Оборонительные сооружения в междуречье Днепра и Северского Донца в 17-18 веках

Карта-схема оборонительных сооружений южной Украины в XVIII веке.

1. Предпосылки создания

С конца XV века Северное Причерноморье становится объектом пристальное внимание трех соседних государств: Турции и ее вассала Крымского ханства, Московского государства, Речи Посполитой. Каждая из названных сторон пыталась закрепиться в регионе, чтобы, прежде всего, противостоять другой. Сначала наибольших успехов в этом деле достигла Польско-Литовское государство, закрепив за собой значительную часть Северного Причерноморья. Немалую роль в этом играло подчинено ей украинских казачество. Уже в конце XVI века при устье Самары казаки построили укрепленный городок Самар и Самарский мужской монастырь а при устье Кальмиуса форпост Домаху, который должен как промышленное, так и военное значение. На это же века приходится и формирование московской сторожевой и станичной службы в Среднем Подонцив'я. Если первая группами в 6-8 человек контролировала определенный участок границы с Крымом, который проходил Северским Донцом, то вторая должна была углубляться на правом берегу Донца к вершинам год Орели, Самары, Волчьей, Кривого Торца, Бахмута и Миуса, чтобы выведать намерения крымских татар, которые кочевали в этих местах со своими стадами скота, особенно в засушливые годы [1].


2. Конец XVII века

Воспроизведение плана Изюмской крепости 1681 года на плане Изюма, 1787 год.
План Маяцкого острога по описанию 1666 года (В. В. Давиденко и А. М. Усачук).
План Богородицкая 1688 года на плане Новомосковска 1784 года.

Оборонительные сооружения в восточной части региона Московское государство стало сводить лишь с середины XVII века, особенно после Переяславской Рады, когда Гетманская Украина и Запорожье признали превосходство русского царя. Важную роль в этом деле сыграли Торские соляные промыслы, которые с конца XVI века обеспечивали солью не только Левобережную и Слободской Украины, но и юго-западные уезды России. Поэтому первые оборонительные сооружения - Маяцкий ( 1663) и Торский ( 1676) остроги были построены для защиты промыслов от нападений татар. С этой же целью и для прикрытия Святогорского монастыря, ограбленного крымской ордой в 1679 году, казаками слободских полков под руководством харьковского полковника Г. Донца в 1684 году была возведена Торская оборонительная линия, которая считается продолжением Изюмской, которая возводилась в 1680 - 1681 годах для прикрытия Слободской Украины и южных уездов России от набегов татар Изюмским и Муравским путями. Главным оборонительным пунктом на Изюмской линии была Изюмская крепость, состоявшая из Малого и Большого городков и Замка при Кременецком кургане. Все перечисленные оборонительные сооружения в основном были заселены выходцами из Правобережной Украины, что после Переяславской Рады стали массово переселяться на Левобережье, а с созданием в 1685 году Изюмского слободского полка многие из них осели в этих местах. Доказательством этого могут служить названия местных населенных пунктов, которые иногда совпадают с подольскими. К тому же казаки этого полка с 1701 года стали строить при открытых в 1683 году соляных источниках на Бахмуте слободу и варницы, а в 1703 году построили и острог, чтобы было где спрятаться, согласно их просьбе, "от воинских людей". Слобожане и российскими служилыми людьми в середине 40-х годов XVII века был насыпан земляной вал и возведен острог в междуречье Коломаке и Мжи, на Муравском пути ( Валки).

Неудачный поход русских войск и украинских казаков под командованием В. Голицына на Крым в 1687 году побудил царское правительство к реализации предложений генерала Г. Косагова по строительству оборонительных сооружений на берегах рек Берестовой и Орели, вместе с тем, и сведения опорных пунктов на пути к Крыму и усиления своего влияния на Сечь. Гетьмана Ивана Самойловича обвинили в неудачах похода и на его место при возвращении из него, при Коломаке на казацком совете избрали гетманом Ивана Мазепу.

Согласно Коломакский статьями украинское казачество обязано построить на левом берегу Днепра, напротив Кодака "шанец как Кодак", и города на берегах Самары и Орели, при устьях Берестовой и Орчика и заселить их украинские для сдерживания нападений крымских орд как на великорусские, так и на малороссийские города. В ходе подготовки к новому походу на Крым украинскими казаками под командованием Мазепы и русскими войсками в мае - августе 1688 года в устье Самары и казацкого городка Самар сведены Богородицкой крепости, в которой разместился более 4 тыс. русский гарнизон во главе с воеводой и поселилось свыше 1 000 украинских. В 1689 году при возвращении с другой крымского похода по распоряжению того же Голицына другой крепости была заложена на этой Самаре при урочище Сорок Байраков, что вызвало большое недовольство среди запорожцев.


3. XVIII века

Хотя оба крымских походы были для России неудачными, победа европейских государств ( Священной лиги, в которую входила и Россия) над Турцией ускорила подписание в 1700 году выгодного для России Константинопольского договора, по которому, кроме Азова, она получала значительные территории в Северном Приазовье. Согласно разграничителями 1704 - 1705 лет российско-турецкую границу проходил от Азова берегом моря до правого берега Миус, а затем - прямой линией до впадения в Берду левого притока Каратыш. Бердой он переходил на Конские Воды и до Днепра, Днепром - к его правого притока Каменки, с нее - на Южный Буг, по последнему - до границы с Речью Посполитой. Однако поражение русских войск в 1711 году при Пруте ликвидировала эти завоевания. Согласно Прутским, Константинопольским и Адрианопольскому договорам Россия фактически потеряла все Северное Приазовье. Новый граница проходила от Дону рекой Темерник на реку Тузлу, им - до Миусский переправы, ведущей к Черкасская. Из нее Азовским путем водоразделом Крынки, Лугани, Бахмуту, Кривого Торца и Кальмиуса. От вершин Кривого Торца он шел на истоки Сухого Торца, оттуда водоразделом Самары и Орели - в Днепр. Это создавало угрозу для пограничных районов России, особенно для Слобожанщины, Торских и Бахмутский соляных промыслов.

Перенос российско-турецкой границы, кое-где почти на 300 км севернее, заставило царское правительство принимать меры к его укреплению, особенно пограничных крепостей - Бахмута, который фактически был разрушен русскими войсками как один из опорных пунктов Булавинского восстания, и Тору. Чтобы сформировать надежную пограничную службу, Петр в 1713 году издал указ о наборе в Киевской и Азовской губерниях по 3500 чел. ландмилиция (территориальных войск), которыми царское правительство надеялось заменить запорожцев после разгрома русскими войсками в 1709 году Старой Сечи приняли турецкое подданство.


3.1. Украинская линия

С приходом на царский трон Анны Иоанновны и возможностью новой русско-турецкой войны, не только активизировались переговоры с запорожцами об их возвращении на старые места, но и киевским генерал-губернатором Вейсбаха было предложено построить оборонительную линию от Днепра по Орели, Берестовой, чтобы перекрыть Муравский шлях и защитить Гетманщины и Слободской Украины от турецко-татарской угрозы, т.е. реализовать идею генерала Косагова, выдвинутую еще во время строительства Изюмской линии.

В декабре 1730 года генерал-майор где Бреньо подал на рассмотрение Военной коллегии разработанный им с учетом местности план, по которому предполагалось построить земляной вал реданного характера со рвом, а в самых опасных местах крепости от Днепра по берегам Орели, Берестовой и Береки до Северского Донца, а по Донцу - до Лугани. Под прикрытием линии поселить 20 ландмилицийних полков. Ответственным за строительство линии был назначен генерал-лейтенанта Тараканова, а за инженерные работы - генерал-майора где Бреньо.

Работы по сооружению линии начались в июне 1731 года по возведению на правом берегу Берестовой крепости Прасковьи. Вторая партия рабочих вела строительство линии на левом берегу Береки. На строительстве работало 20 тыс. гетманских казаков и 10 тысяч селян, а также 2 тыс. слобожан. С июня по 20 октября (по старому стилю) ими был построен 120 верст земляного вала и ров перед ним и 10 крепостей. В январе 1732 года Сенат заслушал доклады Тараканова и где Бриньи о ходе строительства линии и утвердил план работ на текущий год, наметив завершение строительства линии и 6 крепостей от 10-й Беливськои к Днепру. В этом же году была разработана четкая инструкция по строительству линии и крепостей при ней. На строительстве линии в 1732 году работали 15 тыс. гетманских казаков и 15 тыс. посполитых, 2 тыс. рабочих из слободских полков. Этими людьми было завершено строительство линии и крепостей. В 1733 году гетманские и слободские полки обратились к царице с просьбой уменьшить количество рабочих на линии. Гетманским полкам уменьшили число рабочих до 10 тыс., а слободским - на 1/3 от предыдущего количества. Этими работными людьми планировалось завершить все виды работ как на линии, так и в крепостях. Однако, как свидетельствует утвержден в феврале 1734 году план основных работ на новый год, значительная часть работ из-за уменьшения количества рабочих была перенесена с 1733 на 1734. В этом документе речь идет не о 6 крепостей на участке от 10-й Беливськои крепости к Днепру, а о семи, а также о продлении линии по Сухому торцом к Лугани, где предполагалось построить 11 крепостей, чтобы поселить в них 11 ландмилицийних полков. Также предполагалось построить перед линией маяки и форпосты для караульной службы. Поскольку на линейные работы не выслали нужного количества людей (в 1734 работало только 7 440 рабочих), то эти работы, в частности по продлению линии от Петровской крепости до Лугани, не были выполнены. Вообще с 1733 по 1742 год для завершения строительства, ремонта линии и строительства слобод для однодвирцив было выслано 120 760 человек, что в среднем составило более 12 тыс. в год.

Сравнение различных видов источников позволяет утверждать, что к началу Русско-турецкой войны 1735 - 1739 лет линия состояла из реданного вала и рва перед ним, 17 крепостей (по названиям 1738 года от Днепра):

Протяженность линии составляла 268,5 версты. Щодо оборонно-стратегічного значення лінії, то в джерелах не виявлено жодного випадку взяття її фортець турецько-татарськими загонами, за винятком обходу лінії з обох флангів. В той же час в ході російсько-турецької війни вона стала головною базою для наступу російських військ на Крим. Крім укріплень на Самарі, на шляху слідування російських військ до Криму були зведені редути, в яких переважно зберігались запаси продуктів, питної води та зброї під охороною українських козаків. Під прикриттям лінії було поселено 9 з 20 ландміліційних полків з підпомічниками, що сприяло збільшенню населення регіону. В той же час лінія відрізала Військо Запорозьке від Гетьманщини, викликавши велике незадоволення серед козаків.


3.2. Дніпровська лінія

Победа России в войне с Турцией 1735 - 1739 годов способствовала переносу южных ее границ на побережье Азовского моря, т.е. возвращению утраченных территорий после поражения при Пруте. Поэтому неоднократно обсуждались планы строительства новых оборонительных сооружений южнее Украинской линии. Реальное воплощение они нашли в 50-х годах в прикрытии ее флангов на Правобережье Днепра Новой Сербией и Новослободская полком, а в Подонцив'я - Славяносербия.

В 1764 году при обсуждении вопроса обороноспособности вновь Новороссийской губернии было решено для прикрытия поселений, находящихся к югу от украинской линии, построить новые крепости на Самаре, в Богородицком, в Бахмуте и при устье Лугани. Все три крепости планировалось построить средних размеров. Среди них - построить большую крепость. В этом же году при отправке геодезистов для описания границ губернии поручили им места для этих крепостей. Их строительство должны были начать весной 1767 года. Подготовка и начало новой русско-турецкой войны не позволили осуществить этот план, а способствовали появлению нового - сведения Днепровской линии на российско-турецкой границе, установленном условиями Белградского договора ( 1739). Больше всего строительство новой линии было вызвано разрушительным походом крымской орды конце 1768 - начале 1769 лет на Бахмут и Тор и вдоль украинского линии на правобережье Днепра, на Новослободской полк и Новую Сербию.

В начале 1770 года под руководством генерал-поручика М. Деденьова был составлен план строительства Днепровской оборонительной линии - от Днепра правым берегом Конских Вод и левым - Берды к Азовскому морю. В Приднепровье, на берегах Мокрой Московки, а в Приазовье, на левом боку Берды, предполагалось построить крепости средней величины, на правом берегу Конских Вод и левом берегу Берди соответственно по две малых крепости, между верховьями год - земляной вал и ров на 35 верст, а при нем - 3 ротных крепости и 7 редутов между ними. Также планировалось создать водную преграду, подняв с помощью дамб уровень воды в названных реках. Крепости и редуты оснастить 1 014 пушками и 306 мортирами. Работы намечалось выполнить в течение 6 лет, а их стоимость без затрат на содержание работающих не должна была превышать 1178549 рублей.

Строительство Днепровской линии началось с возведения двух фланговых крепостей - Александровской при Днепре и Петровской - при Берди. Основное внимание уделялось первой, которая находилась при главной дороге из Крыма на Левобережной и Слободской Украины. В ней также разместилось командование линии. Из-за нехватки рабочих рук, строительных материалов завершить строительство линии не удалось даже до времени присоединения Крыма к России. Пришлось вместо 35-верстного вала и 3-х рот крепостей между вершинами Конки и Берды построить среднюю - Кирилловская крепость. Недостроенные на Конке Никитовского и Григоровская, а на Берди - Алексеевская и Захаровская крепости были превращены в укрепленные поселения, в которых разместили отставных солдат, переведенных из Бахмутской провинции однодвирцив, а также осужденных, работавших на возведении линии. С возведением Днепровской линии земли Войска Запорожского на левобережье Днепра оказались между двумя оборонительными сооружениями и стали окончательно неотъемлемой частью Российской империи.

Таким образом, инициаторами возведения оборонительных сооружений в регионе на первых порах выступили запорожцы, со второй половины XVII века инициативу перехватывает российское правительство. Возведением Украинской линии в междуречье Северского Донца и Днепра, поселением при ней ландмилицийних полков, а на ее флангах Новой Сербии и Славяносербии царизм не только изолировал Войско Запорожское от других частей Украины, но и создал условия для постепенного наступления на Крым и подчинения себе всего Северного Причерноморья. В то же время строительство защитных сооружений ускоряло процесс заселения и хозяйственного освоения региона.


Примечания

  1. Поэтому стражи и станицы не составляли никаких оборонительных сооружений, как это пытается доказать некоторые кто? Не только с краеведов, но и авторов научных и научно-справочных изданий.

Литература

  1. Василий Пирко. Оборонительные сооружения в междуречье Днепра и Северского Донца (вторая половина XVII - XVIII века). Донецк: Украинский культурологический центр, Донецкое отделение НТШ, Восточный издательский дом. - 2007. - 176 с. ISBN 978-966-317-011-4