Надо Знать

добавить знаний



Оранжевый цвет



План:


Введение

Оранжевый (оранжевый) - цвет, промежуточный между красным и желтым. Имеет длину волны 590-620 нанометров. Назван фрукта апельсины ( пол. Pomarańcza , фр. Orange ), Который считается эталоном этого цвета.


1. Оранжевый цвет в различных национальных культурах

  • Оранжевый - национальный цвет Нидерландов. Первоначально оранжевая полоса присутствовала на флаге Нидерландов, однако позднее она была заменена на красную, поскольку оранжевая ткань была дефицитом. В наши дни во время национальных праздников жители королевства надевают оранжевый одежду, а футбольные болельщики, поддерживая национальную команду, даже красят лицо в оранжевый цвет.
  • В Ирландии - символ протестантизма, благодаря ордена оранжистов.
  • Кампанию протестов, митингов, пикетов, забастовок и других акций гражданского неповиновения в Украине во время президентских выборов 2004 года называют оранжевой революцией. Также с этим цветом ассоциируется политические силы, которые поддержали на этих выборах В. Ющенко.
  • Во многих странах, например в Бельгии, светофоры вместо желтого имеют оранжевый фонарь.

Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов "Я". Он образуется при сочетании желтого цвета, выражающего активность и экстраверсии, и красного цвета, что символизирует страсть и плоть. Соответственно, в оранжевом цвете нашло воплощение сочетание психологических особенностей образующих его цветов. В этом смысле, оранжевый - один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение в конфликтах. С другой стороны, он вытесняет другие цвета, может внести в жизнь потрясение, символизирует страсть борьбы, демоническое начало войны. В теории цвета И. Гете, которую великий немецкий поэт считал главным делом своей жизни, оранжевому цвету отводится важное место между двумя полюсами: красно-желтым и желто-красным. И. Гете характеризует оранжевый цвет как сгущение и усиление свойств желтого цвета. Это цвет теплоты и блаженства, раскаленного жара, пекла, накала, и в то же время, мягкого отблеска заходящего солнца. Поэтому этот цвет приятно радует глаз, когда используется в окружающей обстановке или одежде. Активная сторона оранжевого цвета связана, по И. Гете, с его высокой энергией. Стоит поэтому удивляться, что "энергичные и здоровые люди" особенно рады этому цвету. И. Гете считал, что "пристально посмотреть на вполне желто-красную поверхность, чтобы показалось, что этот цвет действительно врезался в наш глаз", он якобы входит, вонзается в тело. "Он вызывает невероятное потрясение ..." И. Гете отмечает, что оранжевая платок возбуждает и тревожит также и животных.


3. Ассоциации и психическое воздействие

Пламенная теплота оранжевого цвета вызывает, по Ф. Стефанеску-Гоанга, ассоциации с апельсинами, южными ландшафтами и заходом солнца. Оранжевый цвет особенно связанный с огнем. В одежде оранжевый цвет используется как сигнальный цвет, например, при дорожных работах. Как близкий солнечному свету, оранжевый цвет используется в одежде индийских монахов. Оранжевый, как цвет солнца, - это цвет просветления. Психическое воздействие оранжевого цвета единодушно характеризуется как возбуждающее, теплое и радостное. В оранжевом цвете соединяются сияющая сила желтого цвета и приветственный, страстный начало красного цвета. Таким образом, оранжевый цвет может оттенить или вытеснить другие цвета. Ф. Стефанеску-Гоанга связывает оранжевый цвет с радостным чувством удовольствия. R. Heiss и H. Hiltmann считают оранжевый, как и желтый, цветом экстраверсии. По их мнению, это якобы второй фронт после желтого и красного цветов. Оранжевый цвет связан со стремлением достижения и самоутверждения. В тесте цветных пирамид Макса Пфистера оранжевый цвет - это, прежде всего, "цвет телесности". По сравнению с красным, желтый компонент, содержащийся в оранжевом цвете, выражается как на телесном уровне, так и в более совершенной эмоциональности, в более направленном движении. H. Frieling и X. Auer называют оранжевый цвет "праздничным, радостным, согревающим". Его считают также "цветом светлого изобилия". F. Birren характеризует оранжевый цвет как "веселый, общительный, живой, энергичный, сильный и действенный". Johannes Itten описывает оранжевый цвет как смешение желтого и красного цветов. Оранжевый цвет якобы находится в ячейке большой излучающей активности. Он солнечную силу свечения, воплощенной в сфере материального начала, достигает в красно-оранжевом цвете максимума теплой активной энергии. E. Heimendahl описывает оранжевый цвет как имеющий благотворное воздействие, потому что он снимает напряжение во всех конфликтах, легко и ясно показывая радостные стороны жизни, в то время как синий цвет - противоположность оранжевому - показывает серьезные стороны жизни. Оранжевый цвет также неоднороден. В нем тоже можно выделить целую шкалу оттенков - от светлых желтоватых до огненно-красных тонов. J. Itten считает, что главный компонент оранжевого цвета - это красный цвет. В оранжевом цвете теплый тон красного достигает максимума огненной силы. При правильном подборе контраста, красно-оранжевый цвет может символизировать страсть борьбы. Этот цвет символически связан с планетой Марс. Он символизирует демонический мир войны. Воины, которые борются, часто носят красно-оранжевые одежды. По Максу Люшером, если до чистого желтого добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого (раскрытие и установление контактов) повышается сторону активной интенсивности. Благодаря красному желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной сдержанности или изощренности. Желтый и оранжевый передают атмосферу, часто изображалась на картинах старых голландских мастеров - с пышными девицами и солдатами. Если же красный цвет усилить родственным ему желтым, то в полученном оранжевом цвете "внутреннее движение красного цвета начинает становиться движением излучения, излияния в окружающее". Такой вывод делает Василий Кандинский в своей книге "О духовном в искусстве". Он сравнивает оранжевый цвет с человеком, уверенным в своих силах, такой, что вызывает ощущение исключительного здоровья. Оранжевый цвет вызывает у В. Кандинского ассоциацию со звучанием церковного колокола средней величины, призывающий к молитве "Angelus", или с сильным голосом альта, а также альтовой скрипкой, которая поет Ларго. В теории "звук-цвет", разработанной российским композитором Александром Николаевичем Скрябиным, оранжевому цвету соответствует нота "ля", что символизирует в музыке "легкомысленность в смысле легкого и беззаботного восприятия мира". В Пифагорейской школы, связывавшей воедино "число-звук-цвет", оранжевый цвет соответствовал цифре "5".


