Надо Знать

добавить знаний



Оратория



Оратория ( итал. Oratorio от лат. oro - Говорю, молю) - большой концертный произведение на определенный сюжет (для солистов, хора и симфонического оркестра). Оратория возникла в XVII в. почти одновременно с кантатой и оперой, имеет определенное сходство с ними, отличаясь от кантаты развернутым сюжетом и большими размерами, а от оперы - преобладанием оповидальности над драматургией, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления (хотя бывают исключения).

Классические образцы О. на античные и библейские сюжеты создал Г. Ф. Гендель ("Самсон", "Геракл", "Мессия", "Иуда Маккавей"). Выдающимися авторами ораторий были: А. Страделла, А. Скарлатти, Д. Букстехуде, Г. Телеман, Л. ван Бетховен, В.А.Моцарт, Ж.-Б. Люлли и др.. В XIX в. О. теряет свое значение, приобретая лирических рис ( Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. Шуман и др.)., а в XX ст. сближается с оперой ( А. Рубинштейн, И. Стравинский, А. Онеггер, К. Орф, К. Пендерецкий, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Ю. Шапорин, Дмитрий Шостакович, Александр Билаш, А. Штогаренко, Р. Щедрин и др.).


История возникновения

Истоки оратории как музыкального жанра уходят средневековья и касаются литургических драм, целью которых было приблизить содержание литургии (что проводилась латинском) в сознании рядовых прихожан. Впоследствии, к концу 15 века, литургические драмы начали исчезать в связи с общим снижением влияния и популярности церкви.

Впоследствии, во время Реформации, традиции музыкально-театральных действ духовного содержания начинают возрождаться. Около 1551 в Риме при монастыре Сан-Джироламо начали проводить "молитвенные встречи" ( итал. congregazione dell'Oratorio ), С целью популяризации католицизма за пределами храма. Такие собрания проходили в специальных помещениях при церкви, назывались ораторий, и были предназначенными для чтения и интерпретации Библии и бесед духовного содержания. В таких "ораториях" ставили различные сцены библейского сюжета, которые были разделены проповедью на две части. Эти сцены также сопровождались музыкой - хоровая-вокальными композициями под названием Лауды, подобными мадригалов. Сначала их писал Джованни Анимучча, впоследствии - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Со временем эти сценки переросли в особые аллегорические драмы, где героями могли выступать также абстрактные понятия (наслаждение, время и т.п.). Впоследствии название места, где они проходили - оратория - стала ассоциироваться с самим действом.

Первая оратория "Представление о душе и теле" Эмилио де Кавальери 1600 года была морально-аллегорической драмой (включала таких героев как "свет", "человеческая жизнь", "тело", "удовольствие", "разум") и еще сохраняла связь с сценическими эффектами (костюмы, декорации, танцы), впоследствии перестало быть характерным для этого жанра.

К середине 17 века в Италии появляются два вида ораторий: "вульгарная" ( итал. oratorio vulgare ) И "латинский" ( итал. oratorio latino ). Для первой категории были характерны произвольные тексты итальянских поэтов, а для второй - тексты латинские библейского происхождения. Образцами первого типа можно назвать ораторию "Даниель" Джакомо Кариссими, "Томазо" Марко Мараццоли и "Иоанн Креститель" Алессандро Страделла, другой - большинство ораторий Джакомо Кариссими (в частности "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона") . Кариссими был первым, кто посвятил значительную часть своего творчества именно оратории, а также первым, кто лишил ораторию активной сценического действия в пользу повествовательной концепции жанра.

Хотя оратория возникла в Италии, здесь ее быстро вытеснила опера, и своего расцвета она приобрела благодаря другим национальным культурам, в частности немецкой. Создателем классической оратории считают Георга Фридриха Генделя.


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам