Надо Знать![]() |
ВведениеНиколай Хвылевой (* 13 декабря 1893, Тростянец - 13 мая 1933, Харьков) - украинский прозаик, поэт, публицист, один из основоположников послереволюционной украинской прозы. 1. Биографические сведенияРодился Николай Григорьевич Фитилев (такое настоящая фамилия писателя) 13 декабря 1893 г. в поселке Тростянец на Харьковской, ныне райцентр Сумской области в семье учителей. Окончил Богодуховская гимназию. Участвовал в первой мировой и гражданской войнах. Когда же действительно мог попасть Хвылевой на фронт? На муштру нужно было не менее четырех месяцев. Итак, часть, в которой находился в декабре 1916 года Волновой, могла отправиться на фронт раньше в марте 1917 года, а на фронт прибыть, по крайней мере в апреле-мае. То есть тогда, когда фактически фронт, как активная боевая линия, перестал существовать. Если Волновой и почувствовал некоторый запах фронтовых баталий, то, как, летом 1917 года, когда близорукий политик Временного правительства России Керенский попытался активизировать фронт к наступлению. Но, как известно, из этого ничего не вышло и фронт постепенно начал распадаться. Единственное, что правда: Волновой был свидетелем той особого события революционной эпохи, когда миллиону массы имперской армии оказались в состоянии безликости, а затем - хаос и бездорожье. Он был также свидетелем и, возможно, и участником создания Украинской частей на фронте. О. Ган утверждает, что Волновой активно включился в это движение, выступал на армейских митингах четырнадцатой дивизии, был избран в солдатского комитета дивизии, где он, по натуре, руководил культурно-образовательной комиссией. Все это возможно. Но оно не подтверждено никакими документами, даже свидетельству самого автора. Вместо свидетельства о фронтовой жизни его же есть. Аркадий Любченко записал рассказ Хвылевого о том, как он на фронте писал во фронтовой украинской газете (возможно это был "Украинский голос", который выходил в Риге 1917 года по редакцией С. Пилипенко) поэзии и фельетоны, подписывая псевдонимом "Дядя Коля". Итак, возьмем во внимание: ни одной своей политической и военной деятельностью, даже такой скромной, как членство в фронтовом солдатском комитете, Волновой никогда не хвастался. Значит - не было ее. Придумывать что-то он не хотел. Зато мелкий, но реальную творчество начинающего в армейской газете он упоминал при каждом удобном случае. 1919 вступил в КП (б). 1921 переехал в Харковаи того же года начал печататься. Активно заявил о себе, как один из организаторов литературно-художественной жизни, член-основатель многих тогдашних литературных организаций - "Гарт" ( 1923), "ВАПЛИТЕ" (Свободной академии пролетарской литературы) ( 1925), "Пролитфронт" ( 1930). Под давлением критики "Пролитфронту" Николай Волновой вместе с Павла Тычины, Николаем Кулишом, Юрием Яновским и еще 14 писателями вступают в ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей). [1].
За эти взгляды был подвергнут сокрушительной критике: после письма Сталина "Тов. Кагановичу и вторым членом ПБ ЦК ВКП (б)" от 26 апреля 1926 г. и последующие за этим серии разгромных статей в прессе московского и республиканского руководства (борьба с "хвылевизм "). Поэтому в 1926-1928 годах вынужден был публично осудить свои взгляды и отказаться от них. В декабре 1927 - марте 1928 находился в Берлине и Вене. В январе 1928, перед возвращением в Украину, в письме в газету "Коммунист" осудил свой лозунг "Прочь от Москвы!". Однако его покаяние было вынужденным и неискренним. После возвращения в Украину продолжал воплощать предварительную идеологическую ориентацию ВАПЛИТЕ в созданных им журналах "Литературная ярмарка" (1928-30) и "Пролитфронт" (1930-1931). После закрытия обоих журналов пробовал писать, соблюдая "партийной линии", однако был почти полностью изолирован от литературной жизни советским режимом. В знак протеста против голодомора 1932-33 и ареста своего друга Михаила Ялового (стал началом новой волны массовых репрессий против украинской творческой интеллигенции) 13.5.1933 в Харькове покончил жизнь самоубийством. Смерть Хвылевого стала символом краха идеологии украинского национал-коммунизма и конца украинского национального возрождения 1920-30-х. Произведения и имя Хвылевого оставались запрещенными вплоть до последних лет существования тоталитарного режима в Украине. 1.1. Личная жизнь1919 Николай Фитилев женится на учительнице Екатерине Гащенко. Будучи коммунистом, решительно отказался венчаться, чем вызвал большое недовольство матери жены. В начале 1921 года оставляет в Богодухове жену и маленькую дочь и едет "завоевывать" Харьков. С того времени полностью посвящает себя литературе. [2]. 2. Литературная деятельность![]() Николай Хвылевой (слева) и Валерьян Полищук, 1920-е гг Циклы памфлетов М. Хвылевого "Камо грядеши?", "Мысли против течения", "Апологеты писаризму", полемический трактат "Украина или Малороссия?" сконденсировали в себе все многообразие мнений и идейно-эстетических исканий периода литературной дискуссии в Украине ( 1925 - 1928 pp.). Эти публицистические произведения (а также его роман "Вальдшнепы") вызвали острую реакцию вульгарно-социологической критики и партийных ортодоксов. Центральной для Хвылевого - полемиста и публициста - была проблема исторического бытия Украины, украинской культуры. Отрицая москвофильские тенденции части тогдашних литераторов, Волновой провозглашал ориентацию на Европу, на стили и направления европейского искусства. "От русской литературы, от ее стилей украинская поэзия должна как можно скорее бежать. Поляки никогда не дали Мицкевича, если бы они не покинули ориентироваться на московское искусство. Дело в том, что русская литература тяготеет над нами в веках как хозяин положения, который приучал нашу психику к рабскому подражанию ... Наша ориентация - на западноевропейское искусство, на его стиль, на его приемы. Первые поэтические сборники Хвылевого - "Молодость" ( 1921), "Предрассветные симфонии" ( 1922), поэма "В электрический век" ( 1921), которые были обозначены влияниями неоромантизма и импрессионизма, получили достаточно высокую оценку тогдашних литературоведов (С. Ефремов, Ол. Дорошкевич), но наиболее полно свой талант Хвылевой раскрыл в жанре новеллы или рассказы (преимущественно короткого, с отчетливым лирико-романтическим или импрессионистической окраской). Сборник его прозаических произведений "Синие этюды" ( 1923) стала качественно новым этапом в развитии тогдашней украинской литературы, открыла для нее новые эстетические горизонты. Центральной для творческой манеры Хвылевого остается проблема человека, человека в его отношениях с революцией и историей, человека, узнала весь трагизм бытия современного ему мира. В людской массе, в водовороте революционных событий писатель выделяет, прежде всего, человеческую индивидуальность с ее стремлением к высокой, тем недостижимой цели, однако он не закрывал глаз и на драматическую несоответствие провозглашаемого высокого идеала и его реального воплощения. Романтично окрашенные герои Хвылевого чаще вступают в острый конфликт со своим временем, его одномерной обыденностью. Редактор Карк - главный герой одноименной новеллы - лишь в своих мечтах возвращается времени национальной революции, когда мир существовал еще в своей целостности, не разорванным между мечтой и реальностью. Но его персонажи - это не только жертвы истории, порой они сами, своими действиями вызывают ее трагедийность. Конфликт гуманизма и фанатизма осмысливается здесь во всей своей полноте. Для чекиста - главного героя новеллы "Я (Романтика) - такой конфликт возникает в своей особой остроте: во имя абстрактной идеи, во имя доктрины он собственноручно расстрелять свою мать, но уничтожение другой личности - это одновременно и уничтожение своего человеческого сущности, в такой ситуации неизбежного выбора перед героем стоит дилемма: самоуничтожение или возрождение человеческого, гуманистического начала, возрождения, прежде, в себе самом. Эмоциональное впечатление от произведения усиливается и тем, что это - исповедь героя, повествование от первого лица. Вообще, для Хвылевого было характерно разрушение традиционных сюжетно-повествовательных моделей украинской прозы. Система разорванных фраз, живописные эпитеты, своеобразная ритмическая организация прозы - это признаки его лирико-орнаментальной манере письма. Именно такой стиль характерен для большинства его новелл и рассказов, он помогает автору радикально порвать с элементами народническо-просветительской традиции. Однако писатель вынужден был существовать в условиях творческой несвободы. Хвылевого обвиняли в антипартийности, "Украинском буржуазном национализме", "попытке оторвать украинскую культуру и литературу от культуры русской. В атмосфере безумного травли, предчувствуя приближение тотального террора, Хвылевой покончил жизнь самоубийством 13 мая 1933 года. Основоположник течения активного романтизма и пролетарской поэзии. Автор поэтических сборников "Молодость" ( 1921), "Предрассветные симфонии" ( 1922), сборников рассказов "Синие этюды" ( 1923), "Осень" ( 1924), романов "Вальдшнепы", "Санаторийной зона", "Сентиментальная история". Выступал за утверждение в новой пролетарской культуре высоких эстетических идеалов вместо насаждения массовости (линия, которую проводили "Гарт" и союз крестьянских писателей "Плуг"). Своими публицистическими и критическими работами (серия "Камо грядеши?" 1925, "Мысли против течения" 1926, "Апологеты писаризму" 1926) инициировал литературную дискуссию 1925-28. Во время нее высказал требование перед новой украинской литературой перестать подражать Москву и ориентироваться на "психологическую Европу". Считал, что на смену ведущей роли Европы в культурном процессе должно прийти "евразийский Ренессанс", в котором ведущую роль отводил новой украинской культуре. Его литературное лозунг "Прочь от Москвы! Даешь Европу!" вступило политическое звучание. С позицией Хвылевого солидаризировались украинские национал-коммунисты, литературная группа "Неоклассиков" во главе с Зеровим и широкие круги национально сознательной украинской интеллигенции. В письме "Тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК ВКП (б)" от 26.4.1926 Сталин указал на выступления Хвылевого как проявления распространение антироссийских настроений в Украине. Письмо стало сигналом для острой критики со стороны московского и республиканского руководства (выступления и статьи Л.Кагановича, А. Волны, В. Чубаря, Г. Петровского). Вместе с А. Шумским и М. Волобуевым был трактован как ведущий идеолог одного из трех течений нац. уклонизма внутри коммунистической партии ("хвылевизма", "шумскизма" и "волобуевщины"). Пытаясь спасти ВАПЛИТЕ от роспуска, Волновой 1926 признал свои "ошибки", а в январе 1927 согласился на свое исключение из организации. С романа Ивана Багряного "Сад Гефсиманский" "... И вдруг ... - увидел своего учителя и вдохновителя, вот на этом самом месте стоял вместе с другим. Маленький, худощавый, с большими глазами, с широкими черными бровями и грустный - грустный. Они ждали на винду, вызванные , очевидно на очередной контроль в этой организации, хотя и не была культурно - художественной институцией, но заведовала душами всех художников и романтиков. Это был Николай Хвылевой. Бог, на которого Андрей молился со всеми своими товарищами. " (Речь идет о встрече Багряного с Хвылевым во время первого ареста в здании НКВД на улице Совнаркомовской в Харькове). 3. Произведения![]() Памятник в Молодежном парке в Харькове, 1995 3.1. ПоэзииМолодость
Предрассветные симфонии
Отдельные стихи
Поэмы
3.2. Рассказы и новеллы 1921-1923
3.3. Повести и рассказы 1923-1927
4. Литературная критика
5. Источники информации
Примечания
См.. также
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |