Окинавского боевые искусства относятся к боевых искусств, созданных населением острову Окинава. Самыми известными являются каратэ, тегуми и окинавского кобудо.
1. Географическое расположение Окинавы
Окинава - это название крупнейшего из островов Рюкю - цепи островов на западе Тихого океана у восточной границы Восточно-Китайского моря. Эта цепь простирается от Кюсю до Тайваня. Окинава расположена близко к Корейского полуострова, Китай и основных земель Японии (в состав которой Окинава сейчас входит). Благодаря такому расположению, Окинава всегда находилась под влиянием различных культур с долгой историей торговых и культруних отношений с Китаем, который имел большое влияние на развитие окинавских боевых искусств.
2. Ранние боевые искусства
Считается, что искусства-предшественники современных окинавских боевых искусств были привнесены в Окинавы в 7-м веке посетителями из Китая - монахами- буддистами и даосами. Практика этих стилей в Окинаве в течение нескольких веков привела к развитию искусств То ( яп. 手 , Окинавского: Те, "рука"). [1]
В 14-м веке, когда три королевства Окинавы (Тюдзан, Хокудзан и Нандзан) начали платить дань китайской Династии Мин, на остров прибыли имперские китайские послы и многие другие китайцев. Некоторые из них стали обучать окинавлян искусствам цюань-фа ( кит. 拳法 - "Основы / закон кулака" - в окинавского прочтении: Кэмпо). Окинавляны объединили китайское цюань-фа с существующими боевыми искусствами То и создали То-то (окинавского Ту-ди, яп. 唐 手: トゥー ディー - "Рука династии Тан" или "китайский рука", также известное по произношению Так где), которое порой называли Окинава-тэ ( яп. 冲 縄 手 ). [2]
В 1429 г. три королевства Окинавы объединились в Королевство Рюкю. Когда в 1477 г. к власти пришел король Се Син, он запретил практику боевых искусств. То-то и кобудо продолжали изучать в тайне. Запрет была продолжена и в 1609 г., когда Окинаву захватило княжество Сацума с Японии. Запреты привели к развитию кобудо, в котором в качестве оружия были применены предметы домашнего и сельского хозяйства. [1] [2]
До 18-го века различные типы То розинулися в трех разных населенных пунктах - Наха, Шюри и Томари. Соответствующие стили были названы Наха-те, Шюри-е и Томари-тэ. Наконец, окинавского мастера довели развитие этих искусств к созданию современного каратэ [3]
ja:手(冲縄武术)
it: Te (arte marziale)
2.1. Наха-те
Наха-те | |
Специализация | Удары |
Происхождение | ![]() ![]() |
Основание | Ок. XVIII века |
Стиль | Школа, вместе с Шюри-е и Томари-тэ лежит в основе Каратэ |
Предшественники | Китайские боевые искусства цюань-фа, включая искусство фуцзяньский белый журавль |
Преемники | Каратэ, а именно, стиле: Годзю-рю, Тооно-рю, Когусуку-рю, Рюэй-рю |
Наха-те ( яп. 那霸 手: な はて - "Рука города Наха", окинавского нафа-ди) - название боевого искусства, которое существовало перед Второй мировой войной на территории вокруг Наха - старого торгового города королевства Рюкю, а сейчас - столицы острову Окинава.
Первоначально, Наха-тэ базировалось на элементах искусств цюань-фа из Южного Китая, включая фуцзяньский белый журавль, которые попадало в Окинавы в начале 19-го века через китайское дипломатическое пригород Нахи, Кумемура. Наха-те продолжало развиваться и превращаться, пока наконец в 1880-х годах Хигаонна Канрьо не обеспечил предоставление ему официальный статус [4]
В течение первых нескольких десятилетий 20-го века был основан ряд официальных организаций, которые наблюдали за окинавского боевыми искусствами и через влияние которых слово каратэ стало широко применяться как общее название всех окинавских боевых искусств, в которых не использовалась оружие. С развитием популярности срока каратэ, постепенно перестали употребляться названия боевых искусств, которые определялись географией их развития. Таким образом, срок Наха-тэ вышел из общего потребления.
Самые окинавского мастера боевого искусства Наха-те:
- Когусуку Исей
- Маедзато Ранхо
- Аракака Сейсьо ( яп. 新 垣 世 璋: あらかき せいしょう , 1840 - 1920))
- Хигаонна Канрьо ( яп. 东 恩纳 寛 量: ひが おんな かんりょう , ( 1853 или 1852) - 1915)
- Мияги Тьодзюн ( яп. 宫城 长顺: みやぎ ちょう じゅん , 1888 - 1953)
- Кьода Дзюхацу
- Мабуни Кенва ( яп. 摩 文 仁 贤 和: まぶに けん わ , 1889 - 1952)
Важные палачи:
- Сантин ( яп. サンチン )
- Сейфа ( яп. 砕 破: サイファー )
- Сеиюнтин ( яп. 制 引 戦: セイユンチン )
- Сисотин ( яп. 四向 戦: シソーチン )
- Сейпай ( яп. 十八 手: セイパイ )
- Дзюсан ( яп. 十三: じゅう さん )
Стили-преемники Наха-тэ включают Годзю-рю, Тооно-рю (разработан учениками мастера Хигаонна Канрьо), Когусуку-рю, Рюэй-рю и другие.
