Надо Знать

добавить знаний



Никола Буало



План:


Введение

Статуя Никола Буало работы Ш. Э. Сьорра. Около 1853 года. Париж, Лувр, двор Наполеона

Никола Буало-Депрео ( фр. Nicolas Boileau-Despr?aux ; 1 октября 1636, Париж - 13 марта 1711, Париж) - французский поэт, критик, теоретик классицизма.


1. Биография и творчество

Родился Никола Буало в семье парижского чиновника и воспитывался в буржуазном среде, дало французской литературе П. Корнеля, Ж. Расина, Ж. Лафонтена. По желанию отца учился в иезуитском колледже, а после его окончания занимался богословскими науками и правом в Сорбонне. Однако, как только умер отец, оставив сыну наследство, чтобы жить без забот о хлебе, Буало оставил занятия, кроме литературы, которую очень любил.

Начиная с 1660 г., когда была написана первая сатира Буало "О неудобства проживания в крупных городах", он целиком отдается литературной работе. В течение нескольких лет Буало написал около десятка сатир, памфлетов, несколько посланий и т.п.. Эти произведения сделали его имя известным в литературных кругах. Ресниц знакомится с Ж.-Б.Мольером и Ж. Расином, которые стали его близкими друзьями на многие годы. Однако сатиры Буало, направленные против аристократической знати, иезуитов, бездарных рифмоплет, принесли автору и немало врагов. Буало обладал безудержным темпераментом бойца и острым пером сатирика. Особенно беспощадно он расправлялся со своими литературными противниками, бездарными поставщиками скучных чопорных романов и поэм, от которых веяло искусственной, неестественной языке и вымышленными героями. Кроме этой, так называемой прециозным литературы, объектом критических атак Буало стали также произведения бурлескного жанра, по мнению Буало, слишком грубой и простонародного.

Так, в ироикомичний поэме "Налой" (написана одновременно с "Искусством поэтическим") Буало выступил именно против "низкого" бурлескного стиля, написав сочинение на бытовую тему в "высоком стиле", что-то вроде "перелицованного бурлеска". Поэма интересна комическими картинками из жизни церковников, живыми, выхваченными из действительности сценами и характерами. В ней поэт вступал в противоречие с Буало-теоретиком: игнорируя в своей теории чувственную природу людный, в поэме "Налой" он проявил незаурядный интерес именно к живым, а не абстрактных черт человеческого характера.

И. Риго. Портрет Н. Буало

2. Сатира Буало

Свои сатиры Буало посвящал разнообразным моральным и эстетическим проблемам, выступая против пороков аристократической знати. Он обличал ханжество, жадность, славолюбие вельмож, лицемерие священников. Интересными с художественной точки зрения является III и VI сатиры, а также в отдельных местах X сатира. Обличительная острота его сатир несколько снижалась абстрактным разоблачением "человека вообще", отсутствием социальной адреса.

Буало сделал сатиру орудием критического вмешательства в литературу, острым оружием в борьбе за утверждение новых художественных принципов. Он по праву считается первым литературным критиком-профессионалом во Франции и во всей Европе. Его литературно-критические выступления против бездарных и никчемных своих современников (аббат Котен, Теофиль, Шаплен, Шарпантье, Кино), против прециозным манерной поэзии, с одной стороны, и "низкой" бурлескной - с другой, зачастую осуществлялись в жанре поэтической сатиры.

Литературные враги Буало вскоре вынуждены отступить и даже искать с ним дружбы, ведь писатель и полемист обнаружил такое мужество и непоколебимость в отстаивании своих взглядов, мог вызвать только уважение к себе. К тому же Буало к тому времени близким человеком к королевскому двору и пользовался ее покровительством монарха. С 1667 г. Людовик XIV назначил Буало и Ж. Расина на должность придворных историографов.


3. Политические взгляды

Политические взгляды Буало вполне совпадали с официальной идеологией абсолютизма. В настоящее время определяется и его литературно-эстетическая позиция. Он не только органично воспринял мировоззренческие художественные идеалы классицизма, но и сразу стал активно развивать, утверждать и отстаивать эти идеалы в борьбе со своими литературными врагами.

4. "Искусство поэтическое" (1674)

Начало первой песни "Искусство поэтическое". Издание 1674

В середине XVII в., когда Буало вступал в литературу, французский классицизм уже получил определенные позиции и выявил основные свои черты как литературное направление. Еще П. Ронсар и другие поэты "Плеяды", как Ж. Дю Белле, вносили в поэзию животворный дух гуманизма, проявляли глубокий интерес к внутренней жизни человека, сближали человека с природой и, стремясь "высокого" искусства, обращали взор к античным образцам. Так, Ф. Малерб осуществил реформу поэтического языка и стихосложения. Его поэтика вполне соответствовала творческим принципам классиков, хотя классицизм сформировался позднее. Своими большими трагедиями П. Корнель уже заложил основы классического театра. На это же время появились и теоретические труды, в которых разрабатывались вопросы классической поэтики. Широкую популярность приобрел философский трактат Р. Декарта ?Рассуждение о методе" ( 1636 г.), где были изложены основы рационалистической философии, эстетическим адекватом которой были принципы теории классицизма. Итак, классицизм уже существовал на практике, хотя теория его еще не была приведена в систему. Это сделал Буало в своем "Искусстве поэтическом" ( 1674 г.), основном произведении среди многих других, как считал писатель. Этот произведение принесло автору громкую славу и непререкаемый авторитет законодателя литературных правил. "Искусство поэтическое" получило поддержку государственной власти. Людовик XIV был в восторге от этого произведения. Буало в своем трактате защищал от нападок произведения Ж. Расина, Ж.-Б.Мольера, Ж. Лафонтена. Заметным эпизодом в деятельности Буало как критика и теоретика классицизма была его полемика с Ш. Перро (нашему современнику он больше известен как автор сказок) относительно значения древней литературы. Пытаясь доказать, что классические образцы искусства стоят на необъятной высоте и по сравнению с ними современная литература ничего не стоит, Буало по сути стал на позиции отрицания прогресса в искусстве и тут потерпел неминуемого поражения. Против автора уже выступал сам время ( полемика состоялась в 80-х гг XVII в.), убедительно показав несостоятельность претензий классицистической теории на вечность и неизменность. Так, еще при жизни Буало начался пересмотр тех принципов классицизма, которые утверждал в своей поэтике теоретик.


5. Произведения

  • "Сатиры" (Satires, 1660-1668).
  • "Послание" (?p?tres, 1669-1695)
  • "Искусство поэтическое" (Art po?tique, 1674)
  • "Трактат о высоком" (Trait? du sublime, 1674)
  • "Налой" (Le Lutrin, 1674-1683)
  • "Диалог о героях романа" (Dialogue sur les h?ros de roman, 1688)
  • "Критические размышления о Лонгони" (R?flexions critiques sur Longin, 1694-1710)
  • "Письма Шарлю Перро" (Lettres ? Charles Perrault, 1700)

Источники

  • Буало Никола. Искусство поэтическое. - М.: Искусство, 1967. - 130 с.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам