Нотные издания

Нотные издания - это издания, главным знаковым материалом которых является нотные знаки, с помощью которых фиксируются музыкальные произведения для сохранения их и обучения другими пользователями.


1. Общая характеристика нотных изданий

Нотное издание - это разновидность издания, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения. Оно предназначено для выполнения или изучения музыкальных произведений. В отличие от текстовых изданий, нотные - передают информацию с помощью специальных знаков - нот. Основную часть нотных изданий составляет запись музыкальных произведений с текстом или без него.

Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Ее содержание составляют художественно-интонационные образы как результат отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании исполнителя.

Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются прежде всего в народной музыке, где мысль превращается в интонации. Средством преобразования музыкальных образов служат определенным способом организованные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, темп, мелодия, динамика, тембр, гармония, полифония, инструментовка.

Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. По исполнительным средствами музыка делится на вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную. Музыка часто сливается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку единогласную и многоголосное. Музыка подразделяется на роды и виды, жанры.


2. Классификация нотных изданий

Музыка существенно отличается от языка прежде всего качествами, которые ей присущи как искусству: важной эстетической роли содержания и формы, отражение действительности, необязательностью утилитарных функций, необходимостью однозначно выразить конкретные понятия и т.д.

Разработка классификации нотных изданий является важной теоретической и практической задачей. Их специфика требует создания много-аспектного системы классификации, как их видовые особенности. Нотные издания предназначены для выполнения или изучения музыкальных произведений. По функциональному назначению все нотные издания делятся на три вида: научные, учебные, концертные.

Научные нотные издания предназначены для научно-исследовательской работы, однако широко используются для выполнения специалистами и студентами высших учебных заведений. Их изданию передает большая текстологическая работа: произведения, входящие в данный сборник, проверяется с автографами, предыдущими изданиями для погашения возможных неточностей, восстановление оригинального текста, с максимальной точностью. В научном издании приводятся фрагменты вариантов, отражающих процесс работы автора над произведением. Издательство обеспечивается научным аппаратом: комментариями, списками, указаниями. Группу учебных нотных изданий составляют издания школ игра на различных музыкальных инструментах, диктантов, упражнений, этюдов, гамм, самоучителей.

Все издания музыкальных произведений, написанных для выполнения перед аудиторией, относятся к концертных. Они не имеют комментариев, не содержат научного аппарата. Согласно читательской адресу или практическим использованием, все нотные издания делятся на следующие группы: для тех кто учится в музыкальных учебных заведениях, для специалистов, для любителей.

По характеру исполнения музыкальные произведения делятся на издание сценических, инструментальных, вокально-хоровых произведений, а также их издание.

Группу сценических произведений составляют издания тех музыкальных произведений, которые предназначены для выполнения в театре. Они представляют собой синтетический жанр искусством, объединяющий драму, музыку, танец. Этот жанр включает в себя оперы и музыкальные драмы: оперетты, музыкальные комедии, мюзиклы, балеты. Произведения инструментальной музыки составляют три большие группы нотных изданий:

  • - Издание произведений для оркестра; в жанровом отношении эти издания представлены симфоническими картинами, пьесами-миниатюрами;
  • - Издание камерных произведений. К ним относят сонаты, произведения для ансамблей, которые в свою очередь делятся на ансамбли и пьесы для ансамблей;
  • - Издание произведений для отдельных инструментов: фортепиано, народных инструментов и инструментов симфонического оркестра и могут быть написаны в жанре фантазий, вариаций, полифонических пьес, пьес-миниатюр, танцев, маршей, этюдов.

Группу изданий вокально-хоровых произведений составляют следующие разновидности: издание вокально-симфонических произведений - кантат, ораторий; издания произведений для хора или голоса, они подразделяются на народные, профессиональные, авторские, камерные, вокальные произведения, эстрадные и массовые песни.

Смешанные издания содержат музыкальные произведения разных жанров и разные по характеру исполнения.

По характеру преподавания или записи все издания музыкальных произведений делятся на партитуры и дирекциона, оркестровые голоса, клавиры, запись голоса или инструмента соло, запись произведения для голоса под фортепиано (баяна, гитары).

  • Партитура - это нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра, хора, камерного ансамбля.
  • Партия - это часть оркестрового, хорового или оперного произведения, выполняется отдельным голосом.
  • Дирекциона - это перевод музыкального произведения для оркестра менее состав, сокращена и упрощена партитура, в которой все голоса вписаны в реальном звучании. Это, как правило, дополнительный нотный стан над оркестровой партией, которая содержит основные мелодические голоса других партий.
  • Клавир - это перевод партитуры любого оригинального или вокально-симфонического произведения для пения под фортепиано.

По своей структуре нотные издания делятся на моновидання и сборники.

Часть значительных произведений одного автора, отобранных по специальным принципом, объединяется в избранные произведения. Все произведения одного автора или их значительная часть объединяется преимущественно в сборники произведений, где они размещаются по жанрам, а в середине жанров в хронологическом порядке - по дате их написания.

За материальной конструкции все нотные издания делятся на книжные и комплексные. Большинство нот выпускаются в виде книжных изданий. Нотные издания выходят однотомными, многотомными и серийными изданиями, а также в виде отдельных и музыкальных произведений, опубликованных в книгах, журналах, газетах.

В форме простых комплексных изданий выпускаются оркестровые голоса, содержащих партии отдельных инструментов. Сложный комплект состоит из партитуры и голосов, занесенных в общий футляр или суперобложку.

Особую ценность имеют факсимильные издания. Они представляют собой точные воспроизведения автографа композитора, факсимиле позволяет ознакомиться с его творческой лабораторией, проследить важнейшие этапы работы автора над произведениями.

К внутренних элементов нотных изданий, которые передают их содержание, относятся: нотный текст, сведения перед нотным текстом, научно-вспомогательный аппарат, заголовок, издательская аннотация. К внешним элементов нотного издания относятся: книжный блок, титульный лист, обертка (иногда переплет), контртитул, авантитул, шмуцтитул, суперобгортка, исходные данные, тираж, цена.

В основных реквизитов нотных изданий относятся: понятие о автора и других лиц, участвовавших в создании издания; заголовок издания, над заготовочные, пидзаголовочни и выходные данные; аннотация на нотное издание; комплексный книготорговый индекс-шрифт; знак охраны авторского права; выпускные данные .


3. Нотные знаки

Нотные знаки передают информацию с помощью нот.

Ноты - это условные графические знаки, которые служат для записи музыкальных звуков. Они возникли в ответ на общественную необходимость графически закрепить музыку.

Ноты являются элементами нотного письма - системы графических знаков, применяемых для записи музыки. Запись музыки с помощью нот также называются нотацией. Звуки, используемые в музыке, отличаются от немузыкальных звуков своей определенной высотой и удлиненность, которые отражены в нотной записи.

Форма и название нот изменяется в зависимости от системы нотации, принятой в разные эпохи и в разных странах.

Ноты пишутся на пяти горизонтальных линейках, которые называют нотным станом. На линейках и между линейками, а также на дополнительных линейках и между ними записываются ноты - знаки, обозначающие звуки. Удлиненность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а также точками после нот, увеличивающие удлиненность ноты на ее половину или три четверти. Точную высоту нот определяет ключ. Самый распространенный ключ соль или скрипичном ключе. Существует и ключ фа или басовый ключ. У ключа проставляют так называемые ключевые знаки - диез и бемоли, соответствующие определенной тональности.

Распространенные в музыке ноты пяти категорий:

a. целая нота - пустой овал;

b. половинная нота - палочка со стороны ноты, направлена ​​вверх или вниз;

c. четвёртые нота - заполненный овал (всегда с палочкой);

d. Восьмая нота - заполненный овал с штилем и двумя соединениями.

Каждое последующее соединение означает, что нота звучит на половину короче. Используется и ряд особых знаков:

e. Аколада - прямая или фигурная скобка, которая соединяет два или более нотных стана в записи многоголосной музыки для одного инструмента, а также для ансамбля голосов или инструментов;

f. лига - изогнутая линия, показывающая границы музыкальных фраз или означает отрывки, которые должны использоваться связано;

g. вольта - знак, который отмечает различные окончания произведения раздела, продолжается.

Таким образом, ноты - это условные графические знаки, которые служат для записи музыки по линейной нотной системой.


Источники

  • 1. Большая иллюстрированная энциклопедия / - К.: "Махаон-Украина", 2000. - 468 с.
  • 2. Тимошик М. С. Книга для редактора и издателя: Практическое пособие. - 2-е изд., Стереотипне.-К.: Наша культура и наука, 2006. - 560 с.
  • 3.Краткий музыкальный словарь / Должанский А. Н. - Ленинград.: Государственное музыкальное издательство Ленинград, 1959.-517 с.