Надо Знать

добавить знаний



Октановое число



План:


Введение

Октановое число (ОЧ) - условный показатель, характеризующий способность топлива обеспечить бездетонационное работу двигателей с принудительным зажиганием. Октановое число - это содержание (по объему) изооктана в смеси топлива, эквивалентный по детонационной стойкости исследуемому топливу. [1] Октановое число может быть и больше 100 и меньше нуля.


1. Определение октанового числа и его разновидности

Октановое число определяется на специальных установках путем сравнения характеристик горения испытуемого топлива и эталонных смесей изооктана (детонационная стойкость которого принята за 100 [1]) и н- гептана (детонационная стойкость которого принята за 0 [1]). Испытания протекают в двух режимах: жестком (частота вращения коленвала 900 мин -1, температура всасываемого смеси 149 оС) и мягком (600 мин -1, температура всасываемого воздуха 52 ? С). Получают соответственно моторное и исследовательское октановое число (ОЧМ и ОЧД). Разница между ними называется чувствительностью и характеризует степень пригодности бензина к различным условиям работы двигателя. Считают, что ОЧД лучше характеризует бензины при езде в городских условиях, а ОЧМ - в условиях высоких нагрузок и скоростей. Среднее арифметическое между ОЧД и ОЧМ называют октановым индексом, приравнивают к дорожному октанового числа, нормируется стандартами некоторых стран (например, США) и указывается на бензоколонках как характеристика топлива продается.

При производстве бензинов смешением фракций различных процессов важное значение имеют т.н. октановые числа смешения (ОЧЗ), отличающиеся от настоящих октановых чисел отдельных компонентов. Октановые числа смешения зависят от природы нефтепродукта, его содержания в смеси и других факторов. В парафиновых углеводородов ОЧЗ выше действительных ОЧ, а в ароматических зависимость более сложная. Разница может превышать 20 пунктов. Октановое число смешения важно учитывать при добавлении в топливо оксигенатов: спиртов и эфиров ( эфиров).


2. Проблема повышения октанового числа бензина

К началу 1970-х годов проблема повышения октанового числа бензина решалась исключительно за счет применения этиловой жидкости, содержащий тетраэтилсвинец (ТЭС). Внедрение каталитических нейтрализаторов, чувствительных к наличию свинца, привело к необходимости пересмотра технической политики в разных странах. Были разработаны программы перехода на неэтилированный топлива. И хотя сроки исполнения этих программ неоднократно откладывались, применение тетраэтилсвинца подходит к концу. США, Австрия и Япония производят полностью неэтилированный бензин, в других странах объем их производства постоянно увеличивается.

Проблема выработки неэтилированного бензина сейчас решается за счет модификации компонентного состава. В товарные бензины добавляют алкилата, изомеризат и соединения, содержащие кислород. При этом одновременно решается другие проблемы: снижение давления насыщенного пара бензина, уменьшения концентрации бензола и обеспечения полноты сгорания топлива. Альтернативные свинца органические антидетонаторы и те, которые содержат металл, типа экстралина получили не такое широкое применение, как ТЭС. Их используют на некоторых НПЗ, а с некоторого времени предлагают владельцам автомобилей в качестве так называемых октан-бустеров, то есть препаратов для корректировки октанового числа бензина непосредственно на месте применения топлива.


Примечания

  1. а б в Статья "Топливо века", п.-14. Журнал "За рулем" № 01, 1980 год.

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам