Надо Знать

добавить знаний



Нострадамус



План:


Введение

Нострадамус

Мишель де Нотрдам (фр. Michel de Nostredame), известный также как Нострадамус (14 декабря 1503 - 2 июля 1566) - французский астролог, предсказатель, врач и алхимик, знаменитый своими пророчествами.


1. Биография

1.1. Происхождение

Мишель де Нотрдам родился 14 декабря 1503 года в городке Сен-Реми ( Прованс) в семье евреев, обращенных в католичество в XV веке. Семейная легенда, пересказанная Сезаром де Нотрдама в "Хронике Прованса", говорит, что предки пророка служили врачами при дворах Рене Доброго и герцога Калабрийского. Однако, исходя из имеющихся фактов, можно лишь утверждать, что они были достаточно образованными и состоятельными людьми. Отец будущего предсказателя, Жом де Нотрдам (1470-1547) был нотариусом, дедушка Пьер де Нотрдам (1430-1484) и прадед Давино где Каркассон (1410-1473) занимались торговлей в Авиньоне, а прадеды Пьер де Сен-Мари (? -1485) и Жан де Сен-Реми (? -1504) были врачами в Арле и Сен-Реми. Хотя светская власть Франции мягко относилась к крестных евреев, масса всегда подозревала их в тайном неверии во Христа. Духовная власть над умами и сердцами французов принадлежала Римской Католической церкви, с благословения которой в то время совершались гонения на евреев во многих странах. Это побудило последних жить в относительно изолированных общинах, сохраняя свою культуру, традиции и обычаи.


1.2. Карьера врача

В 1518 году Мишель де Нотрдам отправляется на учебу в Авиньон, где в 1521 году получает степень магистра искусств. Об последующие восемь годах его жизни известно только из его собственной фразы в кулинарно-косметической книжечке, согласно которой эти годы прошли в непрерывных путешествиях с целью "узнать и изучить источники и происхождение растений и других простых веществ, касающиеся вершины медицинской науки". В 1529 году официальная биография будущего предсказателя продолжается: он поступает на медицинский факультет университета Монпелье. Вследствие резких высказываний об учителях и интересы в запрещенной фармацевтики его тут же чуть не исключили из университета. Однако конфликт удалось уладить, и в 1534 году Мишель получил докторскую степень. С этого момента его фамилия пишется на латинский манер: "Nostradamus". В том же 1534 он снова отправляется в путешествие, в ходе которых знакомится с известным астрологом и ученым Жюлем Сезаром Скалигером. Вероятно по предложению Скалигера в 1536 году Нострадамус обосновался в Ажене. Вскоре в его жизни начинается черная полоса. В 1537 году от чумы в Ажене погибают жена и дети, в 1538 году его допрашивает инквизиция за якобы нелестные высказывания о статуе Девы Марии, и в том же году по непонятным причинам возникает смертельная ссора Нострадамуса со Скалигером. Нострадамус оставляет Ажен. От Скалигера он получит впоследствии несколько ядовитых антисемитских эпиграмм, в которых тот намекает на скрытое иудейство Нострадамуса. Но младший сын Нострадамуса будет назван Сезаром - возможно, в честь Скалигера. Следующие несколько лет Нострадамус проводит в странствиях по Италии и Германии. В 1544 году возобновляет врачебную практику в Марселе, а в 1546 году борется с чумой на юго-востоке Франции в Экс-ан-Провансе. За самоотверженный труд врача он был удостоен парламентом Экс-ан-Прованса пожизненной пенсии. Существуют легенды о чудодейственной силе созданных им лекарств, однако до наших дней дошли рецепты, которые не выходят за рамки традиционной медицины XVI века. В 1547 году Нострадамус женился на Анне Понсарден, и от этого брака родится впоследствии шесть детей, в том числе Сезар де Нотрдам.


