Нико Пиросмани

Нико Пиросмани ( груз. ნიკო ფიროსმანაშვილი , Николай / Никола Асланович Пиросманишвили * 1862, Мирзаани - 5 мая 1918, Тбилиси) - всемирно известный грузинский художник XX века, самоучка, яркий представитель примитивного стиля в живописи.


1. Биография

Многие факты из жизни Нико Пиросмани является догадками экспертов, изучавших его творчество в позднюю сутки, или почерпнуты и известные со слов самого художника.

Нико Пиросмани (Николай / Никола Асланович Пиросманишвили) родился в 1862 году в селе Мирзаани ( Кахетия, Грузия) в крестьянской семье. Он был четвертым и последним ребенком в семье (старшие брат Георгий, сестры Мариам и Пепуца).

В 1870 году умер отец Нико, вскоре спустя мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в деревне Шулавери в услужение в отца работодательницы, вдовы бакинского фабриканта Епросине Калантаровой. В семье Калантаровой Пиросмани, не считая незначительных перерывов, прожил около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, впоследствии вместе с сыном Епросине Георгием Калантаровой в сер. 1870-х гг переехал в Тифлис.

Нико Пиросмани выучился грамоте - читать и писать грузинской и русском, так никогда и не получив формального образования. Несколько месяцев Пиросмани учился типографского дела, потому оставил типографию и проживал в доме Елизабед Ханкаламовои (сестры Калантаровой), а затем - в ее брата. Согласно предположениям в 1876 ​​году Пиросмани временно вернулся к сестре в родное село Мирзаани, где работал пастухом.

картина "Пасхальный барашек", 1910-е гг

Живописи Пиросмани выучился в странствующих художников, разрисовывали вывески лавок и духанов. В сер. 1880-х гг вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, Пиросмани открыл в Тифлисе мастерскую декоративной росписи. По преданию, первую вывеску Пиросманишвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, но других заказов длительное время не получали [1].

В 1890 году Пиросмани устроился на железную тормозным кондуктором. На этой работе его неоднократно штрафовали за различные нарушения, и 17 января 1894 года Пиросмани уволился по собственному желанию.

Получив выплату за освобождением, Пиросмани вложил деньги в торговлю молочными, открыв вместе с компаньоном Димитрий Алугишвили молочную лавку, для которой, конечно, собственноручно оформил вывеску. Однако, Пиросмани не проявивший особого интереса к предпринимательству - неоднократно покидал лавку, ездил к родственникам в Мирзаани. В конце 1890-х гг Алугишвили выдавал ему по рублю суточных [2].

Примерно с 1900 года Пиросмани завязал с торговлей и дальнейшем зарабатывал на жизнь исключительно рисованием.

Среди окружения Пиросманишвили имел устойчивую репутацию психически неуравновешенного человека, с которым трудно иметь дело. По свидетельствам, сохранившимся Пиросмани утверждал, что способен видеть святых наяву, а его кисть "рисует сам".

"Вывеска пивной Закаталы"

С 1895 года Нико активно рисует, создавая вывески и декоративные панно, преимущественно для предприятий торговли и духанов. Писал Пиросмани основном красками собственного производства на клеенке. Никаких художественных связей с художниками Тбилиси он не имел. Вплоть до смерти Пиросмани жил в крайние бедности, постоянно выпрашивая и ночуя часто в подвалах.

Летом 1912 года творчеством Пиросмани наконец заинтересовались специалисты - сначала его начали пропагандировать молодые художники- футуристы - братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевич, французский художник Мишель Ле Дантю. Кирилл Зданевич, в частности, приобрел в Пиросмани большое количество полотен, многие из которых последний выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете "Закавказская речь? статью о творчестве Пиросманишвили под названием "Художник-самородок". И уже чуть более чем за месяц, 24 марта 1913 года, на выставке живописи художников-футуристов "Мишень" в Москве рядом с работами маститых футуристов было выставлено несколько картин Пиросмани, привезенных из Тбилиси Ильей Зданевич. В июле с.г. ( 1913) в Тифлисской газете "Закавказье" ( рус. Закавказье ) Критик Е.К. Псковитинов напечатал еще одну статью о Пиросмани. Одновременно с тем творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили и Давид Шеварднадзе, только что вернулся с учебы в Германии, начал собирать коллекцию его работ.

В августе 1914 года после того, как началась Первая мировая война, в Российской империи было введено "сухой закон". С тех пор финансовое положение Пиросмани, который в основном существовал за счет рисования вывесок для кабаков и разного рода корчме, значительно осложнилось.

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманишвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросмани в только образованное Общество грузинских художников. Пиросмани наконец получил некоторой популярности, его творчеством заинтересовалась Тифлисская интеллигенция. Впрочем, к сожалению, это почти на повлияло на финансовое состояние художника.

Нико Пиросмани скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года от голода и болезней. Трое суток он в полубессознательном состоянии пролежал в подвале дома № 29 по ул. Молоканський. Когда его обнаружили, то отвезли в больницу, где за полтора суток он умер. Местонахождение могилы художника до сих пор остается неизвестным.


2. Творчество

При жизни, согласно предположениям, Нико Пиросмани создал ок. 2 тыс. работ, однако до сих пор сохранились лишь ок. 300 из них.

Вывеска Винницы работы Пиросмани, 1910-е гг

Существенная часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так и тех, которые не дошли до нас, является рекламными вывесками различных зпкладив, преимущественно винокурен, пивных и кабаков. В Тифлисе нач. XX в. этот жанр был одним из самых популярных.

На вывесках Пиросмани обычно присутствуют надписи русском и грузинской, причем первые нередко с ошибками, что, кажется, было обычным делом в те времена в нерусских регионах империи. Чаще вывески довольно сюжетными и яркими, впрочем часто основным фоном выступает черный цвет.

Автопортрет Пиросмани

Черный фон вообще присуще Пиросмани, в частности, для его портретных работ. Во избежание резких контрастов между белым (например, лицами людей) и черным, художник нередко добавлял в белую краску пигмент.

Портреты Пиросмани выполнены нередко по фотографиям. Так, в частности, был создан портреты Ильи Зданевича ( 1913) и Александра Гаранова ( 1906).

Значительное место в творчестве Пиросмани занимают анималистические образы. Обычно Пиросмани рисовал зверей в обороте на три четверти. Созданной художником галереи животных Не столько присуща сходство на прообразы, как сходство одной работы на другую. Отмечая это, Ладо Гудиашвили, предполагал, что животные на картинах художника есть глаза своего создателя [3].

"Пир трех князей", 1910-е гг

Очень популярным и раз за разом повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани есть сцена праздника, банкета или вечеринки. Причем эти застолья могут быть как деталью, скажем пейзажа, так и довольно часто основной темой произведения.

К известнейшим произведениям Пиросмани относятся "Подворье" ( 1904), "Продавец хвороста", "Рыбалка среди скал" ( 1906), "Медведь в лунную ночь" ( 1905), "Гумно" ( 1915), "Лань" ( 1916), "Пир трех князей", "Маргарита ( 1909) "," Жираф "и т.п..

Картины Пиросмани екпонуються в музеях мира, содержащихся в коллекциях частных собирателей искусства и т.д.. Крупнейшие собрания хранятся в Государственном музее искусства Грузии ( Тбилиси, Грузия), а также в российских Восточном музее и Третьяковской галереи в Москве.


3. Чествование и влияние на мировую культуру

В 1982 году в родном селе художника Мирзаани был открыт дом-музей, посвященный его жизни и творчеству.

Пиросмани имел большое влияние как на грузинских, так и российских художников-представителей некоторых течений искусства нач. ХХ века.

Аверс купюры в 1 лари с портретом Пиросмани 2002

В ХХ в. и в наше время к творчеству и неординарной фигуры художника неоднократно обращались и продолжают обращаться различные художники:

  • песню "Пиросмани" выполняет известна советская грузинская певица Тамара Гвердцители.

Образ Пиросмани изображено на грузинской валюте лари.


4. Интересные факты

  • По свидетельствам очевидцев, Пиросмани очень быстро рисовал, например., Известно, что портрет Зданевича было написано за три дня от начала до конца. При этом художник даже не пытался улучшить или изредка когда исправлять уже нарисованное.
  • Популярный сюжет произведений Пиросмани, а само изображение празднований, банкетов и застолий очень контрастируют с полуголодным существованием самого художника.
  • Предания о личном знакомстве Пиросмани с классиком грузинской поэзии Важа-Пшавела и о безответной любви к актрисе Маргарите, которую он изображал, пока остаются легендами, ведь не находят документального подтверждения.
  • Известен факт, что Пиросмани также составлял стихи, но они не сохранились до наших дней.

5. Галерея

  • "Рыбалка", 1900-е гг

  • "Актриса Маргарита", 1909

  • "Серна на фоне пейзажа", 1915, Государственный музей искусства Грузии, Тбилиси

  • "Порт Батуми"


6. Библиография

  • Зданевич К.М. Нико Пиросманашвили., М., 1964 (Рус.)
  • Кузнецов Э.. Пиросмани., М., 1975 (Рус.)
  • Нико Пиросманишвили (1862-1918) / Каталог выставки. М., 1986, 82 с (вместе с работами Т.Саникидзе, Н. Апчинськои, Д. Сарабьянового).
  • Канделаки Р.Е. Бродил художник по городу., М.: "Детская литература", 1979, 254 с., Ил.
  • Богемская К. Нико Пиросмани., М.: "Белый Город", 2002, 47с., Ил. ISBN 5-7793-0463-7

7. Сноски

  1. Богемская К. Нико Пиросмани., М.: "Белый Город", 2002, 47с., Ил. ISBN 5-7793-0463-7, стр.. 22 (Рус.)
  2. Там же, с. 24
  3. Там же, с. 38
  4. Реальная история, ставшая сюжетом для песни (Рус.)

8. Источники и ссылки

Викискладе по теме: Category: Niko Pirosmani