль, но игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно. Нельзя отказываться от хода, если результат хода невыгоден.


1.5. Как побить и зарядить шашку

Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенного значением кости. Например, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый или в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся ходу. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


1.6. Как выбросить шашки из игры

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, начинается их выбрасывания из доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: выпадает пара костей и тогда можно: а) снять шашку, которая стоит на пункте, соответствующем значению на кубике (например, если выпала пятерка, то выбрасывается шашка с пятого поля) б) переместить- которую шашку внутри дома из пункта с большим номером (т.е. если выпала тройка, то переместить шашку с пятого поля на три поля (то есть на поле номер два), даже если на третьем поле тоже стоит шашка) в) снять шашку, которая стоит на пункте с меньшим номером, если нет шашек на соответствующем пункте и на большем, чем значение кости (то есть, если выпала четверка, а на четвертом, пятом и шестом поле нет шашек, то сбрасывается шашка с третьего, если нет на третьем поле, похоже с другой, если нет на втором, то с первого). В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


1.7. Даве

В нарды, как правило, играют на деньги при договоренном ставке за одно выигранное очко. Каждая игра начинается при ставке в одно очко. В процессе игры игрок, который чувствует, что имеет достаточно большое преимущество в игре, может предложить даве (то есть удвоить ставки). Он может это сделать только перед началом своего хода до того, как он бросит кости. Если игрок, которому предложили удвоить ставки, подходит, то он сдает эту партию и проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять даве и играть с удвоенными ставками. Игрок, который принял даве, становится обладателем куба, и только он может теперь заново удвоить ставки. Встречное удвоение ставок в одной и той же игре носит название басе (или редабл). Если игрок сдается в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло на кону перед этим редаблом. В противном случае, куб переходит к нему, и игра продолжается дальше с еще раз удвоенным значением ставок. Ограничений на количество редаблив не существует.


1.8. Оин, марс и кокс

В конце игры, если перед поражением успел снять хотя бы одну шашку с доски, такое положение называется "оин", он проигрывает столько очков, сколько стоит на данный момент на кубике (одно очко, если никто из игроков не делал давит). Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет тройную количество очков.


1.9. Дополнительные правила

Некоторые дополнительные правила получили широкое распространение в игре.

Авто-дабл или правило Мерфи. Если обоим игрокам выпало одинаковое число очков при первого хода, то ставки удваиваются. Кубик возвращается по два и остается на середине доски. Игроки обычно заранее договариваются об ограничении числа авто-удвоений в начале игры. Это правило в основном используется при игре на деньги для придания большего азарта.

Бивер. Если игроку объявляют давит, он может немедленно переподвоиты ставки, объявив встречный редабл - бивер, кубик в этом случае остается у этого игрока. Игрок, который первым объявил давит, имеет возможность принять этот бивер или спасовать, как в случае простого давит, но при этом он проигрывает уже удвоенную ставку.

Правило Якоби. Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял даве в ходе игры. Это правило ускоряет игру, поскольку устраняет ситуации, где игрок не объявляет даве, поскольку стремится играть на марс.

Есть нюанс в правилах кавказских нард, который говорит: в своем доме нельзя убить шашку противника и спрятаться. Иными словами, шашку, которая била шашку противника, нельзя этим самим ходом передвинуть так, чтобы она встала на другую шашку и была сдвоенной, то есть вне досягаемости для удара. Убить и накрыть шашкой, которая била, шашку другой - можно. Убить и передвинуть дальше на свободное поле, но не прятаться - можно. Убить и выбросить (если нет другого хода) - можно. В международных правилах таких ограничений на игру в доме нет.


2. Разновидности нард

  • Короткие нарды
  • Длинные нарды

3. Международные соревнования

Первый чемпионат мира по нард состоялся в Лас-Вегасе в 1967 году. Победителем турнира стал Тим Холланд с США. Он стал чемпионом в 1968 и 1971 годах. В 1969-1970 годах чемпионат мира не проводился. С 1975 года чемпионат начинают проводить на Багамских островах. В течение 1976-1978 годов существовало два турнира, которые называли себя чемпионатами мира - на Багамских островах проводился турнир для игроков из Америки, а в Монте-Карло проводился турнир для игроков из Европы. В 1979 году турниры объединены, местом проведения определен Монте-Карло.


4. История игры

Бурза демонстрирует Раджи игру в нарды.
Доска Королевской игры Ур, ок. 3000 г. до н.э., Месопотамия

История игры в нарды насчитывает примерно 5000 лет и началась примерно в одно время с историей шахматам. Распространенной является версия ее персидского происхождения, многие другие версий относят место зарождения этой игры к Индии, почти всех стран Средней Азии и Ближнего Востока, или в Египта, часто они окутаны красивыми легендами. С взаимопроникновением культур похожие на нарды игры распространились практически по всему Средиземноморью. В них начали играть греки, чуть позже - древние римляне, затем тюркские народы. С началом средних веков о нарды в Европе почти забыли. Их возрождение здесь началось в конце XI в., А уже в начале XVII в. они получили неофициальный статус "игры королей". В 1743 году в Англии были введены единые правила игры и она получила новое название англ. backgammon , То есть короткие нарды. Впоследствии этот вид получил широкое распространение в Европе и Америке. Сохранился также классический вид, дошедший практически в первоначальном виде с древних времен, - так называемые длинные нарды [1].


4.1. Персия

Находки при раскопках города Шахри-Сухте ("Сожженное город") в Иране свидетельствуют, что игра, похожая на нарды, уже существовала там около 3000 года до н. е. Находки включают две игральные доски, пару игральных костей и 60 шашек. Они являются самыми древними подобными образцами (возраст ок. 5200) и на 100-200 лет старше аналогичные находки в Уре. Доски изготовлены из черного дерева, лунки для шашек на них образованы кольцами вырезанными змеи; шашки изготовлены из агата и бирюзы (см. фото доски и игральных костей) [2] [3].

Иранский историк тура Дарйаи указывает, что нарды впервые упоминаются в произведении индийского автора Бхартрихари [4], составленном конце VI или в начале VII в. н. н.э.; об индийском корни игры дополнительно свидетельствует использование в ней метательных костей, поскольку кости и азартные игры были любимым занятием в древней Индии. Но правила этой игры впервые появляются в тексте на середньоперський языке "Объяснение шахмат и изобретение нард" [5], составленном в VI в. во времена правления Сасанидский короля Хосрова I (530-571). В этом тексте изобретение нард приписывается персидскому мудрецу и министру короля Хосрова I - Важурмихру (в другой транскрипции Бюзермехр), нарды должны стать вызовом индийским мудрецам [6].

В XI в. персидский поэт Фирдоуси в эпосе "Шах-наме" указывает, что изобретателем настольной игры нарды в VI в. был Бурза. Он описывает встречу между Бурза и Раджи, посетивший из Индии. Раджа представил игру в шахматы, а Бурза продемонстрировал нарды, в которой использовали игральные кости, сделанные из слоновой кости и тика [7] [8].

Персидский версия нард - так называемые длинные нарды - в настоящее время распространена в странах Средней Азии, она имеет определенные отличия в правилах от коротких нард, распространенных в Европе и Америке.


4.2. Месопотамия

Настольная игра, которая могла быть предшественником нард, существовавшей во времена расцвета в Месопотамии. Это Королевская игра Ур, доска которой была найдена во время раскопок 1926 года в царских гробницах Ура. Она датируется около 5000 тыс. лет назад, теперь второй по возрасту подобной находкой после находок в Шахри-Сухте. Правила этой игры известны с клинописной таблички из Вавилона (177 г. до н. Н.э.), где упомянуто, что доски использовали также для предсказания судьбы [9]. В королевскую декабря Ур сих пор играют в Ирака [10].

Нефертити играет в сенет.
Партия Табулы сыграна византийским императором Зеноном в 480 году, и записана ок. 530 года Агафья из-за крайне плохой бросок игральных костей Зеноном [11].
Доска для игры в древнеримскую декабря двенадцати линий.

4.3. Древний Египет

В Древнем Египте была распространена игра сенет, о которой часто вспоминают при рассмотрении вопроса происхождения нард. Старые сведения о сенет относятся к периоду третьей династии (2686-2613 до н.э.). До наших времен дошли игровые комплекты для игры в прекрасном состоянии, в частности, комплект сенет найден в гробнице Тутанхамона (XV в. До н. Н.э.). Также среди росписей гробниц и барельефов найдено немало изображений игроков и процессе игры. Сенет, по мнению большинства современных ученых, относится к играм-гонок и далек "предком" нард [9]. Она велась на доске 3 ? 10, а не 2 ? (6 +6), правила игры точно не известны. Однако, считают, что сенет - это первая в истории человечества игра, в которой (так же как в нардах) использовались игральные кости, но которая не сводилась к простому сравнения результатов их выброс. Показания костей использовались для передвижения фишек по доске с наличием у игроков выбора, в чем несомненная сходство с нардами.


4.4. Древний Рим

В Стродавньому Риме существовало несколько подобных нарды игр. Для игры двенадцати линий лат. Ludus duodecim scriptorum использовалась доска, состоящая из трех рядов по 12 полей. Шашки двигались рядами согласно бросания игральных костей.

Другой подобной игрой была Табула, которая возможно пришла в Рим с греч. В письменных источниках он впервые упоминается в V в. до н.э. На рисунке, датированном 200 г. до н.э., игра и игроки изображены во всех подробностях. Из этого рисунка видно, что доска по структуре в точности совпадает с современной доской для игры в нарды, и каждый игрок располагает 15 шашек - тоже как в нардах, в наибольшей разницей в инвентаре есть количество костей: в Табула их не две, а три. Эту игру любили некоторые императоры, в частности Нерон и Клавдий. Римские завоевательные походы привели к тому, что табула стала известна на Ближнем Востоке, там она могла постепенно трансформироваться в нынешние длинные нарды.

В Ольвийском заповеднике сохраняется игральная доска римского времени [9].

Миниатюра "с Манесського кодекса, XIV в.
Доска для игры, найденная на лодке Ваза, который затонул в 1628 году.
"Краткий трактат по игре в нарды" ( англ. A Short Treatise on the Game of Backgammon ) Эдмунда Хойла, 1743

4.5. Европа

Игра Столов ( фр. jeux de tables ) Появилась в Франции в XI веке и сразу получила широкую известность. В 1254 году Людовик ИХ издал указ о запрещении игры. В эту же игру играли в Германии в XII веке, а в XIII веке она достигла Исландии. В Испании манускрипт короля Альфонса Х, составленный в 1283 году, описывает правила нескольких настольных игр с игральными костями. В XVII веке настольные игры были распространены в Швеции. Деревянная доска и шашки найдены среди вещей офицеров затонувшего корабля "Васа". Нарды часто появляются в живописи того времени, в основном в произведениях голландских и немецких художников (Ван Остаде, Ян Стеен, Иеронимус Босх и другие). Нарды изображено на картине "Шулера" Микеланджело да Караваджо. В Англии в XVI веке законами и церковными канонами играть в настольные игры запрещалось, но уже в XVIII веке нарды становятся очень популярными среди английского духовенства. В 1743 году выдано Краткий трактат об игре нарды. Он описывал правила и стратегию игры, однако также был запрещен.


4.6. Восточная Азия

Нарды были популярны в Восточной Азии до того времени, когда были вытеснены другими играми, такими как сянци (китайские шахматы) [12].

5. Символика нардам

Нарды, как считается, отражают систему мировоззрения древних, их увлечение астрологией, астрономией, географией и летоисчислению. Так, предполагают, что разделение игрового пространства на четыре части символизирует времени года. Двенадцать ячеек на двух противоположных сторонах доски соответствуют 12 месяцам года, а в сумме 24 - количества часов в сутках. Тридцать шашек, которые используются в игре, - это месяц, а сумма чисел "семь" на противоположных гранях метательных кубиков - число известных тогда планет солнечной системы. При этом поле для нард вполне логично принять за небосвод, а движение шашек по кругу - за ход планет [1].

Сохранился фрагмент персидского рукописи VI в., автором которого считают придворного мудреца и астролога Важурмихра (Бюзермехр), изобретателя нард согласно легенде о ее персидское происхождение. В нем автор приводит астрологическое и нумерологические толкования игры. Он утверждает, что взяв за основу какую-то игру с запада (предположительно один из вариантов Табулы), открыл зашифрованные в ней премудрости, о которых никто раньше не догадывался. Структуру доски и количество шашек мудрец связал с тогдашним календарем и известными ему астрономическими сведениями. Однако эти толкования в настоящее время не представляют особой ценности, поскольку календарь и знания по астрономии с тех пор претерпели значительные изменения.

Согласно легенде Важурмихра изобрел нарды по заказу царя Хосрова I "Ануширвана" (531-579) и в этом контексте весьма интересны следующие толкования ним символизма игры. Автор уподобляет доску земли, шашки - людям, игроков - царям двух конкурирующих стран, а кости - воли богов. Таким образом, царь правит своими подданными, но он не властен над божественной волей. Начальная расстановка шашек - это расселение людей по большим и малым городам. Продвижение по доске каждой из шашек отражает жизненный путь человека: она, находясь в служении своей стране и царю, пускается в путь, строит города, время погибает на войне с другими странами. Идеальным завершением жизни человека, как считает мудрец, есть мирная смерть от старости в собственном доме, - на доске это соответствует выведению шашек с доски в конце игры. Итак, победа игрока, который первым выводит свои шашки, означает: лучшим из царей тот, кто в своей стране сумел устроить все найгладкишим образом, поэтому его подданные проходят свой ​​жизненный путь с наименьшей зависимости от внешних обстоятельств и козней врагов государства [13].


Источники


Примечания

  1. а б (Рус.) История нардов мира / / Коммерсантъ Спорт, № 214 / П (2817), 24.11.2003
  2. " World's Oldest Backgammon Discovered In Burnt City - www.payvand.com/news/04/dec/1029.html ", Payvand News, December 4, 2004. Проверено 18 марта 2012.
  3. Sch?dler, Dunn-Vaturi, Ulrich, Anne-Elizabeth. "BOARD GAMES in pre-Islamic Persia" - www.iranicaonline.org / articles / board-games-in-pre-islamic-persia. Encyclop?dia Iranica . http://www.iranicaonline.org/articles/board-games-in-pre-islamic-persia - www.iranicaonline.org / articles / board-games-in-pre-islamic-persia . Проверено 18 марта 2012 .
  4. Бхартрихари - индийский философ (ок. V в.), Которого иногда отождествляют с индийским поэтом Бхартрихари (ок. VII в.)
  5. Wızarisnı Catrang ud Nihisnı New Ardaxsır
  6. Daryaee, Touraj (2006) in "Backgammon" in Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia ed. Meri, Josef W. & Bacharach, Jere L, pp. 88-89. Taylor & Francis. (Цит. по статье в англ. Вики)
  7. Wilkinson Charles K Chessmen and Chess / / The Metropolitan Museum of Art Bulletin. - Т. New Series 1. - (May 1943) (9) С. 271-279. DOI : 10.2307/3257111 - dx.doi.org/10.2307/3257111.
  8. Murray, Harold James Ruthven "6: Race-Games", A History of Board-Games Other than Chess. - Hacker Art Books, 1952. ISBN 0-87817-211-4.
  9. а б в Стрельник Н.А., Сорокина С.А., Хомчик М. А. Игры древнего населения Украины - www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/naukma/Tik/2010_101/08_strelnyk_mo.pdf
  10. "Bored guards have scratched a gaming board on the plinth. The game is a version of the 'Game of Twenty Squares", which was played at Ur in southern Iraq in about 2,600 BC. ". " Assyrian guardian figure - www.bbc.co.uk/history/ancient/cultures/mesopotamia_gallery_09.shtml ", BBC. Проверено 18 марта 2012.
  11. Robert Charles Bell, Board and table games from many civilizations, Courier Dover Publications, 1979, ISBN 0-486-23855-5, pp. 33-35. (Цит. по статье en: Tabula английского википедии).
  12. 博弈篇]舶来棋戏-双陆 - news.cctv.com/special/zgctty/20070605/107991.shtml
  13. (Рус.) Нарды: история игры, часть 1