Настольная ролевая игра

Настольная ролевая игра - вид ролевой игры с минимальным использованием антуража и активным использованием Дайс. Первой коммерческой системой настольной ролевой игры была "Dungeons and Dragons" компании TSR, Inc., вышедшая в 1974 году. (Сейчас торговая марка и права на игру принадлежат компании Wizards of the Coast)


1. Особенности

В отличие от ролевых игр живого действия, в настольных играх единственной связью между игроками и миром (сеттинг на жаргоне игровых мастеров), в котором находятся их персонажи, является мастер (ГМ, от Game Master, в системах D & D - ДМ, от Dungeon Master), он описывает игрокам ситуацию, в которой оказались их персонажи, и изменения ситуации в результате их действий. В этом есть как плюсы, так и минусы.

Положительной стороной является тот факт, что в настольной игре возможно практически все. Персонажи могут использовать все возможности, которые предоставляет им игровой мир, в своих действиях они ограничены только моральными устоями своих персонажей и внутренними законами мироздания, в котором они находятся.

В то же время важным минусом настольных игр является то, что команде игроков (или "партии", как ее иногда называют) волей-неволей приходится держаться большую часть времени вместе, иначе действия (которые и так развиваются достаточно медленно) рискуют очень сильно затянуться.


2. Техника игры

Ролевая игра может идти как словесно, так и с использованием правил игры. При словесной игре зачастую ГМ сам решает, может ли игрок выполнить заявленную им действие или нет. Когда игра ведется по какой-то игровой системой, то обычно большинство возможностей описана и как-нибудь охарактеризована правилами данной системы. В такой игре к выполнению или невыполнению действия определяется ГМом согласно правилу, формуле или таблицей, или иным вариантом предусмотренным системой.

Большое значение имеют в ролевых играх генераторы случайных чисел. Они определяют все случайные события, а также помогают вносить некоторую вариацию при использовании навыков персонажа. Благодаря этому игрок, персонаж которого слаборазвитой характеристику, в результате удачного броска, может совершить действие, не удалось выполнить другому игроку, персонаж которого развитую соответствующую характеристику, при плохом броске.

Чаще как генераторы случайных чисел используются комбинации игральных костей, но в некоторых системах используются колоды игральных карт или специальные фишки. Считается, что кости являются удобным инструментом определения случайных чисел, так как предоставляют широкий выбор разнообразных вариантов. Также, среди играющих существует поверье, что игральные кости обладают некоторыми сверхъестественными особенностями, не присущими некоторым другим видам вероятностных генераторов.

Часто в игре используется лист персонажа - лист, на котором игрок записывает характеристики, снаряжение и информацию о своем персонаже. Реже используется экран мастера, на котором записаны основные правила, последовательность сцен и другая вспомогательная информация. Шаблоны писем персонажа и экран мастера обычно прилагаются к фирменной системы, но часто перерабатываются игроками и мастерами под свой вкус.


3. Игровой мир

Существует множество игровых миров для настольных ролевых игр. Наибольшую известность среди них получили такие миры как: Ravenloft, Warhammer, Dark Sun, Greyhawk, Forgotten Realms, Dragonlance, Al-Qadim, Planescape и Spelljammer. Чаще всего это миры жанра фэнтези, но встречаются и миры пост апокалиптического периода, и миры киберпанка. Некоторые из них ограничиваются небольшой территорией, а некоторые по масштабам ничем не уступают реального мира.

Сюжеты для игр часто берутся из известных произведений литературы или кинофильмов, причем пользуются популярностью как фэнтезийные сюжеты, так и научно-фантастические.


4. Игровые системы

Игровая система - это свод правил, которых придерживается ГМ и игроки. Эти правила включают систему особенности формирования персонажей, списки вещей, описания монстров, правила расчетов для битв и многое другое.

Существуют такие игровые системы:

  • Advanced Dungeons & Dragons / Dungeons & Dragons / d20
  • Warhammer Fantasy Roleplay
  • Cyberpunk
  • FUDGE
  • Fuzion
  • GURPS
  • Pendragon
  • Munchkin
  • Shadowrun
  • World of Darkness
  • Ars Magica
  • Уникум
  • Синтаро
  • Эра Водолея
  • Мир Лордов
  • Тремя и многие другие.

4.1. Внутренние правила

Соглашение о новом правиле что изменяет или дополняет игровую систему, используемую игроками и ГМ-м, называют домашним правилом. Другое название: хоумрул (от англ. homerule ). Часто комплект домашних правил полностью видоизменяет игровую систему или сращивание две разные системы. Иногда домашние правила создают свою собственную отдельную игровую систему.