Новочеркасский электровозостроительный завод

ООО "Производственная компания" Новочеркасский электровозостроительный завод "" (НЭВЗ) - завод, строил в СССР и строит в России магистральные грузовые и пассажирские электровозы.

Построенные на НЭВЗ локомотивы водят поезда, перевозящие 80% всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубижжя.З поточных линий завода сошли более 15000 локомотивов более 40 типов. Завод расположен в городе Новочеркасск Ростовской области.


1. История завода

Сначала электровозы в СССР небольшими партиями выпускались московским електромашинобудувним заводом "Динамо", в сотрудничестве Коломенским тепловозостроительным заводом. Однако настоящее развитие советское электровозостроение получило после организации в 1946 строительство электровозов в Новочеркасске. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по производству электровозов.

Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. Строительство началось 8 ноября 1932 в 10 км от Новочеркасска, вблизи хутора Яново. В самом начале строительства установили деревьев "пьяную арку с надписью ( рус. "Паровозострой"). С большим трудом началось масштабное строительство в степи. Не было жилья для строителей, не хватало рабочей силы. Но несмотря на трудности, ( рус. "Паровозострой") превратился в один из крупнейших строек не только Дону, но и всей России.

В 1934 в степи построили две первые п "пяти этажки, которые стали началом нового городка паровозобудивникив, которое впоследствии получило название Соцгород. Завод по все об" объекты такого масштаба в СССР строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие об "объекты.

1 мая 1936 новочеркасьци отчитывались о выпуске первой партии продукции: трех промышленных узкоколейных паровозов типа 159 (0-4-0). В 1937 завод построил уже 70 таких паровозов и начал осваивать выпуск мощных танк-паровозов нормальной колеи, тип 9П. Кроме того завод начал строить подъемных кранов для торфоразработок.

В годы войны завод эвакуировали на Урал, в город Воткинск, уже там производились самолеты, ремонтировались танки. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод.


1.1. 1940-1950 годы

Электровоз ВЛ60пк

После освобождения Новочеркасска в 1943 началось отстройки завода.

6 ноября 1945 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства советских электровозов.

Завод начал свою деятельность с выпуска шестиосных электровозов постоянного тока ВЛ22 м. Первые электровозы были собраны из заготовок которые были сделаны в Коломне и Москве. Первый электровоз был изготовлен 7 марта 1947, с 1948 завод начал серийное производство.

Выпуская магистральные электровозы, завод в течение 1952 - 1956 изготовил несколько сот промышленных электровозов, в том числе и на экспорт (в Индию, Болгарию, Корею и другие страны).

Для обеспечения растущего объема перевозки грузов завод создает конструкцию нового, мощного восьмиосный грузового электровоза постоянного тока ВЛ8. Первый опытный электровоз построен в 1953 году. В 1955 изготовили опытную партию из семи электровозов. С 1956 даеий электровоз НЭВЗ выпускает уже серийно его выпуск продолжался до 1963 года. Электровоз ВЛ8-009, изготовленный в марте 1956, стал для завода тысячным электровозом.

Одновременно с выпуском электровозов постоянного тока, Новочеркасский завод в 50-х годах XX века начал проектирование электровоза переменного тока. В 1954 были построены первые шестиосных магистральные электровозы НО (Новочеркасский Однофазный), которые впоследствии получили обозначение серии ВЛ61.

Электровоз ВЛ80Т

Используя опыт, полученный при проектировании и эксплуатации электровозов НО, в 1957 году сторено принципиально новый электровоз Н60, который впоследствии получил обозначение серии ВЛ60.

В 1958 при НЭВЗ создается Научно-исследовательский институт электровозостроение, позже реорганизованный в ( рус. ВЭлНИЫ-Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения) (ВЭлНИЫ). С этого момента создание новых конструкций электровозов и освоение их производства осуществлялось в тесном сотрудничестве НЭЕВЗа с ( рус. ВЭлНИЫ).


1.2. 1960-1990-е годы

В период с 1961 по 1975 НЭВЗ совместно с ВЭлНИЫ разработал конструкцию и начал осваивать производство новых типов магистральных электровозов: шестиосных ВЛ60 к с пассажирской модификацией ВЛ60 пк, восьмиосные ВЛ80 к, ВЛ80 т, ВЛ80 р. Для осуществления перевозок на участках стыкования постоянного и переменного тока, изготовили партию электровозов ВЛ82 и ВЛ82 м.

Кроме того, были разработаны исследовательские серии электровозов: ВЛ80 а и ВЛ86 ф - с асинхронными тяговыми двигателями, ВЛ80 б - с вентильными тяговыми двигателями, ВЛ80 вр - с вентильными двигателями и рекуперативного торможения, ВЛ84.

Тяговый агрегат ОПЭ1

1 - 2 июня 1962 рабочие завода начали забастовку, причиной которого стало снижение заработной платы. Эта забастовка превратился в Новочеркасский расстрел.

В 1983 изготовлено два опытных дванадцятивисних электровоза переменного тока серии ВЛ85. Для открытых горных разработок НЭВЗ изготавливает тяговые агрегаты ОПЭ1. По заказу Финляндии для VR в 1971 году завод создает четырехосный электровоз Sr1, а на заказ Польше для PKP в 1978 создается электровоз ET42.

1983 заводом изготовлено 272 электровоза ВЛ80с, 36 электровозов ВЛ80р, 5 электровозов Sr1, 2 электровоза ВЛ85, 26 тяговых агрегатов ОПЭ-1 и 140 комплектов экипажных частей для производства электровозов ВЛ10 на Тбилисском электровозостроительном заводе.

Электровоз Sr1

По состоянию на 1984 завод имел собственную медсанчасть, 12 детских учреждений, 9 столовых, 5 кафе, 27 буфетов, дворец культуры, кинотеатр, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион.

С 1978 года из-за увеличения количества заказов на продукцию завода, его реконструируют. Главная цель реконструкции - начиная, с 1985 изготавливать ежегодно 470 электровозов. Во время второй очереди реконструкции, планировалось построить испытательное кольцо, протяженностью 30 км, а также развивать производство электромашин и колесных пар.

С 1987 по 1990 производился электровоз 8G переменного тока на заказ КНР, было изготовлено 100 машин.

Некоторые массовые серии электровозов, выпускаемых заводом - ВЛ10 и ВЛ10У, ВЛ80, ВЛ85, ВЛ65, ЭП1.

В 1995 году завод приватизировали он получил название Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение" Новочеркасский электровозостроительный завод ". Завод потерял заказ и практически стал банкротом.

В 2011 году Укрзализныця подписала договор на приобретение 300 локомотивов в "Новочеркасского электровозостроительного завода". Предусмотрено приобрести 270 локомотивов постоянного тока 2ЭС4К и 30 - переменного серии 2ЕС5К. Эта техника будет обслуживать Одесскую и Донецке железной [1].


2. Продукция

Электровоз ET42 на PKP

За время своего существования завод освоил серийное производство всех видов локомотивов: от контактных кар "ерних КН10 мощностью 40 кВт до магистральных грузовых электровозов мощностью 10000 кВт. На заводе построили самый мощный в мире электровоз ( 11400 кВт ) - ВЛ86 ф. Завод изготавливает комплекты электрооборудования для электропоездов постоянного тока ЕД4М, ЕТ2М. с 1994 года завод осуществляет капитальный ремонт электропоездов переменного тока и поставляет для него комплекты электрооборудования. Кроме того, НЭВЗ изготавливает оборудование для шахт, открытых кар "интерьеров, для металлургических предприятий - промышленные электровозы постоянного тока нового поколения с асинхронным тяговым приводом, для угольных шахт и рудников - контактные шахтные электровозы, шахтные грузовые вагонетки.


3. Фотогалерея

  • Главный корпус завода

  • Памятник "Памятник электровоза ВЛ22 м