Национальный ковенант

Национальный Ковенант ( англ. National Covenant ) - Манифест шотландского национального движения в защиту пресвитерианства, был издан в 1638 году и стал основой для сплочения шотландцев в их борьбе против абсолютистской политики короля Карла I. Движение ковенанторив, сторонников ковенантов, сыграл важную роль в истории Шотландии, а также Англии и Ирландии в XVII веке. Национальный Ковенант является также одним из краеугольных камней современного пресвитерианства.


1. История идеи ковенантов в Шотландии

Название "ковенант" происходит от англо-шотландского covenant и означает торжественную клятву, соглашение, завещание. Под этим термином учредители протестантской церкви в Шотландии (Джон Нокс, Эндрю Мелвилл) понимали комплекс обязательств, которые брали на себя пророки и библейские святые отцы, заключая так называемый "завет с богом". В широком смысле ковенантами есть "Старый" и "Новый Завет" Библии. В более узком смысле ковенанты с богом заключали Ной (Быт., 8-9), Авраам (Быт., 15), Моисей (Исх., 19-24) и Давид (2 Цар., 7).

Идеологи пресвитерианства выдвинули идею необходимости нового соглашения с богом, которая служила питательной силой протестантского движения и обозначил разрыв с католической церковной традиции, неправдивой, по мнению шотландских реформаторов. Эта идея была подкреплена тезисом о "избранность" шотландского народа, единственного в мире, принявший "истинную" веру. По выражению Нокса, "во всех других церквях есть следы Антихриста ((...)), и только в нашей церкви их нет вообще ". Было провозглашено, что шотландцы является таким же избранным народом современности, как евреи в древности.

Первым шотландским ковенантов стала заключенная в декабре 1557 года соглашение нескольких шотландских аристократов (Аргайл, Лорн, Мортон и другие), в которой они обязались совместно бороться за утверждение в Шотландии протестантства. Это соглашение вошло в историю как "Первый союз" ( англ. First Band ) И стала ядром сплоченности шотландских протестантов. В результате протестантской революции 1559 - 1560 лет Реформация в Шотландии одержала победу и государственной религией был провозглашен протестантство.

Вторым историческим ковенантов считается " Отрицательная исповедь ", утвержденная в 1581 году королем Яковом VI в условиях массового недовольства про-католическими мерами правительства герцога Леннокса. В этом документе были заложены основы пресвитерианской доктрины путем отрицания католических догматов и обрядов. Яков VI организовал подписание Отрицательной исповеди представителями всех сословий шотландского общества и неоднократно подтверждал его действие. Отрицательная исповедь послужила основой для утверждения в Шотландии пресвитерианства.


2. Национальный ковенант 1638

2.1. Принятие

Важнейшим в истории Шотландии является "Национальный ковенант" 1638 года. Недовольство шотландского общества абсолютистской политикой короля Карла I и его нововведениями в пресвитерианской богослужения, приближали пресвитерианство в англиканства, вылилось в 1637 году в восстание против короля. 28 февраля 1638 года в Церкви францисканцев в Эдинбурге лидеры шотландской аристократии и дворянства поставили свои подписи под Национальным ковенантов. 1 марта Ковенант подписали представители шотландского духовенства и горожан. Вскоре во всех городах и сельских приходах страны было созвано собрание, на которых жители принимали Ковенант и присягали на верность его идеям.


2.2. Авторы

Авторами Национального ковенанты были известный шотландский богослов Александр Хендерсон и юрист Арчибальд Джонстон. Окончательную правку в текст манифеста внесли лидеры шотландской дворянской оппозиции: лорды Балмерино и Лаудон, граф роутси.

2.3. Содержание

Ковенант начинался с повторения текста "Отрицательной исповеди" короля Якова VI и перечисление законов, принятых парламентом Шотландии против католических догматов и обрядов. В церковной области Ковенант суммировал пресвитерианскую религиозную доктрину и четко определял те элементы католичества, которые осуждались пресвитерианство как ложные. Кроме того заявлялось, что все нововведения в шотландской церкви, утвержденные королем после 1580 года, являются незаконными и такими, которые не отвечают истинной вере. Это касалось прежде всего новых канонов и новой литургии, введенных Карлом I в 1636-1637 годах по образцу англиканской церкви.

В конституционной области Ковенант утверждал супрематию парламента и тезис, что только парламент может выдать или изменить закон. Это положение ранее не было известно шотландском конституционному праву и, вероятно, отражает английский влияние. Король обвинялся в нарушении этого принципа и его коронационной присяги. В ковенантов заявлялось о необходимости соблюдения монархом прав и свобод шотландского народа и принципа неприкосновенности частной собственности. Повторяя английский правовую норму, Ковенант утверждал, что ни один подданный короля не может быть лишен своего имущества, иначе как по приговору парламента.

Утверждение верховной власти парламента не позволило авторам ковенантов осудить ряд церковных инноваций, которые прошли парламентскую процедуру: "Пять статей" и реставрацию епископата. В этом смысле Ковенант оставался на позициях умеренного пресвитерианства, готового признать ограниченную компетенцию епископов. Однако размытость формулировок ковенантов и дальнейшее развитие ковенантського движения позволили шотландским радикалам начать атаку на епископат и ликвидировать эту церковную институцию 1639 года.

Отличительной чертой Национального ковенату стал его призыв к шотландского народа встать на защиту истинной веры и объединиться в борьбе против "всех лиц" (возможно, и короля), посягающие на пресвитерианскую церковь и права и свободы нации. В то же время Ковенант не призывал к свержению королевской власти, а наоборот выражал уважение традиционным прерогативам короля. Эта двойственность в дальнейшем привела к расколу шотландского общества на сторонников и противников короля Карла I и гражданской войны в Шотландии в 1644-1647 годах.


2.4. Значение

Национальный ковенант стал одним из важнейших документов шотландской истории. Вокруг него объединилась практически вся шотландская нация, что способствовало быстрой победе восстания и практически бескровном утверждению идеалов ковенантов к 1640 года. Ковенант заложил основы шотландского конституционализма и обеспечил гарантии против королевского авторитаризма. Более того, сам принцип ковенантов как сделки и завета между шотландским народом и господом богом привел к росту самосознания шотландцев и обеспечил сохранение национальной идентичности и жизненной силы этого народа в будущем.


3. Развитие ковенантського движения

Объединившись вокруг Национального ковенантов, шотландцы добились победы в борьбе против короля Карла I и в 1640 году Ковенант был официально утвержден законом шотландского парламента. В это же время в Англии, во многом под влиянием событий в Шотландии, началась Английская революция. В 1643 году шотландцы вторглись в нее на стороне английского парламента и Багатова многом способствовали поражению короля Карла I. С целью оформления англо-шотландского союза и для введения в Англии пресвитерианской веры в 1643 году представителями обеих британских государств была подписана "Торжественная лига и Ковенант", документ, который представлял развитие идей Национального ковенантов 1637 года.

В самой Шотландии в 1644 году развернулась гражданская война между ковенанторамы и роялистами. Несмотря на победу ковенанторив к 1646 года положение осложнилось событиями в Англии: король Карл I был в 1649 году казнен. Шотландцы, верные династии Стюартов, признали новым королем его сына Карла II, который в Бредський соглашении 1650 года утвердил Национальный ковенант. Но в 1651 - 1652 годах Шотландия была завоевана войсками Оливера Кромвеля и присоединена к Англии.

После Реставрации Стюартов в 1660 году король Карл II объявил Ковенант незаконным и выгнал его сторонников из государственной администрации. Преследование ковенанторив особенно усилились за Якова VII. После Славной революции 1688 года репрессии против сторонников ковенантов прекратились, хотя новое правительство воздержался от подтверждения.


Литература