Нестеровская Галина Андреевна

Нестеровская Галина Андреевна ( 28 декабря 1912, Каменка-Константиновка на Днепропетровщине - 27 марта 1990) - украинский художник.

Galyna nesterovs'ka. Jpg

Биография

Родилась в семье сельского врача. Закончила Харьковский художественный институт ( 1937).

Работала в театрах и в Дирекции художественных выставок Украины. В 1951 г. стала художником по костюмам и художником-постановщиком Киевской киностудии им.А. П. Довженко.

Оформила фильмы: "В мирные дни" ( 1950), "Судьба Марины" ( 1953), "Над Черемошем" ( 1955), "Девушка с маяка" ( 1957), "Саша", "Волшебная ночь" ( 1958), "Его поколение" ( 1959), "Люди моей долины" ( 1980), "Между добрыми людьми" ( 1962), "Над нами Южный Крест" ( 1964) и др.. Награждена медалями. Была членом Союза художников Украины.

Имя художницы Галины Андреевны Нестеровской хорошо известно многочисленным зрителям и поклонникам украинского советского театра и кино. В ее произведениях точность и изысканность рисунка всегда сочетается с тонкой лирикой, реалистичной проницательностью образов. Графические и станковые работы, эскизы для кино и театра художницы будто полны звонкими красками природы, среди которой она провела детские годы, когда впервые начала рисовать. Родилась Г.Нестеровська в селе Каменка-Константиновская на Екатеринославщине 28 декабря 1912. Детское увлечение рисованием переросло в призвание и после окончания сельской школы будущая художница приезжает в Одессу, где учится сначала в техникуме, а затем в художественном институте у талантливого театрального художника профессора В.Мюллера.

Творческий закалка художницы особенно укрепился в дальнейшие годы, когда в 1933-1937 году она под руководством выдающегося театрального художника Б. В. Косарева овладевает в Харьковском художественном институте волшебные законы сцены. Первые самостоятельные работы Г.Нестеровськои связанные с Харьковским ТЮЗом им. М. Горького. В предвоенное время уже наметилось стремление художницы покорить кисти достижения современного советского театра и драматургии, чьи реалистические принципы ставили перед художником новые и сложные задачи. Яркое воплощение это нашло в оформлении художницей спектакля по пьесе выдающегося советского драматурга Корнейчука "3агибель эскадры" во Львовском ТЮЗе в 1945 году.

Объявленный Киевским театром им. Л. Украинская в 1947 году конкурс на оформление спектакля по пьесе П. Бомарше "Женитьба Фигаро" принес художницы первую премию, признание и успех у зрителя, которого пленила вдумчивая и очень тонкая характеристика персонажей бессмертной комедии. Художница как полноправный соавтор-постановщик режисувала сценографию в едином русле эстетической целостности спектакля. Способность сделать определенный динамический акцент, переинтонуваты живописно сюжетные и жанровые особенности представления, свойственные сценографическом почерка художницы, ярко проявилась в этой постановке. Декорации "Свадьба Фигаро" получили весеннюю прозрачность, словно насыщенных солнечными лучами красок лирически контрастируют множества комических ситуаций пьесы П. Бомарше. Декорации спектакля были наполнены жизнеутверждающим эмоциональным тонусом и предлагали зрителю не конкретно историческую реставрацию места действия - замок графа Альмавивы или типичный интерьер дворца XVIII века, - а его образноузагальнюючу характеристику, где фрагменты и отдельные детали оформления несли Полновесный метафорическое и аллегорическое нагрузки. В последующие годы на сцене театра им. Л. Украинская появляются другие работы, среди которых высокой общественной оценки получили спектакля "Под Золотым орлом" Я.Галана, "Сказка о правде" М.Алигер, "Смех и слезы" С. Михалкова.

Новой страницей в творчестве художницы стала работа в кино. Миллионная аудитория этого популярного вида искусства смогла открыть для себя талант художника в таких фильмах как "Педагогическая поэма" по А.Макаренко, "Над Черемошем" за Стельмаха, "Судьба Марины", "Дума о Британка", "Между добрыми людьми" . Нелегко давалось, но принесло творческий успех художницы, освоение сложной специфики кинодекорационного искусства, которое в Украине делало первые профессиональные шаги. Более крупный масштаб, по сравнению с театром, ответственность перед требовательным зрителем иногда заставляли художницу делать множество вариантов эскизов и набросков, чтобы найти одно-единственное верное решение каждого кадра, эпизода. Не прекращала художница в эти годы и работу в театре. На сцене Львовского оперного театра в 1956 году появляется интересное своеобразным прочтением музыки Чайковского к опере "Черевички" сценографическая решение, где интонационная сфера музыкального спектакля непосредственно влияла своей сочной и рельефной, мягкой и лирической народно-песенной мелодикой на цветовую гамму, общий композиционный замысел декораций. Работа над оперой Н. Лысенко ?Энеида?, премьера которой состоялась в 1959 году, стала не только этапным для художников Л.Писаренка и Г.Нестеровськои, но и в значительной в украинском театрально-декорационного искусстве. Эскизы костюмов Г.Нестеровськои к "Энеиде" включали в себя соединение сочного народного юмора, имели широко развитую персонификацию, индивидуализацию рис центральных и второстепенных образов оперы. Утверждением реалистических принципов в работе на ниве музыкального театра является серия декоративных работ художницы в гениального произведения Чайковского, одной из вершин его творчества, оперы "Пиковая дама". В эскизах к опере, выполненных в 1964 году, ощутимо стремление к живописной драматизации, которому способствует и собран, почти монохромный колорит и лаконичный, одновременно поэтически багатомовннй рисунок.

Новаторское воплощения замысла художницы характерно отразилось на всех эскизах к "Пиковой дамы", пронизанные от действия к действию, от картины к картине сосредоточенно-драматическим звучанием, изобразительным ощущением характера трагедийности музыки Чайковского. Напряженные по колориту, выполненные несколькими локальными темными массами красок эскизы декораций и картин "Комната графини", "Игорный дом" соответствующие симфоничности развития действия, драматургически рисуют холодную и бездушную атмосферу карточного расчета и безудержной погони за выигрышем, где в конце концов жертвой становится любовь. Под кистью художницы именно эти картины к опере получают значение психологического центра изобразительного решения спектакля.

3 последних работ Г. Нестеровской выдающимся вкладом в украинское советское театрально-декорационное искусство стало оформление в 1971 году экранизации произведения Леси Украинский "Каменный хозяин". В эскизах костюмов Донны Анны и Дон Жуана, Доньи Соль и Мерседес отразилось присущее художницы философское углубление в каждый образ, создание целостности всего художественного замысла в отдельных набросках персонажей. В натюрмортах, пейзажных зарисовках Галины Нестеровской ощутима, изобретенная и воспетая гармония между человеком и природой, которая его окружает. Зритель, не ищет высокопарных эпитетов, видит в многочисленных зарисовках различных по географическому признаку уголков родной природы нашей Родины признание художника в любви к ней, ее лирико-философское художественное осмысление. Эти работы дополняют наше представление о художнице известную своими работами в театре и кино. Широкий творческий диапазон художника, мажорность образного строя его произведений, насыщенные красотой человеческой души и труда, являются свидетельством высокого поэтического, реалистического закалки художницы Галины Нестеровской.


Литература

  • Украинские советские художники: справочник. - К. Искусство, 1972. - С. 325.
  • Каталог "Галина Нестеровская, Леонид Писаренко". Издание Союза художников УССР, 1977. - С.40.


Украинский персоналия Это незавершенная статья о лицо, имеющее отношение к Украина.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.