4. Психодиагностика

Б. А. Базыма и И. Кутько из НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии в г. Харькове провели экспериментальную проверку валидности "Клинического цветового теста" М. Люшера относительно типов акцентуаций характера по Э. Крепелин, П. Б. Ганнушкина и А. Е. Личко. Положительное отношение к красно-желтого цвета явно отмечается у людей гипертимного типа или конституционально-возбужденных. П. Б. Ганнушкина вслед за Э. Крепелином описывает их как "блестящих, но большей частью неравномерно одаренных субъектов, которые удивляют окружающей гибкостью и многосторонностью своей психики, богатством мыслей, часто художественной одаренностью, душевной добротой и отзывчивостью, а главное, веселым настроением . Это люди, быстро откликаются на все новое, энергичные и предприимчивые ". В то же время для них характерна поверхностность и неустойчивость интересов, постоянная потребность в увеселениях. Желто-красный цвет предпочитают люди с циклоидным типом акцентуаций характера, для которых характерна периодическая смена состояний возбуждения и депрессии.


5. Психотерапия цветами

Оранжевый цвет несет в себе возбуждающее и жизнерадостное начало. Это шумный, жаркий, пламенный, бодрый и веселый цвет. В отличие от синего это неинтимний цвет. Оранжевый цвет укрепляет волю, поддерживает сексуальность, активизирует деятельность желез внутренней секреции, регулирует обменные процессы, способствует укреплению легочной ткани, лечит болезни мочеполовой системы, улучшает кровообращение и цвет кожи, эффективен при заболеваниях селезенки, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории.


6. Символика

Символика оранжевого цвета занимает промежуточное положение между мягким и светлым желто-оранжевым цветом апельсинов и горячим огненно-красным цветом пламени. В живописи оранжевый цвет преобладает для изображения яркого солнца, спелых плодов, прекрасных человеческих тел. В христианской традиции оранжевый цвет используется для изображения Св. Троицы, при росписи яиц, которые несут космическое начало. Оранжевый цвет символизирует развитие, направленность на успехи. Как самый вопиющий он занимает господствующее положение в ряду других цветов либо благодаря своей положительной превосходстве над ними, либо через негативный эффект вытеснения других цветов (в зависимости от положения оранжевого цвета в контексте позитивного и негативного полюсов символического значения). Недаром спасательные жилеты альпинистов, спецовки дорожных рабочих, надувные спасательные жилеты моряков окрашены в этот заметный цвет. Оранжевый цвет называют "flamma amoris et caritatis" - пламенем любви и милосердия.


7. Архетипы

Архетипы оранжевого цвета нельзя рассматривать изолированно от красного цвета. Символика желто-красного и "чистого" красного цвета во многом пересекается. Желто-красный цвет связывают часто с серафимами (евр. "огненный", "пламенеющий"), наиболее приближены к Божественной любви сущности. В серафимов по шести крыльев - двумя они закрывают свое лицо, двумя закрывают ноги, двумя летают. Один из серафимов очищает уста пророка Исаии, коснувшись его горящим углем, и этим готовит его к служению. Этот сюжет использован в стихотворении А. С. Пушкина "Пророк". С оранжевым цветом связан создавая дух огня, образ Меркурия. Считалось, что Меркурий может обеспечить не только торговую прибыль, но и указать зарытый клад. Кельтская богиня молодости и любви Идуна (древне-исландский Идунн - "обновляющая") является в желто-красном одеянии. В скандинавской мифологии ей принадлежат чудесные золотые "молодильные" яблоки, благодаря которым боги сохраняют вечную молодость. Воинственная сила Марса и огонь Сатурна символически воплощаются в желто-красных тонах. Желто-красные, оранжевые тона символизируют также вулканические силы, несущие опасность и вырываются из глубины земли и внутренней глубины, сущности тела. В этом контексте оранжевый цвет подобен взрыву. Оранжевый цвет - это энергия, которая распространяется как поток. Оранжевый цвет может символизировать теплый, золотой желток яйца. В сияющем оранжево-красного цвета также женская мудрость - София. Она несет в себе мудрость особого рода: не холодный мужской рационализм, а эмоционально согретую, согревающую и оживляющее женскую духовность. В иконографии ее лик и руки - огненных цветов.


8. География

9. В искусстве


Цвета радуги
Spectrum4websiteEval.gif

Красный | Оранжевый | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Фиолетовый



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам