Надо Знать

добавить знаний



Николай (Чарнецкий)



План:


Введение

Епископ Николай Чарнецкий

Николай Чарнецкий (* 14 декабря 1884, Семаковцы - ? 2 апреля 1959, Львов), церковный деятель Украинской греко-католической церкви, редемпторист, епископ, профессор Духовной семинарии в Станиславе, настоятель монастырей в Костополе и Ковеле на Волыни, Апостольский ревизор для славян византийского обряда вне русскими епархиями, в Польше, хиротонисан (на епископа) с центром в Варшаве, затем в Ковеле. Провозглашенный мучеником и блаженным УГКЦ.


1. Биографические сведения

1.1. Ранние годы и школы

Родился 14 декабря 1884 г. в селе Семаковцы Городенковского района Станиславивщини в семье крестьян Александра и Параскевы, которые жили и работали при приходе о. Каратницкого, который занимался их многодетной семьей. Малый Николай рос в кротостью духовной атмосфере и был старшим ребенком в семье, где кроме него было еще восемь детей. Начальное образование и средние классы закончил в с. Толмач и поступил в гимназию св. Николая в Станиславу ( Ивано-Франковск). Его гимназический товарищ о. Афанасий Тымкив вспоминает его бдительностью и доброту: "Отмечался образцовой поведением, согласен со всеми, никому не делал неприятности, мовчаливий, пристальный при исполнении своих обязанностей, точный и покорный, правдомовний, никому не завидовал. В его присутствии нельзя было плохо говорить о других, даже в шутку, или прозывати, потому что он все становился в их обороне. Имел быстрый ум и сильную память. Скромная носил наряд и был доволен тем, что имеет ".

В приложении к благородству характера проявлял и глубокое религиозное жизни, поощряло товарищей и побудило к подражанию. Тот же товарищ дальше так характеризует его: "Прежде отмечался набожностью: много молился, часто ходил в св. Исповеди и св. Причастия. Часто перед завтраком рано приходил из церкви в бурсу, чтобы после по завтрака с бурсаками пойти в гимназию. Много читал религиозных книг ... Я никогда не видел его разгневанного - всегда был кроток в словах и поведении. Неудивительно, что мы, товарищи, его уважали и любили. И не только товарищи, но также профессора ... Можно сказать, что он был украшением бурсы ".

В юношеском возрасте заявил о желании посвятить себя Богу как священник и поступил в духовную семинарию в Станиславе. При поддержке владыки Григория Хомишина в 1903 году Николай поступил в украинской Коллегию в Риме на студии философии и богословия. Во время визита в Украину 2 октября 1909 г. его рукоположен Кир Григорием Хомишиным на священника. Возвращается после рукоположен в Рим, чтобы продолжить обучение: в Риме получил степень доктора богословия.


1.2. Жизнь в мире

Осенью 1910 года становится профессором философии и фундаментальной догматики в Станиславе. Одновременно выполняет функции духовника семинарии: является образцом покорности и аскетизма, а также большой жертвенной любви для семинаристов и преподавателей.

Свои слова о. Николай скреплял примером собственной жизни. Его набожность говорила громче, чем все наставления к раздумьям, которые он давал семинаристам каждый вечер. Неудивительно, что все считали его "Божия". Дух молитвы и аскезы о. Николая создавал в семинарии атмосферу сверхъестественного жизни. Вот как о нем писал один из посетителей семинарии о. Иосафат Жан Ордена : "Я изменил мой латинский обряд на византийский в 1911 году. После своей первой Святой Литургии в византийском обряде я поехал в Станиславов. Там я поздравил ректора семинарии с хорошим заведенным порядком в семинарии и с чрезвычайно высокой духовностью между семинаристов. Ректор ответил, что мне следует поздравить с этим отца духовника семинарии, преп. Николая Чарнецкого. И добавил: "Это настоящий и замечательный аскет". Я пошел в комнату преподобного о. Чарнецкого и спросил его, какими средствами ему удалось ввести своих семинаристов на такой замечательный путь? - "Набожность к Святейшего Сердца. Наш Господь обещал благословить все начинания Его преданных слуг ". Как вспоминает о. Афанасий Тымкив, о. Чарнецкий отличался глубокой евхаристической набожностью," прекрасно и долго делал благодарение по мессе, отбывал адорационный часа, жил Пресвятой Евхаристии ".


1.3. Монашеская жизнь

Однако сердце о. Николая рвалось к монашеской жизни. В начале 1918 года два монаха Чина Святейшего Избавителя о. Иосиф Схрейверс и о. Иосиф Бала посетили семинарию. Отец Чарнецкий раньше уже слышал о Чин Редемптористов, но не имел возможности поближе с ним познакомиться. Запизнавшись с харизмой Ордена, он решает вступить в этот орден, который только разворачивал свою деятельность в Галичине. Владыка Хомишин с тяжелым сердцем отпускал о. Николая, говоря: "Вот лучшие меня покидают!" В октябре 1919 г. в. Чарнецкий вступает в новициата Редемптористов в Збойсках вблизи Львова, а через год, 16 октября 1920 г., составляет свои первые монашеские обеты. О. Стефан Бахталовский вспоминает: "новинку было уважительное число. Всех их строил и бодрящий духом своим примером о. Чарнецкий. Он точно и охотно выполнял все обязанности, упражнения и труда новициата, даже такие, которые не имел долга исполнять. Все то выполнял совершенно естественно, без малейшего следа самохвальбы. Ничем не отличался от других, разве большей ревностью и смирением ".

Описывая монах и священническое подвижничество отца Чарнецкого, о. Р. Костенобль отмечает: "Повсюду он уходил за святого монаха и миссионер. Не менее в конгрегации всегда считали его человеком Божиим, полным любви Бога и душ. Я никогда не заметил, чтобы он имел наименьшую трудность которому отцом или братом в Конгрегации, никогда я не слышал малейшей критики в отношении которого брата. Добрый отец, был примером для целого Конгрегации. Он заховував Правило в мельчайших подробностях. Он не занедбував ни упражнения, предписанной Правилом, все то заховував точно, подробно, в совершенстве. Утренние молитвы, полуденный экзамен, частые посещение Найсв. Тайн, часослов, развлечения, благодарение по мессе, недельный конференцию и т. д., духовное чтение, - живет правило. Великий достойный удивления святой. Совершенный монах - священник и апостол ".

Стремясь работать для зьединення христиан и обращение духовно опущенных людей, в 1926 г. отцы Редемптористы Львовской провинции ОНИ открывают в городе Ковеле на Волыни свой миссионерский центр. Как ревностного миссионера, туда была послана в. Чарнецкого. Вскоре он получил большое уважение среди местных людей, даже среди православного духовенства. Своей эрудицией, а наряду с этим, простотой, духом восточных Отцов, влечет к себе народ, а через себя - ко Христу и Вселенской Церкви. Открыв монастырь и церковь в Ковеле, о. Николай прилагает все усилия, чтобы соблюдать чистоту восточного обряда в литургии. Заметив такую ​​усердный труд иеромонаха Николая Чарнецкого, Папа Пий XI в 1931 г. назначил его титулярным епископом Лебедським и Апостольским Визитатором для Украинский-католиков Волыни и Полесья. На тех землях Чарнецкий трудился почти 14 лет миссионер и епископ.


1.4. Путь к мученичеству

Развлекая над жизнью Христа, Кир Николай готовил себя к мученичеству за веру. Знаменательным из этого обзора был случай, который произошел во время его епископской хиротонии в Риме. После наложения митры на его голову, она сдвинулась и упала на пол. Присутствующие трактовали это как зловещий знак, на что нововисвячений владыка ответил тем, что стояли рядом: "Возможно, и я положу голову как св. Иосафат". И действительно, хотя Господь не готовил владыке Чарнецкому кровавого мученичества, настоящим мученичеством были гонений и больших страданий в коммунистических лагерях. Первый украинский владыка-редемпторист изначально подвергся преследованиям. Так, в 1939 году, во время первой советской оккупации, Редемптористов выгнали из Волыни, а вместе с ними и Кир Николая. Поэтому он был вынужден поселиться во Львове, в монастыре на улице Зибликевича (теперь Ивана Франко).

После возобновления деятельности Львовской Богословской Академии в 1941 году Кир Николай стал одним из ее профессоров: он преподавал некоторые философские дисциплины, психологию и моральное богословия. Благодаря внутреннему спокойствию, опирающимся на прочной и непоколебимой вере в Божье Провидение, глубокой покорности и молитвенном духе, студенты считали владыку за святого. Как они сами утверждали, Кир Чарнецкий был для них лучшим образцом монаха и человека вообще.

