Ню (жанр)

Ню ( фр. nu - "Обнаженный", нем. akt - "Акт") - художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий обнаженное человеческое тело или какие-то его части и их интерпретации. На протяжении многих веков он является одним из основных жанров в искусстве.

В Тепидариуми, 1913 Джон Уильям Годвард

Изображение обнаженного тела было известно еще в Древнем Египте ("дочери фараона Эхнатона", роспись XIV в. до н.э.), а в античной скульптуре, живописи и вазописи оно стало эстетической нормой и воплощением жизненного и художественного идеала ( "Афродита Милосская", II ст. До н. н.э.). В средние века изображение обнаженного тела в Европе было строго ограничено немногими библейскими сюжетами, например, можно было увидеть обнаженных Адама и Еву в миниатюрах и скульптуре. В эпоху Возрождение обнаженное женское тело изображалось в рамках мифологического и аллегорического жанров (картины С. Боттичелли, Джорджоне, Тициана, Лоренцо Лотто, Микеланджело, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшогой). В 17-18 вв. происходит формирование ню как жанра. Художники создают полных жизненной обаяния образы женской красоты (Д. Веласкес, П. Рубенс, Рембрандт, А. Ватто, Ф. Гойя). В академической живописи и скульптуре XVII-XIX вв. сформовуються нормы идеальной красоты, основанной на восприятии реальной натуры через призму классического искусства (античной скульптуры, живописи Возрождение). При обучении художников изображение обнаженной натуры становится обязательной программой, является показателем мастерства. В искусстве рококо, для которого характерны изящные, грациозные, кокетливые, проникнутые чувственностью произведения широко распространяется жанр ню ( Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар). В XIX - начале XX в. стал складываться реалистично живой, освобожденной от одежды женщины, сначала овеянной романтикой (Э. Делакруа, Жан Огюст Доминик Энгр, К. Брюллов), а позже откровенной, современной, погруженной в атмосферу реального, строгого к ним бытия (Э. Мане, Э. Дега, А. Роден, О. Ренуар). В искусстве XX в. классический гармоничный тип ню получил большую свободу эмоционального выражения ( Аристид Майоль, Коненков Сергей Тимофеевич), связанную с поиском новых художественных средств.


Фотография

Иржи Ружек : Чешское среднегорье

В истории нет определенной даты зарождения этого жанра. Известно, что в начале 1840-х в Париже появились выставки "Дагеротипни изображений" обнаженной натуры. Примерно в это же время живописцы начали использовать фотографии обнаженных тел. Одним из ведущих художников жанра, использовавших фотографии в 1850-х, был Валлу де Вильнев, его труда повлияли на творчество многих позднейших художников, особенно на Гюстава Курбе.

Как правило, фотографии первоначально представляли собой всего лишь альбуминоидные или калотипние отпечатки. Пространство для съемки обычно было заполнено античными скульптурами с нейтральным фоном. И лишь в конце века появились фотографии обнаженных тел на открытом воздухе.

Открытие в 1851 в фотомонтаж а чуть расширило возможности для авторов ню. Методом печати снимка из нескольких коллодиевих негативов создавались различные несуществующие образы (напр., русалки).

В конце века участились случаи судебных разбирательств, связанных с распространением и выставок фотографий обнаженных тел. Вопрос о том, где заканчивается эротика и начинается порнография, остаются нерешенными до сих пор, поэтому отношение общества к жанру постоянно менялось. Так же менялись и представления о женской красоте - в конце XIX века а акцент ставился на тяжелых барышень, начало XX века а дало дорогу славы танцовщицам кабаре, на смену которым в 20 - х годах пришли изящные спортсменки. Ближе к 40-х годов появилась новая тема жанра - ню в движении. Ее первооткрывателем стал Герхард Рибике.


Представители жанра