2.2. Щюри-то
Сюри-тэ | |
Специализация | Удары |
Происхождение | ![]() ![]() |
Основание | Ок. XVIII века |
Стиль | Школа, вместе с Наха-те и Томари-тэ лежит в основе Каратэ |
Предшественники | Китайские боевые искусства цюань-фа (бой голыми руками) |
Преемники | Каратэ, а именно, стиле: Сетокан-рю, Вадо-рю, Сито-рю, Мотобу-рю, Сьорин-рю, Сюдокан и Сьориндзи-рю |
Сюри-тэ ( яп. 首 里手: しゅ り て - "Рука города Сюри", окинавского суи-ди) - название боевого искусства, которое существовало перед Второй мировой войной на территории вокруг города Сюри - старой столицы королевства Рюкю, сейчас - района города Наха.
Самые окинавского мастера боевого искусства Сюри-тэ:
- Сакукава Канга ( яп. 佐 久 川 寛 贺: さく か わ かん が , 1782 - ( 1838 или 1862))
- Мацумура Сокон ( яп. 松 村 宗 棍: まつむら そうこん , 1809 - 1899)
- Асато Анко ( яп. 安 里 安 恒: あさと あんこう , 1827 - 1903 или 1828 - 1906)
- Итосу Анко ( яп. 糸 洲 安 恒: いとす あんこう , 1831 - 1915)
- Мотобу Тьою ( яп. 本部 朝 勇: もとぶ ちょう ゆう , 1857 - 1927)
- Ябу Кенцу ( яп. 屋 部 宪 通: やぶ けん つう , 1866 - 1937)
- Фунакоси Гитин ( яп. 船 越 义 珍: ふなこし ぎ ちん , 1868 - 1957)
- Ханасиро (Ханагусуку) Тема ( яп. 花城 长 茂: はなしろ (方言 で は, はな ぐす く) ちょう も , 1869 - 1945)
- Мотобу Тьоки ( яп. 本部 朝 基: もとぶ ちょうき , 1870 - 1944)
- Кян Тьотоку ( яп. 喜 屋 武 朝 徳: きゃん ちょう とく , 1870 - 1945)
- Тибана Тьосин ( яп. 知 花 朝 信: ちばな ちょうしん , 1885 - 1969)
- Тояма Канкен ( яп. 远山 寛 贤: とおやま かんけん , 1888 - 1966)
- Мабуни Кенва ( яп. 摩 文 仁 贤 和: まぶに けん わ , 1889 - 1952)
Важные палачи:
- Найханти ( яп. 内 蹯 地: ナイハンチ )
- Хэйан ( яп. 平安: へいあん )
- Кусанку-дай или канкудай ( яп. 観 空 大: クーサンクー 大 или カンクウダイ )
- Пассай ( яп. 披 塞 )
- Дзион
- Дзиттэ
- Сьотин ( яп. 壮 鎭 )
- Тинто ( яп. 镇 闘: ちんとう ) (В Сетокан - Ганкаку ( яп. 岩 鹤: がん かく ))
Стили-преемники Сюри-тэ включают Сетокан-рю, Вадо-рю, Сито-рю, Мотобу-рю, Сьорин-рю, Сюдокан и Сьориндзи-рю.
2.3. Томари-тэ
Томари-тэ | |
Специализация | Удары |
Происхождение | ![]() ![]() |
Основание | Ок. XVIII века |
Стиль | Школа, вместе с Наха-те и Сюри-тэ лежит в основе Каратэ |
Предшественники | Китайские боевые искусства цюань-фа (бой голыми руками) |
Преемники | Каратэ, а именно, стиле: Мотобу-рю, Сьорин-рю, Сьориндзи-рю, Гохаку-кай и Мацумора-рю Кьотокукай |
Томари-тэ ( яп. 泊 手: とまり て - "Рука поселка Томари", окинавского Томари-ди) - название традиционного боевого искусства, происходит из поселка Томари с Окинавы. Томари-тэ базируется на стиле боя без оружия и возникло, главным образом, под влиянием китайских дипломатов и других мастеров в цюань-фа в конце 17-го века. Вместе с Наха-е и Сюри-тэ, Томари-тэ принадлежит к семейству боевых искусств, которые вместе составляли Это-де-дзюцу или То месте. [5] [6]
Самые окинавского мастера боевого искусства Томари-тэ:
- Мацумора Косаку ( яп. 松茂 良 兴 作: まつ も ら こうさく , 1829 - 1898)
- Оядомари Кокан ( яп. 亲 泊 兴 寛 , 1827 - 1905)
- Ямадзато Гикей
- Мотобу Тьоки ( яп. 本部 朝 基: もとぶ ちょうき , 1870 - 1944)
- Кян Тьотоку ( яп. 喜 屋 武 朝 徳: きゃん ちょう とく , 1870 - 1945)
Важные палачи:
- Ананко ( яп. 安南 空 )
- Ванкан ( яп. 王冠 )
- Ванс ( яп. 汪 楫: わん しゅう
- Пассай ( яп. 披 塞 ) Школы Томари-тэ
- Найханти ( яп. 内 蹯 地: ナイハンチ ) (Косики)
Стили-преемники Томари-тэ включают Мотобу-рю, Сьорин-рю, Сьориндзи-рю, Гохаку-кай и Мацумора-рю Кьотокукай.
3. Смотрите также
- Японские боевые искусства
- Каратэ
- Окинавского кобудо
- Тегуми