1.3. Астролог и прорицатель

Обращение знаменитого врача к астрологии и пророчествам выглядело неожиданным. В 1555 году Нострадамус опубликовал свой первый астрологический альманах, и в том же году в Лионе выходит в свет первое издание Центурий, содержащее 353 катрена с предисловием сыну Сезару. Известно, что эти пророчества принесли ему неприятности. После прибытия в Париж Нострадамус был предупрежден, что власть готовится допросить его о том, какие науки он практикует, и каким образом делает предсказания. Он срочно возвращается в Салон-де-Прованс, а затем в 1556 году отправляется в Италию. При этом пророческая деятельность продолжается. В 1558 году в заключительной части Центурий Нострадамус обращается к королю Генриху II, называя того повелителем мира и раскрывая ему историю человечества в туманной форме на столетия вперед. Неизвестно, успел король, погибший на турнире уже в 1559 году, ознакомиться с письмом предсказателя. После гибели Генриха II, по приглашению сестры покойного, Нострадамус встречается при дворе с королевой Екатериной Медичи. В 1561 году предсказателя едва удалось спастись от крестьян-католиков, которые обвинили его в симпатиях к гугенотам. В том же году власти на пару дней взяла Нострадамуса под домашний арест, требуя описать судьбу короля Карла IX. Ответ Нострадамуса не сохранилась. В 1564 году Екатерина Медичи и Карл IX навещают предсказателя в Салоне и затем приглашают на встречу в Арль, где назначают его королевским медиком и советником. Однако уже 2 июля 1566 Нострадамус умер в Салоне от осложнений подагры. На мраморной плите над его могилой высечена надпись Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достойным отразить своим почти божественным пером, благодаря влиянию звезд, будущие события всего мира.


1.4. Легенды о Нострадамусе

Семейное предание в "Хронике Прованса", вышедший из-под пера Сезара де Нотрдама, свидетельствует, что королевский медик Абрам Саломон был прадедом Нострадамуса. Эта легенда не подтверждается фактами, но родственные связи с Абрамом Саломоном могли быть сложнее. Часто утверждают, что дедушки предсказателя познакомили его с астрологией и Каббалой. На самом деле, они рано умерли, и Мишель всему доходил своей головой. Говорят, что уже в школе его прозвали "маленьким астрологом. Известна легенда, как однажды Нострадамус предсказал судьбу двух поросят: белого поросенка, сказал он, съест волк, а черного подадут на обед. Чтобы посрамить провидца, хозяин велел заколоть белого поросенка, но тот уже был съеден волком, и повар заколол черного, в чем потом признался. К периоду итальянских путешествий относится легенда о предсказании папского престола молодому монаху Felice Peretti (будущий Папа Сикст V). В 1820 и 1839 годах были опубликованы "Пророчество Филиппа Оливариуса" и "Пророчество Орваль, записанное Филиппом Оливариусом", датированные якобы 1542 и 1544 годы соответственно. Возникли слухи, что на самом деле они сделаны Нострадамусом во время его остановки в ходе странствий в аббатстве Орваль. Старая легенда, пересказанная Шавиньи, первым исследователем творчества Нострадамуса, утверждает, что однажды провидец помог королевскому слуге найти потерянную породистую собаку. Громкая легенда связана с прогнозом гибели на турнире короля Франции Генриха II (Ц.1.К.35). Вероятно, она имеет под собой основания, потому что после этих событий Нострадамус получил признание при королевском дворе. Однако эти основания достоменно не известны; идея же в катрене Ц.1.К.35 носит характер интерпретации и впервые появляется через много лет в Сезара. Ранее Шавиньи для обоснования этой легенды использовал более сложные рассуждения. Тот же Шавиньи пишет, что был свидетелем, как Нострадамус заранее предсказал день и час своей смерти.


1.5. Загадка семейного герба

На семейного гербе Нострадамуса - две черные орлиные головы и два золотых колеса с восемью спицами каждое, на красном поле. Обода колес сломаны между соседними спицами. Девиз на гербе гласит: "Soli Deo" (лат.: "Богу Единому"). Неясно, достался этот герб Нострадамусу в наследство, или был создан специально, после получения докторской степени в 1534 году. Интерпретаторы считают, что главы хищных птиц указывают на призвание врача - бороться с болезнями. Однако, толкование символа колеса остается неоднозначным. Популярная версия, что желтое колесо со сломанным ободом обозначает разрыв связи с иудаизмом, не выдерживает критики. Действительно, согласно эдикту Людовика IX Святого, после 1269 евреям предписывалось носить на одежде желтую метку. Однако, форма этой метки часто менялась, а колесо с восемью спицами никогда ею не становилось. Скорее всего, Нострадамус использует колесо как обычный солярный символ, который часто встречается в христианской иконографии, который в данном контексте может указывать на ценность образования. Девиз "Soli Deo" представляет собой начало католического девиза "Soli Deo Honor et Gloria" ("Богу Единому честь и слава"), под которым происходило движение Реформации, что может свидетельствовать о симпатии предсказателя к гугенотам.


2. Наследие Нострадамуса

Творческое наследие Нострадамуса включает 10 центурий (942 катрена), предисловия к ним (письма сыну Сезару и королю Генриху), ряд катренов без нумерации, ежегодные альманахи с 1555 года, а также ряд произведений, которые принято считать непророчимы, такие как, например, свободный перевод "Иллюминация иероглифов Гораполлона" (1545). В архивах завещание и личная переписка Нострадамуса. Также существует ряд рукописей, авторство которых достоверно не установлено, но иногда приписывается Нострадамусу.

2.1. Пророческие произведения

Перу Нострадамуса принадлежат ежегодные альманахи, издававшиеся с 1550 года до самой смерти. Каждый из альманахов содержал один общий катрен на год, 12 катренов по месяцам года, и большую прозаическую часть с предсказаниями. Именно альманахи принесли Нострадамусу славу при жизни. Однако все их тексты дошли до наших дней в наше время [ Когда? ] выборка 141 катрена из альманахов (1555-1567) часто публикуется в качестве самостоятельного пророческого произведения.

Первое издание "Пророчеств магистра Мишеля Нострадамуса", названных сейчас "центуриями" вышло в Лионе в 1555 году. Оно содержало Письмо к сыну Сезара" и 353 пророческих катрена. Письмо Сезару излагает оккультную философию пророчеств и дает несколько прогнозов глобального характера (... мир приближается к анарагоничнои революции ... к нам приближается смертоносный меч мора и ужасных войн бывали течение трех человеческих жизней ...) Число 353 близко к так называемой "планетной суток" длиной 354 года и 4 месяца, которая была известна в астрологии средневековья. Второе издание (Лион, 1557) содержала, кроме того, 288 новых катренов и предостережение невежественным критикам (непронумерованные катрен). Первая из сохранившихся полных изданий "Пророчеств" датировано 1568 годом есть уже после смерти пророка. Оно содержит письмо Сезару, 942 катрена (7 центурия осталась незавершенной) и письмо к королю Генриху, целиком пророческое по содержанию. ([Я] рассчитал почти столько же событий грядущего времени, сколько и прошлых лет ... до самого [Второго] пришествия в начале седьмого тысячелетия). Неясно, видел это письмо номинальный адресат - король Генрих, погибший на турнире в 1559 году. Известно только, что катрены из последних центурий цитировались при жизни пророка, возможно, существовало неизвестное нам издание, предшествующего 1568 года. "Дополнительные катрены", приведены Шавиньи в "Первом лике французского Януса" (Лион, 1594) под названием фрагментов 11 и 12 центурий, скорее всего относятся к одной из утерянных альманахов Нострадамуса. Происхождение шести новых катренов 8 центурии в издании Роффе (1588) сомнительно, а сиксенты Винсента Сева (1606) считают фальсификацией.

Предсказания Нострадамуса привели к публикации почти 10 тысяч книг, авторы которых пытаются дать ответ на вопрос, что хотел сказать Нострадамус. Созданные в смысловом пространстве средневековой Франции, середньофранцузькою языке с элементами латинского и греческого, пророчества Нострадамуса выглядят для современного читателя еще более туманными и загадочными, чем в XVI веке. Поскольку только некоторые катрены имеют явную хронологическую привязку, толкователи часто уверены, что Нострадамус писал именно об их время. Между тем, по мнению авторитетных исследователей, конечная дата пророчеств четко просматривается и совпадает с концом Еврейского календаря (2240 ​​год) При этом выявляются заимствование отдельных фрагментов текста, почти дословные из Тита Ливия, Саванаролы, Кринита, Русса.


2.2. Переводы, малоизвестные рукописи, личную переписку

Около 1545 года Нострадамус в свободной стихотворной манере выполнил перевод с греческого "Иллюминация иероглифов Гораполлона". Рукопись сохранилась у одного из министров Людовика XIV, а затем попал в Национальную библиотеку Франции, где и был обнаружен уже в XX веке. По утверждению автора, в тексте рукописи описаны древние египетские рисунки и дана их интерпретация. Этот текст вызывает большой интерес исследователей, потому что много образов с него присутствуют и в "пророчествах". Так в конце перевода дается толкование таинственных знаков "Д. Н.", обозначающие подземных богов. Эти же буквы упоминаются в 66 катрене 8 центурии, однако их не удается найти в исходных текстах Гораполлона.

Практически одновременно с "пророчествами" Нострадамус издал две работы в области медицинских наук: вольный перевод "парафраз Галена, его увещевания Менодота в изучении изящных искусств и медицины" (1557) и "Трактат о приготовлении варенья" (1555). В первой из них исследователи обнаружили признаки шифра.

В 1888 году в библиотеке Рима найден рукопись, содержащая 72 акварельных рисунка, авторство которого приписывается Нострадамусу, впрочем бездоказательно. Она известная сейчас под условным названием "Потерянная книга Нострадамуса" ("The Lost Book of Nostradamus").


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам