Надо Знать

добавить знаний



Оливье \ "является Мессиан


Oliviermessiaen.jpg

План:


Введение

Оливье Мессиан ( фр. Olivier Messiaen * 10 декабря 1908, Авиньон, Франция - ? 27 апреля 1992, Париж) - французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог.


1. Жизнь и творчество

Родился во французском городе Авиньон. Учился музыке с 11 лет. В 1930 закончил Парижскую консерваторию (учился у П. Дюка, М. Дюпре). В 1936 вместе с композиторами Андре Жоливе, Д. Лесюр, И. Бодрие создал творческое объединение "Молодая Франция". При 2-й мировой войны в 1940 - 41 находился в немецком лагере для военнопленных (здесь создано и выполнено его "Квартет на конец времени"). С 1942 профессор Парижской консерватории, среди его учеников - Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Ивонна Лорио (жена композитора) и другие.

Творчество Мессиана является самобытной областью музыки, которую трудно отнести к одному из направлений. В своих теоретических трудах ("Техника моей музыкальной речи", 1944, "Трактат о ритме", 1948) Мессиан сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В произведениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и поиски (фортепианный цикл "Двадцать взглядов на младенца Иисуса", оркестрово-хоровое произведение "Три маленькие литургии божественного присутствия", оба - 1944), изучение традиций неевропейских культур - индийской, японской, латиноамериканской (симфония "Турангалила", 1948, и др..), захват орнитологией ("Каталог птиц" для фортепиано, ударных и духовых, тетради 1 - 7, 1956 - 58, и др..).

Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных произведений); блестящий импровизатор.


2. Композиционная система

Музыка Оливье Мессиана и его теория композиции является целостным явлением. Он сумел создать собственный музыкально-образный мир, и в то же время описать законы его функционирования. В "Технике моей музыкальной речи" Мессиан раскрывает основные "три кита" его музыки.

2.1. Создание ритма

Мессиан тяготеет к аметричнои музыки (формулировка композитора), которую считает естественным ритмом. Функцию сильной доли такта в Мессиана на себя берут "ощущение какой-либо короткой продолжительности (например, шестнадцатой), и ее свободного умножения" [1]. Для создания ощущения пульса, Мессиан использует часто именно такие короткие, по сравнению с контекстом, продолжительности, выполняющие функцию или акцента, или "анонсирование" акцента на следующей ноте. Для западного слушателя это будет создавать ощущение некоторой синкопованости, хотя для древнеиндийской музыки, на которую (вместе с древнегреческим) Мессиан опирался, это было бы вполне естественным.

Этой концепции тесно переплетена идея прибавочной стоимости. Дополнительная стоимость означает "короткую продолжительность, добавленную к какому-либо ритма с помощью ноты, паузы или точки". Это - еще одно из средств, с помощью которых Мессиан достигает свободной метрики. Простой ритм восьмая - восьмая - восьмой приобретает форму восьмерка - восьмерка-с-точкой - восьмерка. Этот принцип становится органической составляющей Мессиановои ритмики.

Фрагмент из "Квартета на конец времени" (VI часть) - здесь можно видеть дополнительные стоимости: в начале - добавление 5-й шестнадцатой до 4 предыдущих, и последняя восьмерка получает дополнительную точку. Кроме того Мессиан использует здесь принцип акцентирования с помощью коротких ценностей в группах шестнадцатеричные - восьмерка.
Первый так фортепианной Pr?lude - ранний пример Мессианового необратимого (палендромного) ритма. Такой ритм можно выполнить оба направления, но звучать он будет одинаково.

Пример из восьмеркой - восьмеркой-с-точкой - восьмеркой демонстрирует нам и третий принцип ритма у Мессиана - необратимые ритмы. Если попытаться обратить во времени этот ритмичный сегмент, получим идентичный ему ритм. Таким образом, получаем принцип палендрому - независимо от того, с какого конца проиграть ритм, получим один и тот же результат; поэтому "обращения" ритмического рисунка смысла, и он становится необратимым. По Мессиана, "все ритмические фигуры, делятся на две части, одна из которых является обращением [отражением] другой, и, при том, имеют общую центральную продолжительность, являются необратимыми".

Эти средства Мессиан использует и в полифоническом наложении друг на друга, например, когда в одном голосе царит определенный ритмический рисунок, а другой, с некоторым опозданием, повторяет этот рисунок, но с расширением, например, в полтора раза, путем добавления точки к каждой из длительностей. Различных комбинаций подобного характера может быть множество.


2.2. Ладовая система

Мессиан вводит и широко применяет в своей музыке лады ограниченной транспозиции. Каждый из них представляет собой последовательность из нескольких интервальных групп, идентичны друг другу, и каждая из которых начинается на том же звуке, который заканчивается предыдущая. Такие лады могут быть транспонированной ограниченное количество раз, равное полутоновых расстояния между повторяющимися группами этого строя. Например, порядок с звеном полутон - тон может иметь только три варианта использования (1 основной и два транспонированной), а цилотонова гамма - только два. Стоит отметить, что Мессиан в несколько необычным способом употребляет здесь термин транспозиция - у него каждая из возможных позиций употребления строя (вместе с основной) называется транспозицией. В общем, в Мессиана имеем 7 ладов ограниченной транспозиции с такими группами-звеньями:

  1. цилотонова гамма (тон - тон - тон - тон - ...) - 2 позиции употребления (за Мессиан - транспозиции)
    MOLT 1.png
  2. полутон - тон - 3 позиции
    MOLT 2.png
  3. тон - полутон - полутон - 4 позиции
    MOLT 3.png
  4. полутон - полутон - полтора тона - полутон - 6 позиций
    MOLT 4.png
  5. полутон - два тона - полутон - 6 позиций
    MOLT 5.png
  6. тон - тон - полутон - полутон - 6 позиций
    MOLT 6.png
  7. полутон - полутон - полутон - тон - полутон - 6 позиций
    MOLT 7.png

На базе этой ладовой системы появляется гармоничная система Мессиана.


2.3. Гармония

3. Творчество

3.1. Опубликовано при жизни композитора

  • Le banquet c?leste, для органа ( 1928, a recomposition of a section from his unpublished оркестра piece Le banquet eucharistique [2])
  • Pr?ludes, фортепиано ( 1928 -29)
  • Dyptique, для органа ( 1930)
  • La mort du nombre ("Number's death"), soprano, tenor, скрипки и фортепиано ( 1930)
  • Les offrтаes oubli?es ("The для gotten offerings"), оркестра ( 1930)
  • Trois m?lodies, вокальный цикл ( 1930)
  • Apparition de l'?glise ?ternelle ("Apparition of the eternal church"), для органа ( 1932)
  • Fantaisie burlesque, фортепиано ( 1932)
  • Hymne au Saint Sacrament ("Hymn to the Holy Sacrament"), для оркестра ( 1932, потеряно 1943, реконструирован по памяти 1946 [3])
  • Th?me et variations, скрипки и фортепиано ( 1932)
  • L'Ascension ("Вознесение"), оркестра ( 1932 -33; для органа)
  • La Nativit? du Seigneur ("The Lord's nativity"), для органа ( 1935)
  • Pi?ce pour le tombeau de Paul Dukas, фортепиано, ( 1935)
  • Vocalise, voice и фортепиано ( 1935)
  • Po?mes pour Mi, вокальный цикл ( 1936, версия для оркестра 1937)
  • O sacrum convivium!, Хоральный мотет ( 1937)
  • Chants de terre et de ciel ("Песня земли и неба"), вокальный цикл ( 1938)
  • Les corps glorieux ("Glorious bodies"), для органа ( 1939)
  • Quatuor pour la fin du temps ("Квартет на конец времени"), для скрипки, виолончели, кларнета, фортепиано ( 1940 -41)
  • Родно для фортепиано ( 1943)
  • Visions de l'Amen ("видение аминь"), для двух фортепиано ( 1943)
  • Trois Petites liturgies de la Pr?sence Divine ("Три маленькие литургии Божественного присутствия"), для женских голосов, фортепиано соло, Волны Мартено соло, оркестра ( 1943 -44)
  • Vingt regards sur l'enfant-J?sus ( "20 взглядов на младенца Иисуса"), фортепиано ( 1944)
  • Harawi: Chants d'amour et de mort, ("ярави: Песни любви и смерти") вокальный цикл ( 1944)
  • Турангалила-симфония, для фортепиано соло, волны Мартено соло, оркестра ( 1946 -48)
  • Cinq r?chants, для 12 вокалистов ( 1948)
  • Cant?yodjay?, для фортепиано ( 1949)
  • Messe de la Pentec?te ("Месса Пентекота"), для органа ( 1949 -50)
  • Quatre ?tudes de rythme ("Четыре ритмические этюды"), фортепиано ( 1949 -50)
    1. ?le de feu 1
    2. Mode de valeurs et d'intensit?s
    3. Neumes rhythmique
    4. ?le de feu 2
  • Le merle noir ("Черный дрозд"), для флейты и фортепиано ( 1952 [4])
  • Livre d'orgue, для органа ( 1951 -2)
  • R?veil des oiseaux ("Dawn chorus"), для соло фортепиано и оркестра ( 1953)
  • Oiseaux exotiques ("Экзотические птицы"), для соло фортепиано и оркестра ( 1955 -56)
  • Catalogue d'oiseaux ( "Каталог птиц"), для фортепиано ( 1956 -58)
  • Chronochromie ("Время-цвет"), оркестра ( 1959 -60)
  • Verset pour la f?te de la d?dicace, для органа ( 1960)
  • Sept ha?ka? ("7 хокку"), соло фортепиано и оркестра ( 1962)
  • Couleurs de la cit? c?leste ("Краски небесного города"), соло фортепиано и ансамбля ( 1963)
  • Et expecto resurrectionem mortuorum ("Да we await the resurrection of the dead"), деревянных духовых, медных духовых и ударных ( 1964)
  • La Transfiguration de Notre-Seigneur J?sus-Christ ("Спас Господа Иисуса"), large 10-part chorus, фортепиано соло, виолончели соло, флейты соло, кларнета соло, xylorimba соло, vibraphone соло, large оркестра ( 1965 -69)
  • M?ditations sur le myst?re de la Sainte Trinit? ("Meditations on the mystery of the Holy Trinity"), для органа ( 1969)
  • La fauvette des jardins ("Garden warbler"), фортепиано ( 1970)
  • Des Canyons aux ?toiles ... ("From the canyons to the stars ..."), соло фортепиано, соло валторны, соло колокольчиков, соло ксилоримбы, камерного оркестра и 13 струнных инструментов ( 1971 -74)
  • Saint-Fran?ois d'Assise, опера ( 1975 - 1983)
  • Livre du Saint Sacrament ("Book of the Holy Sacrament"), для органа ( 1984)
  • Petites esquisses d'oiseaux ("Small sketches of птицы"), фортепиано ( 1985)
  • Un vitrail et des oiseaux, фортепиано соло, медных духовых, деревянных духовых и ударных ( 1986)
  • La ville d'En-haut, для фортепиано соло, медных духовых, деревянных духовых и ударных ( 1987)
  • Un sourire, для оркестра ( 1989)
  • Concert ? quatre ("Четверной концерт"), для фортепиано, флейты, гобоя, виолончели и оркестра ( 1990 -91, завершено Loriod и Benjamin)
  • Pi?ce pour piano et quatuor ? cordes ("Пьеса для фортепиано и струнного квартета") ( 1991)
  • Eclairs sur l'au-del? ("Flashes on the beyond"), оркестра ( 1988 -92)

3.2. Опубликованы посмертно

4. Теоретические работы

  • Technique de mon language musical ("Техника моей музыкальной речи"), Leduc, Paris, 1944.
  • Vingt le?ons d'harmonie ("20 уроков гармонии"), Leduc, Paris, 1944.
  • Trait? de rythme, de couleur, et d'ornithologie (1949-1992) ("Трактат о ритме, цвет и орнитологию"), completed Loriod, Leduc, Paris, 1994-2002; 7 частей размещены в 8 томах.

Примечания

  1. Цит. по: Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии / / Музыка и современность. Вып. 4. М.: Музыка, 1966.
  2. Hill & Simeone (2005), p. 25
  3. Hill & Simeone (2005), p. 120
  4. Hill & Simeone (2005), pp. 199ff, outlines the chronology of Messiaen's compositions of 1951 -52 Le merle noir и Livre d'orgue

Литература

  • Мессиан О. Техника моего музыкального языка / Пер. с нем. и коммент. М. Чебуркиной. Науч. редакция Ю. Холопова. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1994 (1995).
  • Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии / / Музыка и современность. Вып. 4. М.: Музыка, 1966.
  • Холопов Ю.Н. симметричные лады в теоретических системах Яворский и Мессиана / / Музыка и современность. Вып. 7. М.: Музыка, 1971, с. 247-293.
  • Задерацкий В.В. Сонористическое претворение принципа остинантносты в творчестве Оливье Мессиана / / Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985. С. 283-317.
  • Екимовский В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. М., 1987.-301 с.
  • Мелик-Пашаев К. Творчество О.Мессиана. М., 1987.-207 с.
  • Куницкая Р. Французские композиторы XX века. М., 1990.С.77-114.
  • Цареградская Т.В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М., 2002.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам