Неформальная логика

Неформальная логика предметом занимающаяся изучением логической аргументации естественном языке. Неформальная логика является результатом усилий разработать логику которая была бы пригодной для анализа, оценки и улучшения неформализованного суждения являющейся составной частью межличностной коммуникации, рекламы, политических дебатов, правовой аргументации, и сообщений и комментариев публикуемые газетами, появляются на телевидении, Интернете и других видах массмедиа. Значительной степени, ее развитие был мотивирован желанием разработать инструмент показу, и способен поднять уровень публичной информированности, дискуссии и диспута. В этом смысле, ее цели пересекаются с декларируемыми целями Движения Критического Мышления (Critical Thinking Movement).

Хотя неформальная логика временами изображается как теоретическая альтернатива формальной логике, отношение между ними является сложным. Обучение правильного суждения и критического мышления безусловно концентрируются на естественном языке и на естественном языке, однако исследования в области неформальной логики могут использовать формальные методы.


1. История

Зарождение неформальной логики в 60-х годах 20-го века связывают с призывом реформировать высшее образование, сделав ее соответствующей современным проблемам и вызовам, и тогдашними социальными и политическими движениями. В логике, и особенно в преподавании логики, это имело следствием попытки применить логический анализ в конкретных примеров ежедневного суждения, например уход от использования в учебниках мнимых примеров правильного и неправильного суждения и замене конкретными примерами взятыми из газет, рекламы или политических кампаний. Интерес к неформальной логики значительно вырос благодаря Движения Критического Мышления, одним из важнейших результатов чего было принятие Калифорнийским Государственным Университетом решения в 1980 году об обязательности курса критического мышления для всех специальностей. Важнейшими периодическими изданиями по теме есть журналы "Informal Logic", "Argumentation", "Philosophy and Rhetoric", "Argumentation and Advocacy" (в прошлом "the Journal of the American Forensic Association"), "Teaching Philosophy".

Неформальная логика еще есть дисциплиной формируется. Хотя можно указать общие направления исследований, как, например, переход к более общей концепции аргументации чем анализ предположений и выводов, нет господствующего подхода к формальной логики в учебниках или научной литературе. Зато часто делают разные предположения относительно целей и методов неформальной логики, полезности недостатков и формальной логики при анализе ежедневной аргументации, правильного понимания индуктивной и кондуктивной аргументации, пригодности использования диаграмм и т.п.


2. Использование теории недостатков

Ранние работы по неформальной логики преимущественно анализировали неформальные суждения в терминах логических недостатков. Хотя значительное количество исследователей продолжает сосредоточиваться на недостатках и правильном понимании конкретных недостатков, дальнейшее развитие отрасли имеет тенденцию уделять меньше внимания этим исследованием. Например, исследователи не используют теорию коммуникации, рассматривают недостатки как отклонение от неявных правил определяющих различные типы диалога, и используют подход к логике где именно эти неявные нормы, а не недостатки, является основой обучения правильной аргументации. Другие исследователи критикуют использование недостатков для обучения аргументации поскольку они недостаточно точным инструментом, и отмечают некорректной аргументации вместо обучения правильному суждению. Некоторые из них сравнивает такой подход с обучением теннису когда тренер бы показывал и классифицировал все возможные ошибки противника и учил с ними справляться, вместо того чтобы учить правильно играть. Что добавляет трудностей этому подходу, это значительное количество обстоятельств, которые делают использование недостатков в дискуссии допустимым см.. например ad hominem.

Большинство неформальных логиков придерживаются мнения, что преподавание теории недостатков все еще имеет педагогическое и теоретическую ценность, однако трудности с их использованием для анализа аргументов демонстрируют, что теории неформальной логики должны сосредоточиться на обучении форм правильного суждения (приемлемости предположений, их соответствия, и т.д. .).


3. Отношение к риторике

В определенной степени, усилия неформальной логики в идентификации общих принципов правильного суждения и определения положительной схемы аргументации совпадают с неявным подходом принятым в классической формальной логике. Последняя отмечает общих условиях хорошей аргументации (силу правильность) и дедуктивной схеме вывода обычно излагается в виде формальных правил вывода, таких как modus ponens, двойное отрицание, modus tollens, и т.п. Несмотря на такое сходство, неформальная логика отличается широким пониманием аргумента, выходящего за традиционные пределы чисто логического рассмотрения. Классическая логика утверждает, что хороший аргумент это правильный аргумент, т.е. действующий вывод с верными исходными предположениями. Хотя такая концепция хорошего аргумента является удобной при моделировании многих типов аргументации, ее возложения на истинные исходные предположения является непригодным во многих неформальных ситуациях часто характеризуются наличием гипотетических или нечетких предположений, несогласием с того что является истинным или ложным, наличием этических или эстетических утверждений еще не могут быть категоризированных как истинные или ложные. В таких ситуациях, сторона что надеется убедить аудиторию принять определенную точку зрения, должен уделять внимание отношению аудитории. Даже если истинные, исходные предположения откидывающимися аудиторией не позволят убедить ее в истинности заключения. Некоторые из направлений неформальной логики включают подход, оценивают аргументацию с точки зрения аудитории, и является продолжением традиции риторике Аристотеля.


4. Новые исследования

Первое, что заслуживает особого комментарий, это попытка разработать методы не могли быть применены к ситуациям кроме которыми занимается традиционная логика. Например, одно из направлений исследования предлагает концепцию ?интегрального? ("согласовывая") аргумента (coalescent argument), представляющая собой совокупность отношений, убеждений, чувств и интуиций характеризующие спорщика, и применяется к ситуациям вне вербальной аргументации. Согласно этой концепции, аргументативный обмен имеет целью идентифицировать общие точки различных (и часто дотримуючихся противоположных мнений) сторон, таким образом согласовывая их точки зрения. Это достигается использованием форм аргументации что с необходимостью является скорее эмоциональными, интуитивными или физическими а не логическими, например, объятия, несчастный взгляд или слезы считаются формой аргументации.

Другая попытка охватить сферу невербальной аргументации, это исследование в области визуальной аргументации, стремящихся воспользоваться в похожий способ методами используемый для понимания и оценки вербальных аргументов для оценки и понимания того, что делает визуальное сообщение убедительным. Эти исследования позволяют предположить, что многие изображения функционируют как средства выражения предположений и выводов которые можно понять и оценить как визуальные аргументы. Визуальная аргументация такого типа имеет тенденцию становиться стандартным средством в арсенале современной коммерческой и политической рекламы. Теоретические дебаты идут о том, возможно ли корректно понять визуальное сообщение, рассматривая его как визуальный аналог предложения "перекодировать" его вербальной конструкцией, подлежащая разбора методами логики.

Третье направление развития неформальной логики стоит упоминания, это попытки расширить применение неформальной логики используя разработанные ею теоретические модели как основу вычислительных моделей в исследованиях моделирующие процессы человеческого суждения.


См.. также