Епископ Чарнецкий воспитывал молодых студентов в духе от детского доверия к Божьего Провидения и ожоги. Своей собственной жизнью, своей надеждой на Божью силу и помощь владыка давал им живое свидетельство истинного христианской жизни. А. Степан Вивчарук, что в то время еще был студентом Кир Николая, вспоминает: "Это было во время бомбардировки Львова: мы были в классе, и вдруг сирена сообщила о нанесении воздушного удара на город. Но Кир Николай спокойно продолжал свою лекцию.

<Из-за сопротивления польской власти не имел юрисдикции, однако занимался греко-католиками из Галичины, что оселювалися на Волыни. Советская власть 1939 запретила ему находиться на Волыни и в 1945 он жил во Львове. 1945 арестован и вывезен на Сибирь, где пробыл 10 лет, после чего вернулся во Львов, где и умер 2 апреля 1959 г. - из первоначальной статьи>

Когда город уже начали бомбить, некоторые семинаристы испугались. Заметив это, Преосвященный уверенным тоном обратился к ним: "Возможно, вы хотите спрятаться в подземелье? Вы можете идти. Но не бойтесь, мы в Божьих руках". Когда советские войска вторично заняли Галицию в 1944 г., началась долгая и трудная Крестный Путь Преосвященного владыки Чарнецкого. 11 апреля 1945, около 2300 Николая Чарнецкого арестовали. Его держали в тюрьме НКВД на ул. Лонского и ужасно над ним издевались: будили среди ночи, допрашивали, били ... Со Преосвященного перевели в Киев, где его держали целый год, пока дело рассмотрели в суде. Наконец объявили приговор: как "агенту Ватикана" - 10 лет в зоне усиленного режима. Сначала владыку Чарнецкого вместе с Митрополитом Слепым отправили в сибирского городка Мариинская Кемеровской области, а позднее его часто переводили из одной зоны в другую.

Согласно достоверным источникам, за время своего заключения (от ареста во Львове в апреле 1945 года до увольнения в 1956 году) епископ Чарнецкий отбыл 600 часов допросов и пыток, побывал в 30-ти разных тюрьмах и лагерях принудительного труда. Несмотря на физические и душевные страдания, владыка всегда находил слово утешения для спиввьязнив, духовно поддерживал их, каждого знал по имени. Неудивительно, что в епископа Чарнецкого всегда тянулись несчастные, ибо только в него находили утешение.

Последние годы своего заключения Кир Николай провел в тюремном госпитале в Мордовии. В 1956 г. состояние здоровья владыки настолько ухудшилось, что врачи даже не давали надежды на жизнь, ему уже даже сшили одежду, в которой хоронили заключенных. Лагерное руководство считало его за безнадежно больного, так решило отправить владыку во Львов, чтобы никто не смог обвинить советскую власть в смерти епископа.


1.5. Поворот во Львов

Поэтому в 1956 г. владыка Николай Чарнецкий вернулся во Львов. Редемптористы о. П. Дмуховский, о. Б. Репетило и другие поехали на железнодорожный вокзал встречать своего Епископа. Сестры милосердия св. Винкентия с. Онисима Римик и с. Николая Пандрак, которые были свидетелями его возвращения, вспоминают: "Наши священники привели его с вокзала к нам на ул. Огиенко - там проживало около двадцати сестер. Как вошел, наступила волна молчания. Страшно было смотреть: худесенький, кожа и кости. Когда сестры увидели Владыку такого изможденного, очень худого, с палкой, они расплакались. Через минуту молчания Владыка обратился к ним: "Дорогие дети, не плачьте, а скорее пойдем в часовню и вместе споем" Тебе Бога хвалим ".

Владыка трижды болел гепатитом (желтухой), имел много других болезней, а потому сразу должен лечь в больницу. Все думали, что Кир Николай уже много не проживет, но Господь продлил его жизнь, ведь этот духовный отец был таким нужным Украинской Церкви. Через некоторое время владыка выздоровел, что казалось чудом. После он поселился с бр. Климентием ОНИ на улице Вечерний 7, где за владыкой Чарнецким заботливо ухаживали собратья и Сестры Милосердия. Здесь Кир Николай продолжал свой апостолат молитвы и терпения. В одинокой комнате, как в келье, молился и читал. Те, кто посещал его, рассказывали, что порой видели владыку в состоянии духовного восхищения. Даже когда был тяжело болен, Преосвященный Николай оставался верен своей миссии Доброго Пастыря: духовно поддерживал своих собратьев, готовил кандидатов к священству, рукоположил более десяти священников.

И все же чудесное улучшение состояния здоровья владыки не было продолжительным. 2 апреля 1959, Преосвященный отошел по вечную награду к своему Господу. Его последними словами было теплое обращение к Матери Божьей Неустанной Помощи, которой всегда имел большое сыновнее доверие. Похороны владыки Чарнецкого состоялся 4 апреля 1959 года. Описание похорон, сохранившийся в архиве Йорктонськои провинции ордена, заканчивается такими словами: "Мы думаем, что придет день, когда он будет канонизирован, потому что он был действительно святым епископом".


2. Беатификационный процесс

Учитывая свидетельство праведной жизни блаженной памяти Кир Николая Чарнецкого, в частности, его выносливость, мужество и верность Христовой Церкви, проявленные во времена преследований, в 1960 году начато беатификационный процесс. 2 марта 2001 процесс завершился на епархиальном уровне и дело передано в Апостольской Столицы. 6 апреля 2001 богословская комиссия подтвердила достоверность мученичества Кир Николай Чарнецкий, 23 апреля факт мученичества подтвердили собрание кардиналов, а 24 апреля 2001 года Святейший Отец Иоанн Павел II подписал декрет о беатификации епископа Николая Чарнецкого как блаженного мученика за Христову Веру. Во время Святой Архиерейского Литургии 27 июня 2001 Божьего во Львове Святейший Отец Иоанн Павел II провозгласил Николая Чарнецкого блаженным.

24 апреля 2001 в присутствии Его Святейшества Папы Иоанна Павла II в Ватикане состоялось провозглашение декрета мученичества епископа Николая Чарнецкого. Обряд беатификации состоялся 27 июня 2001 г. в г. Львове во время Святой Литургии в византийском обряде с участием папы Иоанна Павла II.


3. Свидетельства

Все, кто знал Кир Николая, единогласно свидетельствуют, что всю жизнь он проявлял глубокую покорность и святость, поэтому не удивительно, что сразу после его смерти многие люди обращаются к Кир Николая в своих молитвах и получают помощь по его ходатайству. Это незабываемое переживание святости и могучего заступничества перед Богом испытываем во время молитвенной встречи с владыкой у его могилы на Лычаковском кладбище. Люди постоянно приходят на кладбище, где похоронен Кир Николая и благодаря его заступничеству выпрашивают у Бога разные ласки. Так, одна женщина, которой уже имели ампутировать больную руку, набрала земли с могилы Кир Николая, приложила к руке и выздоровела. Именно с тех пор люди стали часто принимать целебную землю с могилы владики.Також 4 июля 2004 Епископ-коадъютор Коломыйско-Черновицкой епархии УГКЦ Преосвященный Владимир Вийтишин отправил первую Архиерейскую Литургию и освятил краеугольный камень под строительство храма Блаженного Николая Чарнецкого в его родном селе Семаковцы , Городенковского района Ивано-Франковской области. На сегодняшний день (30.07.2012р), в селе уже построили небольшую церквушку, в которой и в настоящее время еще ведутся художественные работы, но каждый день отправляются богослужения. На будущее у этой церквушке возвышаться величественный храм, к которому приходимуть верующие и паломники со всего мира. Но уже и сегодня многие приходят и приезжают в Семаковець, чтобы помолиться в Церковь Блаженного Николая Чарнецкого, попросить исцеления души и тела, ступить ногой на землю где родился Святой. Много свидетельств есть о исцеления с помощью Блаженного Николая Чарнецкого. Историю возведения церкви и свидетельства о исцеления тщательно записывает декан Чернелицкий отец Василий Скрипка, который является священником в Церковь Блаженного Николая Чарнецкого.


Литература


п ? в ? р Луцкие епископы УГКЦ
Луцкие епископы к ликвидации епархии в 1828
Луцькі екзархи впродовж 1914-1973
Йосиф Боцян ? Миколай Чарнецький ? Василь Величковський
Луцькі екзархи після відновлення екзархату у 2008

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам