Николо Реньери

Николо Реньери (настоящее имя - англ. Nicolas Regnier , 1591, Мобьож - 1667, Венеция) - художник суток барокко, последователь Караваджо. Рисовал картины на религиозные и мифологические сюжеты и портреты.


1. Биография

Точных сведений о дате рождения Реньери не сохранен. К началу 21 века дату рождения обозначали как ок. 1590 г. Фламандец по происхождению. Художественное образование получил в городе Антверпен в Абрахама Янсенс, одного из представителей живописи утреннего барокко в Фландрии.

Около 1615 года Реньери в Риме. Среди приятелей художника - караваджистов Симон Вуэ и Бартоломео Манфреди, последователем которого он называл Ефим фон Зандрарта, который и сам работал в Риме. Некоторое время Реньери был официальным художником маркиза Винченцо Джустиниани (1564-1638), одного из первых меценатов Караваджо и коллекционера картин итальянских и иностранных художников. В 1626 году перебрался в Венецию, где работал в мастерской Гвидо Каньяччи помощником. Жил и умер в Венеции.

В связи с постоянным жизнью и творчеством в Италии Николо Реньери считают как представителя художников Италии. В Италии у художника родилась дочь, Клоринда Реньери. Брак с Клориндою взял венецианский художник Пьетро делла Векьо (1603 - 1678).


2. Галерея

  • Гадалка, (La Diseuse de Bonne Aventure), 1626, Лувр, Париж]]

  • Аллегория суеты (Пандора с горшком человеческих несчастий), c. 1626,

  • Худ.Микеле Дезублео.Одиссей и Навзикая, дарующее ему одяг.Палаццо Монтечиторио, Рим.

Реньери - искусный, но несколько поверхностный художник, усвоивший манеры караваджистов Рима и удачно их использовал. Мало самостоятельный в композициях, потому принимал хорошие, но чужие композиционные схемы. Хотя его религиозным и мифологическим образам присущи внешняя привлекательность и аристократизм ("Святой Себастьян", Дрезден, "Аполлон", Эрмитаж, Петербург). Всю жизнь рисовал молодежь ("Концерт", Рига, Латвия) или католических святых ("Святой Себастьян", вариант в музее Эрмитаж, Петербург) слишком привлекательными и чувственно-сексуальными. Суровым и лишенным преувеличений барокко он предстает в своих портретных произведениях.


3. Доля иностранных художников в Италии

Николо Реньери. "Картежники и гадалка". Музей изобразительных искусств (Будапешт).

Она была сложной и весьма непредсказуемой. В стране невозможно жить без знания языка. В Италии это усложнялось отсутствием единого языка, потому существовало несколько диалектов - венецианский, римский, неаполитанский, сицилийский т.д.. Литературным языком считался флорентийский диалект, но он только начинал занимать доминирующее место.

  • Клод Лоррен достался Италии в подростковом возрасте и из-за незнания языка нанялся слугой в дом художника-пейзажиста.
  • Николо Реньери был вынужден несколько раз переезжать из одного художественного центра к другому и работать в мастерских мастеров, менее одаренных его.
  • Микеле Дезублео, сводный брат Николо Реньери и тоже художник, работал помощником в мастерской Гвидо Рени и все больше терял свою художественную индивидуальность. Его очень трудно отнести к какой-то одной художественной школы.
  • Матиас Стомер, отнесен к Утрехтского караваджистов, голландцев, хотя всю жизнь прожил в Италии. Его переезд в консервативную Южную Италию позволил зарабатывать на жизнь, но художник канул в безвестность после смерти. Никаких сведений о жизни и большинство картин.

4. Странный натюрморт

Цветы, мастерская Гвидо Каньяччи,. город Форли, городская пинакотека.

Споры вызывает и странный натюрморт "Цветы", что сохраняет городская пинакотека Форли. Он вышел из мастерской Каньяччи, но помешан Каньяччи плохо воспроизводил вещи и был слишком слабым в композициях. Напротив, его помощник и самостоятельный художник Николо Реньери раз делал хорошие композиции и имел пристрастие к ярким цветов и их контрастов. К тому же, Реньери хорошо воспроизводил вещи, а в его картине "Пандора" все низ полотна занимает замечательный натюрморт. Вспомним, что фрукты и цветы в чужих картинах рисовал и сам Караваджо. Чего не сделаешь ради хлеба, господа! Но это цветы Караваджо, а не малоодаренные хозяина мастерской, где вынужденно работали и Караваджо, и Николо Реньери.


Источники

  • Сaravaggio and His Followers, Aurora Art Publishers, 1975 (англ)