Надо Знать![]() |
Примечания Введение![]() Множество Мандельброта - как иллюстрация фрактальной границе между известным и неизвестным Наука - форма интеллектуальной деятельности людей, направленная на получение объективных знаний о природу, общество, мышления, на открытие объективных законов мира и предсказания тенденций его развития. Наука - это процесс творческой деятельности по получению новых знаний и результат этой деятельности в виде целостной системы знаний, сформулированных на основе определенных принципов. Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления. 1. ТерминологияНаука как социально значимая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и использование теоретически систематизированных объективных знаний о действительности, является составной частью духовной культуры общества. Понятие "наука" включает в себя как деятельность для получения нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных в наше время научных знаний. Термин "наука" употребляют также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Наука характеризуется целесообразно ориентированной (общественными задачами и потребностями, определенными стратегиями научного поиска) творческой деятельностью по постановке, выбора и решения проблем духовного и практического освоения мира. 2. Предмет изученияНаука изучает различные уровни системной организации и формы движения материи с точки зрения познания существенных свойств явлений, установление их законов, различных причинных зависимостей и взаимодействий с целью управления природными и социальными процессами, предсказания характера и направления их течения, создание новых технологий и развития производства. Как система знаний наука охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, не только законы и принципы изучения объектов, но и определенные формы и способы осознания их, а в конечном итоге - философское толкование. Этим наука выступает как форма общественного сознания. 3. ЗадачаОсновная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее главная тема - истинное знание. Критериями научности, отличающие науку от других форм познания является:
4. Значение4.1. Фактор прогрессаНаука - важнейший фактор технического и социально-культурного прогресса и преобразования действительности, всестороннего развития человеческих способностей и возможностей. Передовая наука способствовала выработке прогрессивного мировоззрения, обоснованию материалистического взгляда на мир. Наука есть способ установления и осознание объективной истины. Этим она радикально противостоит религии, суеверию, мистицизма, спекулятивным домыслам. Борьба с этим ярко проявляется в возникновении, с одной стороны, позитивистской концепции сциентизма, которая абсолютизирует "точное" знание, противопоставляя его гуманистическим ценностям культуры, а с другой - антисциентизма, что скатывается на позиции иррационального отрицания роли научного познания. 4.2. Социальный институтНаука - социокультурная деятельность, своеобразное общественное явление. Как социальный институт наука включает в себя ученых с их знаниями, квалификацией и опытом, научные учреждения, экспериментальное, лабораторное оборудование, научно-исследовательские программы творческой деятельности, систему информации, подготовки и аттестации кадров, формы функционирования и использования всех накопленных знаний. Преемственность опыта и знаний, единство традиций и новаторства - существенная особенность развития науки. Одной из форм ее воплощения научные школы, функционирование которых предполагает борьбу мнений, творческие дискуссии и критику. 5. Научные теории
Основной структурной единицей научного знания является теория, содержащую экспериментальный материал, организует научно-исследовательский поиск в новых областях, дает описание, объяснение и предсказание фактов, ориентирует практическую деятельность. 6. Методология
Наука развивается с помощью общей методологии и специальных методов:
Общим методом современного научно-теоретического мышления является материалистическая диалектика. Стимулирующим, движущей силой науки выступают материальное и духовное производство. Единство теории и практики, науки и производства - важнейшая закономерность развития научного познания. Научному знанию присущи методологическая осознанность и системность, объективность рассмотрения и его детерминированность, доказательность истинности всех положений, опора на факты, результаты вероятных, эмпирических исследований. Критерием истины в науке выступает общественная практика во всех ее формах и компонентах ( эксперимент, производственная и социальная деятельность, внутренний опыт познания и т.д.). 7. Научное исследование
Наука - это постепенный процесс расширения области известного человечеству, оттеснение границ неведомого. В основе науки лежит научное исследование, целью которого является получение научного знания. Научное знание отличается тем, что оно добыто по процедуре, которая получила название научного метода. Эта процедура включает в себя наблюдения, эксперимент со строгими измерениями, анализ результатов, разработку гипотез, теорий и формулировки законов с обязательным требованием повторяемости результата и тщательной проверки. Люди, которые выполняют научные исследования называются исследователями, учеными, учеными. Результаты научных исследований публикуются в научной литературе, и, как правило, такая публикация требует рецензирования, т.е. проверки правильности процедуры и выводов другими учеными, специалистами данной области исследований. Любые выводы исследований и теории могут быть отброшены, если появляются новые факты, которые отрицают. Научные исследования принято делить на:
Фундаментальные исследования, как правило, опережают прикладные и создают для них теоретический задел. Укрепление взаимосвязей между фундаментальными и прикладными исследованиями, сокращение сроков внедрения научных достижений в практику и производство - одна из основных задач современной организации науки. 8. Отрасли наук
Наука в идеале составляет одно целое, поскольку ее высшая цель изучить мир во всей его полноте, однако она также является практической деятельностью человечества, а потому разбивается на области (отдельные науки) по предмету и методами исследований. Любая научная познавательная деятельность предусматривает взаимодействие субъекта (ученый, научный коллектив) и объекта науки (предметная область, которая изучается), в процессе которой используется определенная система методов, приемов исследования и языка данной науки ( знаки, символы, формулы и т.д.). Отдельных отраслей науки очень много, многие из них делятся на другие отрасли, так, например, физика включает в себя механику, оптику, электромагнетизм, ядерную физику и т.д.. Механику, в свою очередь можно разделить на статику и динамику, механике сплошных сред, небесную механику и так далее. Всего области науки обычно классифицируются по двум основным направлениям:
За пределами этой классификации остались точные или формальные науки - математика, логика, информатика, изучающих взаимосвязи элементов мнимых сконструированных систем. По соотношению с практикой выделяют:
8.1. Точные науки
Отличием точных наук является априорность исходных положений. Математика и логика не анализируют эмпирические факты, а используют аксиоматический метод. Исходя из системы аксиом, которая выбирается произвольно с единственным требованием непротиворечивости, математика применяет метод дедукции для получения большого разнообразия соотношений. Математика, однако, занимает центральное место в науке, особенно в естествознании, поскольку предоставляет основы количественного анализа фактов. Как утверждал Галилео Галилей :
К точным наукам можно отнести кибернетику и информатику, которые вичленилися по математике в отдельные важные отрасли науки. 8.2. Естествознание
Естественные науки по своему характеру эмпирические, они изучают факты, полученные из опыта. В отличие от точных наук, они опираются на метод индукции, т.е. пытаются сконструировать общее с отдельных фактов. Факты могут быть получены из пассивных наблюдений, но чаще применяется эксперимент, т.е. целенаправленное создание условий, при которых наблюдение эффективные. Метод индукции менее надежен, чем метод дедукции, поскольку не гарантирует того, что новые факты не поставят под сомнение уже приобретенное знание. Этим объясняется строгость, которой требует научный метод исследований. Научные теории, встретившись с непонятным, постепенно модифицируются, чтобы включить дать ему объяснение и включить в общую систему знаний. 8.3. Общественные науки
Общественные науки изучают человечество, общество и мышления. В общественных наук относятся социология, экономика, история и другие. Исследования в этих областях часто связано с статистике и изучением исторических документов. Общественные науки сложились позже, чем естественные, их особенностью является сложность организации эксперимента и неповторимисть объекта исследований. Несколько особняком от перечисленных стоят такие науки как психология, антропология, которые можно классифицировать как гуманитарные. К гуманитарным наукам относятся также области исследований, связанных с человеческой деятельностью, такие как искусствоведение. 8.4. Смежные отраслиВ смежных отраслях научные дисциплины выражают большие и перспективные проблемы научного поиска, ныне предопределяет широкое развертывание междисциплинарных и комплексных исследований. Ярким примером этого является проблема охраны природы, который находится на стыке технических наук, наук о земле, биологии, математики, медицины, экономики и других. Для решения подобных научных и научно-технических проблем в современной науке широко применяется программно-целевой метод организации исследований. 9. Наука и философия
Исторически наука вичленувалася с философии. Времени между наукой и философией идет война и сотрудничество. Методами философии является рефлексия и герменевтика. Ученые тоже рефлексируют над собственной методологии, но делают это в рамках научного метода. Фундаментальные вопросы познания, например, вопрос о критерий истины, остаются в области философии. Одним из разделов философии является философия науки. Позитивизм возник как бунт философов-естествоиспытателей, таких как Огюст Конт против метафизики. Его лозунгом стало признание истинным только положительного, то есть научного, знания. Философия науки предложила общие принципы, по которым можно проводить проверку научных теории - принцип верификации и принцип фальсификации. Эти принципы во многом сформулировали мышления современных ученых. 10. Паранаука
Между ортодоксальной наукой и накопленным человечеством опытом, всегда существовала некоторое расстояние (разрыв), выполнявшая своеобразную роль двигателя научного прогресса. Такой разрыв может побудить изменение парадигмы. 11. История науки
![]() Фронтоспис второго издания труда Вращение небесных сфер ( лат. De revolutionibus orbium coelestium ) Николая Коперника. 1566 год, Базель, Швейцария Наука возникла из практических потребностей людей, связанных с развитием земледелия, строительной техники, мореплавания, ремесел. В античную эпоху уже:
По средневековья с появлением феодализма развивающихся (особенно в арабского востока, еврейской общины Кордовы и Средней Азии) положительные научные идеи в области математики, астрономии, физики, медицины, истории и других научных дисциплин ( Ибн Сина, Ибн Рушд, Аль-Бируни и др.).. В Западной Европе, преодолевая сопротивление богословия, идет процесс накопления фактического материала в биологии, предпринимаются попытки развития элементов математики и опытного естествознания ( Роджер Бэкон, Альберт Великий и др.).. На высоком уровне были научные знания в Киевской Руси. Возникновение капитализма, развитие промышленности и торговли, мореплавания и военной техники стимулировали бурный рост науки уже в эпоху Возрождение. Наука порывает с теологией, способствуя утверждению материалистических идей ( Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Фрэнсис Бэкон). Большое распространение приобретает экспериментальное изучение природы, обоснование которого мало революционное значение для науки. Настоящий переворот происходит в астрономии ( Николай Коперник, Галилео Галилей). В XVII - XVIII веках создаются классическая механика, дифференциальное и интегральное исчисление, аналитическая геометрия, химчна атомистика, система классификации растений и животных, утверждается принцип сохранения материи и движения ( Исаак Ньютон, Г. В. Леибниц, Рене Декарт, Джон Дальтон, Карл Линней, М. В. Ломоносов и др.).. В это же время происходит дальнейшее оформление науки как социального института, создаются первые европейские академии, научные общества, начинается издание научной периодической литературы. В связи с промышленным переворотом конца XVIII века начался новый этап в развитии науки. В XIX веке возникли новые физические дисциплины ( термодинамика, электродинамика классическая), создаются эволюционное учение и клеточная теория в биологии, формулируется закон сохранения и превращения энергии, развиваются новые концепции в астрономии и математике ( Дж. К. Максвелл, М. Фарадей, Ж. Б. Ламарк, Дарвин, Т. Шванн, М. Шлейден и др.).. В конце XVIII - XIX веков плеяда выдающихся ученых работала в России ( А. М. Бутлеров, П. Н. Лебедев, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, А. С. Попов, К. А. Тимирязев, А. Г. Столетов, К. Э. Циолковский и другие). С первой половины XVIII века начинается подъем науки и на Украина ( Ф. Прокопович, Г. С. Сковорода), работает Киевская академия. В XIX веке признанными научными центрами стали Харьковский и Киевский университеты и Новороссийский университет в Одессе, где успешно работали выдающиеся российские ученые И. М. Сеченов, И. И. Мечников, Н. И. Пирогов, А. Ковалевский, В. В. Докучаев и другие, а также известные украинские ученые М. А. Максимович, А. Бец, А. С. Роговин, А. А. Потебня и другие. Дальнейшее развитие в XIX веке получили и общественные науки. Социалисты-утописты призывали к замене капиталистического общества социалистическим. Классики политической экономии заложили основы трудовой теории стоимости. Труды в области диалектики и материализма была выдающимся достижением философской мысли. Закономерным следствием революционной классовой борьбы трудящихся стало возникновение марксизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. На рубеже XIX - XX веков крупные изменения в научной картине мира и ряд новых открытий в физике ( электрон, рентгеновское излучение, радиоактивность и др.) приводят к кризису классического естествознания и прежде всего его механистической методологии. В XX значительных успехов достигли математика и физика, возникли такие отрасли техичних наук, как радиотехника, электроника. Появилась кибернетика, которая увеличивает свое влияние на дальнейшее развитие науки и техники. Успехи физики и химии способствуют более глубокому изучению биологических процессов в клетках, стимулирует развитие сельскохозяйственных и медицинских наук. Происходит тесное сближение науки с производством, растут и укрепляются ее связи с общественной жизнью. Современная наука является важной составной частью научно-технической революции. 12. Крупнейшие проекты научных исследований начала XXI века12.1. Астрономия и космонавтика![]() Основные компоненты инфракрасного космического телескопа "Джеймс Вебб" JWST
12.2. Физика и энергетика![]() Детектор ATLAS Большого адронного коллайдера во время строительства в 2005 году ![]() Камера термоядерных испытаний Национального комплекса лазерных термоядерных реакций.
12.3. Биология и медицина
12.4. Геология
Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |