Научная картина мира

Научная картина мира - (одно из основных понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщения и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерности объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя как составные части общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая картина мира, биологическая картина мира, геологическая картина мира). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. [1]

Научная картина мира - система представлений людей о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.


1. Формирование

В процессе познания окружающего мира результаты такого отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель ( картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входящих частичные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерности реальной действительности. [1]


1.1. История оформления научной картины мира

2. Компоненты

Научная картина мира - множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания [2]. Картина мира - системное образование, поэтому ее изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самом большом и радикального) открытие. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности [2].

Научная картина мира - особая форма теоретического знания, представляет предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, с помощью которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска [3]


3. Новая парадигма

Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем четкого разграничения понятий "картина мира" и научная картина мира не проведена. В нашей отечественной философско-методологической литературе термин картина мира применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле - тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития [4].

Также может использоваться словосочетание естественнонаучная картина мира [5]

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира - не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, позволяет с определенной степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогноз и о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезу, концепции, выявление новых фактов - все это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, подходящими реальности. В таком развитии - суть научного метода.


4. Значение для науки / Религиозные дебаты

5. Философия науки

6. Религия и философия

7. Рационализация и современность

Примечания

  1. а б Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А. П. Садохин. - 2-е изд., Перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. стр. 17 (1.5. Научная картина мира)
  2. а б / Res/other/kse/lec3.html # parag2 Губбиева З.А., Каширин А.Ю., Шлапаков Н.А. Концепция современного естествознания
  3. Научная картина мира - Визуальный словарь
  4. [Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. - 274 с]
  5. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественнонаучная картина мира

См.. также